Коронавирус нанес сокрушительный удар по региональной экономике. Однако сила этого удара зависела от состояния, в котором пребывала эта экономика до того, как в наши города и веси пришла неумолимая зараза. А находилась она в состоянии крайне запущенной бюджетной, организационной и кадровой анемии.
Судите сами: к середине 2020 года упало все! Например, за январь-апрель 2020 года снижение индекса промышленного производства составило -4,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На -4,3% сократилась добыча полезных ископаемых, на -3,1% сократился индекс обрабатывающих производств.
Все упало, шеф!
Самым ярким показателем общего падения промышленного производства стало падение производства электроэнергии, газа, воды и пара, без чего, как известно, не работают предприятия. Здесь в январе-апреле 2020 года снижение индекса промышленного производства составило -6,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг за январь-апрель составил -2,7%, объем добычи полезных ископаемых - -11,1%, объем производства электроэнергии, газа, воды и пара - -13,1%.
Это только за четыре месяца 2020 года. Говорить, что во всем виноват коронавирус - еще рано. Настоящие последствия ковидобесия грянут весной-летом 2021 года, когда последствия кризиса дадут о себе знать в полной мере. Одно лишь несомненно: руководство регионом оказалось не готовым к вызовам. И эту неготовность нельзя объяснить только тем, что Covid-19 стал “черным лебедем”. Быть может именно он таким “лебедем” и стал, но о кризисе, в том числе и о кризисе региональной экономики, задолго до его начала на страницах своего издания говорили не только мы.
Если бы власти были готовы к экономическому кризису, то, скорей всего, они бы смогли создать барьер на пути вируса. Но неготовность к одному повлекла к капитуляции перед другим. Перефразируя известное высказывание Уинстона Черчилля так и хочется сказать: если власти, выбирая между коронавирусом и кризисом, выбирают вирус, они получают и кризис и вирус.
Как это не парадоксально, но у региональной власти к концу 2020 года как не было, так и нет программы преодоления кризиса. Против вируса боролись, подражая Москве. Как поступали в столице, так поступали и в Саратовской области. Что касается экономического кризиса, то и здесь нет четкого понимания, что необходимо делать в первую очередь, чтобы его если и не остановить, то хотя бы ослабить. Вся надежда на поддержку со стороны федерального центра. Страшно представить, что было бы, если бы такой поддержки не оказалось!
Но ведь нельзя же сказать, что региональные власти ничего не делали для того, чтобы противостоять самому грозному вызову нашего времени. Что-то же они должны были делать! Да, они делали: закладывая глубокие и мощные мины, которые обязательно взорвутся в 2021 году. В каких же точках закладывались эти механизмы, ведущие к коллапсу? Они закладывались во всей системе управления, на всех уровнях власти, в большинстве сфер жизнедеятельности. Чтобы не быть голословными приведем здесь примеры.
Итак, первая мина была заложена при реорганизации регионального правительства, которая свелась к учреждению “прорывной должности” председателя правительства. Эта реорганизация в первую очередь привела к возникновению двоевластия и к дублированию функций. Само правительство оказалось расколотым, ведь часть чиновников назначает губернатор, а часть - председатель правительства. Фактически это значит, что в управлении появляются “люди Радаева” и “люди Бусаргина”. На первых порах это противоречие может быть не так заметно, но при дальнейшей эволюции такой схемы управления, коллизии неизбежны. Они неизбежны и при элементарном стратегическом планировании, когда любое начинание председателя правительства может быть отменено или того хуже - выхолощено губернатором.
В принципе реорганизация уже парализовала правительство региона, лишив его даже той слабой динамики, которой оно обладало при вялом губернатора.
Это отразилось и на кадрах. Никто не желает идти работать в правительство, где нет единоначалия, где одна структура дублирует другую, где одно решение может быть отменено или радикально изменено другим. Недавние выговоры и понижения с унижениями зампредов - наглядно показали, что у губернатора, с недавних пор сложившего с себя персональную ответственность, преобладает только одна задача: свалить все свои прошлые и нынешние просчеты на подчиненных. Например, случай с бывшим министром экологии Дмитрием Соколовым, недавно оправданным судом. Его хотели осудить только потому, что на него пытались переложить ответственность за действия губернатора Саратовской области.
В итоге мы имеем правительство, которое находится в состоянии паралича и настоящей паранойи. О какой дееспособности и эффективности здесь может быть речь?
Нечего говорить и о том, что такое несбалансированное управление не в состоянии справиться с кризисом и вирусом, выработать единый план действия, увидеть стратегию развития. Реорганизацию необходимо довести до логического конца, наделив председателя правительства всеми полномочиями, либо свернуть реорганизацию, вернув “все как было”. Мина взорвется при ближайшем потрясении, которого в наше смутное время можно ожидать в любой момент.
