Держи дистанцию!

В теперь уже невероятно далеком 1980 году мои добрые родители за хорошую учебу и не очень хорошее (удовлетворительное с большой натяжкой) поведение решили поощрить меня покупкой мотоцикла. И вот зимой я купил замечательный советский мотоцикл «Минск» -- ММВЗ-3.112.

Ни зима, ни холод, ни гололед, ни метель не сломили моей страсти! Я гонял на нем в любую погоду, днем и ночью И только весной-летом 1980 года сдал на права водителя категории А и стал полноценным «советским байкером». До призыва в армию (как потом выяснилось, в ряды ВМФ) оставалось не более полугода.

Все это время я не расставался со своим двухколесным другом. У моих одноклассников были «Явы» и даже одна «Чезет» -- чехословацкого производства. Самые крутые байки того времени. Однако финансовые возможности моих добрых родителей могли позволить мне купить только «Минск». Это нисколько меня не смущало, поскольку весь наш выпускной 10-й класс был дружным и никто в нем даже и не помышлял о таком печальном ныне явлении, как социальное расслоение.

Мой первый мотоцикл

Конечно, на трассе «Ява» или «Чезет» легко «делали» «Минчик», но зато у нас был бензин дешевле (подходил и 72-й и 76-й и 80-й) и запчасти не были в дефиците.

Иерархия байков в те времена была простая. Те, что с коляской («Днепр», «Урал») — не считались. На них ездили «колхозники». На первом месте стояли мотоциклы чехословацкого производства -- «Ява» и «Чезет», затем шли «Ижи», но в бесколясочном варианте они встречались нечасто, после них котировались «Восходы». Все-таки у «Восхода» от цилиндра выходило две трубы (это считалось — круто), а у «Минска» -- только одна. «Восход» был мощнее. Не на много, но мощнее «Минска». Зато «Минск» считался очень надежным. Хорошо заводился в любую погоду, меньше ломался, был не так прихотлив. Короче, о «Минске» можно было сказать: дешево и сердито.

Прославленный "Днепр". На нем, правда, ездили одни "колхозники"

Поскольку десятилетка была от нашего поселка в семи километрах, мы гоняли в школу на мотоциклах. Преимуществ было огромное количество. Не надо было ждать школьного автобуса, который часто ломался из-за своей древности или оставался без движения, поскольку водитель — дядя Ваня, иногда уходил в глубокий запой и домой приходилось добираться пешком. Можно было в любое время «незаметно свинтить с уроков» и скрыться в неизвестном направлении. Мобильников тогда не было, так что искать нас было трудно, да никто особо и не искал.

Уже в те советские времена байк формировал у нас чувство свободы. Она была настоящей — по-юношески наивной, романтичной и желанной.

Легендарный "Урал"

Отдельно стоит отметить, что девушки больше симпатизировали тем, кто имел мотоцикл. Разумеется, самыми знатными «женихами» были владельцы «Яв» и «Чезет», но и мы — собственники изделий отечественного мотопрома — обладатели «Восходов» и «Минсков» не были обделены вниманием слабого пола. Особенно, когда они ждали школьный автобус, который по выше названным причинам не приезжал.

Гонки, поездки на дальние расстояния (особенно запомнилась поездка в Одессу!), на рыбалку, на природу — были нашим хобби. Но длилось это недолго. Вскоре мне пришлось уйти на военную службу и длилась она долгих три года. По возвращении со службы, своего преданного байка я уже не застал. Родители продали моего двухколесного, к тому времени, уже уставшего от безжалостной эксплуатации друга, по дешевке. Таким образом, после армии моя карьера советского байкера бесславно оборвалась, как потом выяснилось на долгие 36 лет!

Не знаю, уж, как так получилось, но все эти годы среди моих документов хранились мои советские права категории А. Они и сейчас выглядят, как новенькие. Кстати, к тогдашним советским правам прилагался талон предупреждений, куда за нарушение ПДД гаишники специальным компостером ставили «дырки». Три «дырки» и прощай права! У меня в талоне предупреждений была одна «дырка» за нарушение рядности движения. Вы не поверите, но тогда ездить по одной полосе рядом с другим мотоциклом было запрещено. За это я и получил свое единственное в байкеровской биографии предупреждение.

Легенда "Ява" 250

Самый популярный байк в СССР. "Ява" 350

Более того, в права было вложено и свидетельство об окончании автошколы, в которой я учился на права категории А! В этом свидетельстве было написано, где, когда и насколько успешно я прошел обучение.

В одно время эти права куда-то «подевались» и я уже подумал, что они пропали. Но однажды, перебирая старые бумажки, я их обнаружил в целостности и сохранности! Надо сразу отметить, что наличие прав стало главным побудительным мотивом, для того, чтобы я задумался над приобретением своего нынешнего двухколесного друга. Этот мотив особенно стал нестерпимым, когда я выяснил, что водительские удостоверения, выданные в СССР до 1992 года можно было обменять на новые без сдачи экзамена!

К этому времени я уже купил свой скутер! Замечательная машинка, пахнущая пластиком и бензином, произведение китайского мотопрома.

