Столь беспрецедентное решение приняли 19 июля депутаты Саратовской городской Думы на своём 37-м заседании. Соответственно, это многократно превышает темпы не только текущей инфляции. Такой суммарный уровень роста цен зафиксирован в России с мая 2014 года по июнь нынешнего года.

Заместитель главы города Роман Бусаргин сообщил депутатам, что уже сегодня себестоимость одной поездки в городском электротранспорте составляет более 37 рублей.

По сравнению с маем 2004 года цена проезда в общественном транспорте Саратова
с 1 августа 2018 года вырастет на 35% (фото/Сергей Щербаков).

Интересно, что за три дня до этого, на заседании комиссии по промышленности, транспорту, связи, торговле Саратовской городской Думы директор МУПП «Саратовгорэлектротранс» Роберт Виньков называл более умопомрачительные цифры. По его данным, в идеале проезд в трамвае и троллейбусе должен составлять 65 рублей. В этом случае СГЭТ мог бы развиваться и закупать новый подвижной состав. При стоимости проезда в 46 рубля предприятие может развиваться, но без закупки новых трамваев и троллейбусов.

Разумеется, при столь высоких тарифах на проезд в городском электротранспорте несомненную выгоду получили бы автоперевозчики. Однако эту проблему за день до минувшего заседания городской думы одним росчерком пера решила администрация Саратова. Глава города Михаил Исаев подписал изменения в постановление мэрии № 2031 от 15 августа 2017 года (пункт 2.8), которое обязывало автотранспортников оповещать власти о применение нерегулируемых тарифов на перевозки за 180 дней. Теперь действие указанного пункта в постановлении приостановлено до 1 января 2019 года, и теперь перевозчики могут применять подобные «вольные» тарифы без всякого предупреждения. А будет ли город каким-то образом пытаться этот процесс ценообразования регулировать, остается неясным.

Существует другая, очень серьёзная проблема, о которой практически никто из депутатов и чиновников мэрии не задумывался.

На заседании городской думы депутаты задавали вопрос, каким образом жители Саратова смогут рассчитываться за проезд банковской картой? Ведь ни трамваи, ни троллейбусы подобным оборудованием не оснащены. Но представители мэрии заверили, что вопрос может быть решен попутно, путём «внедрения» каждому кондуктору специального прибора для приема платежей банковской картой.

Безусловно, мобильные терминалы для оплаты проезда в общественном транспорте с помощью банковской карты существуют и успешно применяются в ряде регионов России. К примеру, в той же Москве и городах Московской области. Но бесплатно их раздавать кондукторам или водителям никто не будет. На их приобретение из бюджета города или МУПП «СГЭТ» также придётся изыскивать средства. Сколько? Считайте сами.

К примеру терминалы различной модификации торговой марки «VeriFone» продаются по цене от 10 000 до 39 000 рублей.

Терминалы торговой марки «Pax» продаются по цене от 22 000 до 29 000 рублей.

Отечественные терминалы «Yarus» — по цене от 13 000 до 33 000 рублей.

Умножьте необходимое количество таких терминалов на цену самой недорогой из указанных выше моделей (пусть и с существенной оптовой скидкой) — и вы получите достаточно круглую сумму.

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

На заседании Саратовской городской думы заместитель главы города Роман Бусаргин, докладывая депутатам о ситуации в общественным транспортом, привёл примеры расценок на проезд в электротранспорте в довольно не бедных городах Поволжья – Самаре, Нижнем Новгороде и Казани.

Специально для него сообщаем расценки на проезд в общественном транспорте богатого Ростова-на-Дону. На автобусе и на маршрутке проезд стоит 24 рубля; 20 рублей — за маршрутное такси и 17 рублей за троллейбус и трамвай при оплате транспортной картой. Школьники и пенсионеры имеют 50-процентную скидку на проезд в электротранспорте по транспортным картам.

Городским властям, прежде чем принимать столь поспешные решения второпях, следовало бы изучать не стоимость проезда в электротранспорте в других регионах, а ознакомиться с опытом технологий по внедрению безналичных расчётов на транспорте.

Так, например, в Ростове-на-Дону, где городская транспортная сеть и инфраструктура развита куда лучше, чем в Саратове, упорно, и не без проблем внедрялись в общественном транспорте валидаторы – специальные компактные приборы, работающие без «опеки» кондуктора.

Сегодня ростовские валидаторы принимают к оплате и банковские карты, и гаджеты, и специальные транспортные карты. При этом транспортной картой можно оплачивать проезд на одного и более пассажиров, а купить её можно в терминале, стоящем на любой остановке общественного транспорта, а также в подземных переходах.

Однако даже в благополучном Ростове-на-Дону в июле этого года общественность обсуждала неприятный казус. Здесь были выявлены случаи массового списания с банковских карт ростовчан изрядных сумм при оплате за проезд. Такие списания зачастую происходили в дни, не совпадающие с датами фактических поездок. Оператору безналичной оплаты проезда в общественном транспорте Ростова-на-Дону (ООО «Агентство развития платёжных систем») пришлось оправдываться и объяснять, что система приёма платежей принимает оплату, фиксируя её как успешную. Но фактическое списание средств со счёта карты может затянуться до 30 дней.

Заметим, что это происходило в городе, где система безналичной оплаты за проезд уже апробирована, внедрена и технически оснащена. Готовы ли власти саратовского муниципалитета к подобным проблемам?

Сергей ЩЕРБАКОВ

А как ещё бедным саратовцам теперь оплачивать проезд в общественном транспорте?
Разве что собой торговать… (Фото/Сергей Щербаков)