Вторая мина была заложена в фундамент регионального парламента. Уже с момента своего формирования не посредством выборов, а посредством голосования, этот орган власти оказался парализованным группой радикалов, которые постоянно дестабилизируют его работу. На третьем сроке правления парламент оказался раздербаненным и деморализованным точно также, как и высшая исполнительная власть. Введение в него неподготовленных лиц, резко снизило качество законодательной работы. Мы неоднократно писали о том, что кризис, охвативший областную думу уже нельзя разрешить бессмысленной и крайне неэффективной ротацией неподготовленных кадров, а посредством самороспуска и назначения досрочных выборов. Но на этот шаг никто не отважился и мы опасаемся, что не отважится до истечения сроком полномочий нынешней думы.
Это значит, что высшая законодательная власти региона утратила свои функции. Точно также, как она утратила функции представительства, связи с избирателями, ответственности перед ними, превратясь “вещь в себе”. По сути это значит, что региональный парламент потерял даже те остатки самостоятельности, которые были в нем в начале полномочий. Теперь органом представительной власти могут легко управлять авантюристы и проходимцы, а решения которые он будет принимать, будут либо тесно переплетены с коррупционными интересами, либо бессмысленными и неэффективными.
Достаточно привести пример того, как депутаты большинством голосов одобрили снятие персональной ответственности с губернатора Саратовской области или, скажем, одобрили выделение средств из бюджета на строительство “золотой велодорожки”, стоимостью в 240 млн рублей.
Вменяемый парламент никогда бы не одобрил выведение средств, предназначенных на ликвидацию последствий коронавирусной инфекции на территории Саратовской области на объект, которые в будущем будет приносить не прибыль, а убытки. Это самые яркие признаки несамостоятельности, зависимости парламента от авантюристов, проходимцев и ловкачей.
Третья мина это - Саратовская городская дума. За те пять лет, которые прошли с момента ее формирования, этот орган представительной власти выродился в классический “олигархический совет”, утративший какие-либо связи с избирателями.
Почему городская дума стала такой? Исключительно потому, что система выборов не предполагает зависимость кандидатов в депутаты от избирателей. Низкий порог явки привел к тому, что сегодня в городской думе заседают “избранники”, представляющие меньшинство населения, даже той его части, которая числится в избирательных округах.
Городская дума окончательно и в настоящих условиях бесповоротно, утратила какое-либо влияние на главу города, обеспечив ему и его присным атмосферу вседозволенности и безнаказанности, а многочисленные провалы в управлении почти миллионным городом, так и не получили должной оценки со стороны депутатов. Почему не получили? Потому, что депутаты утратили связь с избирателями, а сам городской парламент превратился в “городской совет олигархов” - узкой группы лиц, которые готовы решать чьи угодно интересы, но только не интересы горожан.
Но мину, которая уже тикает под фундаментом такого института представительной власти, как городская дума, взорвут не депутаты думы уходящей, а те, что придут к ним на смену. . Как известно, в 2021 году городская дума будет избираться только по одномандатным округам. В последний раз это было возможно в далеком 2000-м году. Но тогда в законодательстве был предусмотрен порог явки (не менее 25% от зарегистрированного числа избирателей). Это условие автоматически обеспечивало представительство большинства избирателей в городской думе и повышало ответственность депутатов.
На грядущих выборах только по одномандатным округам, при отсутствии порога явки, городской парламент будет сформирован через волеизъявление меньшинства избирателей, а сама состязательность за голоса потеряет всякий смысл. Поэтому мы можем легко предвидеть, что новый депутатский корпус Саратовской городской думы окажется на порядок хуже, даже того сборища олигархов, которых мы имеем в горсовете в настоящее время.
Падение качества депутатского корпуса неизбежно скажется на управлении городом, тем более в условиях, когда последствия кризиса проявят себя в полную силу. Депутатский корпус, избранный по разнарядке при явке, которая вряд ли превысит 10-15% окажется не готовым к очередной волны вызовов, которые не за горами. Это значит, что какие бы перестановки в эшелоне городской исполнительной власти не предпринимались, они окажутся неэффективными. Кроме того, избранная через такой механизм (механизм меньшинства) городская дума также может оказаться во власти и влиянии манипуляторов, которые будут управлять депутатами, как марионетками.
Примеры такого управления уже есть. Взять хотя бы тех депутатов, которые были избраны на довыборах в сентябре 2020 года.
Подводя итоги уходящего года, мы вынуждены констатировать, что в Саратовской области произошел тихий и незаметный перехват власти и управления группой, которая подчинила себя все ветви власти, все органы управления, превратив их в орудие своих узкокорыстных интересов.