Красавица "Чезет" конкурировала с "Явой"

Казалось бы, счастье уже у меня в руках, ведь у меня уже есть водительское удостоверение категории В, а это значит, что можно гонять на мопедах. Но не тут-то было.

Когда я выбирал себе двухколесного друга, я подошел к делу серьезно. Изучал характеристики, отзывы и понял, что мопед, объем двигателя которого не превышает 49 куб. см и на котором можно ездить имея на руках права категории В, не подходит, поскольку его маневренность на городских дорогах — сомнительная. Поэтому и было принято решение: покупать друга, объем двигателя которого не менее 149 куб. см. Кстати, для тех, кто не знает, это дает вам право выезжать дальше правого ряда не только для перестроения, но и для движения.

Здесь-то меня и ждала первая засада: для управлением даже скутером с объемом от 125 куб. см уже нужны права категории А. Как говорится, ни В ни М здесь не прокатят. Значит, надо обменять права — дело не хитрое, без экзаменов же!

Но тут меня ждала вторая засада. Получал-то я права на Украине, а это значит, что из незалежной должно было поступить подтверждение о том, что я действительно, проходил обучение и мне были выданы права категории А.

Легендарный "Восход"

И тут началось! Меня стали убеждать все, в том числе и сотрудники МРЭО ГИБДД. Типа, мы с ними воюем, они нас не любят, никто вам ничего не пришлет, даже и не ждите. Легче пройти обучение заново.

К этому времени я уж отправил запрос. Помогала мне в этом замечательной души человек — госинспектор Алла Сергеевна. Я ей благодарен безмерно. За помощь, сочувствие, участие. Руководству ГУВД рекомендую поощрить этого сотрудника за просто человеческое отношение к людям! Сегодня это редкость. Большая редкость.

Вскоре выяснилось, что запрос я послал не туда. Это выяснилось после того, как мне удалось созвониться с Украиной. Пришлось переписывать запрос на другой город и, разумеется, на другой адрес.

Обращаю ваше внимание на то, что никто, кроме вас искать адрес подразделения, в котором вы когда-то получали права, будь-то Казахстан, Белоруссия, Армения или Узбекистан, не станет. «Сама, сама, сама!» -- как говорил один герой другой героине одного замечательного советского фильма.

Советские права были бессорчными

Выглядят как новенькие

За заменой водительского удостоверения я обратился в самом конце апреля (28-29 числа). Шли дни, недели, месяцы, но ответа не было. Не ждите! Звоните! Напоминайте. И я звонил. Звонил на Украину, в тот город, где, когда-то получал свои права. Никто меня «оккупантом», «агрессором» или «триклятым москалем» не обзывал. Никто не требовал у меня убираться с Донбасса или вернуть Крым. Мне отвечали вежливо, говорили, если получим, то обязательно ответим. Но все мои предложения по поводу факса, или там электронной почты — отметались с порога. Только почтой! Только в письменном виде с печатями и подписями начальника!

Мой поход к начальнику МРЭО ГИБДД (очень хорошему и доброму человеку, быть может, благодаря тому, что меня сопровождала Алла Сергеевна) закончился ничем. Он пролистал инструкции и сказал, что без запроса нельзя решить вопроса. Я и сам это выяснил через интернет. Так что никто мои права не нарушал. Оставалось только терпеливо ждать.

А вот и свидетельство об окончании автошколы. Его оказалось недостаточно для замены прав

Но все мои знакомые продолжали жужжать: не жди, иди учись, кто тебе будет отвечать, мы же с ними в контрах, хохлы — они такие, мстительные. И хотя я родился не совсем на Украине, все-таки Бесарабия вошла (точнее, была подарена тов. Сталиным УССР) только в 1940 году, и там живет чуть ли не «каждой твари по паре» -- более 20 национальностей, т.е. это не вредные «западенци», сомнения все равно одолевали.

И я сломался. Пошел учится в автошколу. Начал ходить на вождение, крутить «восьмерку» на байке, трогаться и останавливаться, разводя широко руки в стороны, показывая, что мотоцикл остановлен и убежать от хозяина не сможет. Я уже заканчивал автошколу, через 10 дней должны были состояться экзамены, как вдруг... Как вдруг! С незалежной приходит ответ на запрос, в котором подтверждается выдача моих прав!

Но засады были еще впереди. Один майор — не добрый человек, да что-там не добрый, просто бесчеловечный чинуша! Отказал мне выдать права, просто потому, что в медсправке не была открыта категория А. Я ему сказал, что справка с открытой категорией лежит в автошколе, что я ее привезу если не сегодня, то завтра, но он был неумолим.

Для тех, кто будет идти моим путем, напоминаю: для замены прав вам необходима медсправка, в которой должны быть открыты все категории, которые указаны в ваших старых правах. Без этого даже запрос не поможет. К сожалению, Алла Сергеевна в это время была в отпуске.

А у моего друга был вот такой еще "Минск". Над ним все посмеивались, но этот мотоцикл никогда не ломался

Но вот, наконец, все позади. Права мне обменяли.Держа их в руках, я верю написанному с трудом. Дело в том, что права категории А были выданы мне в 1980 году, а обменены в 2016 году. Таким образом, мой водительский стаж байкера составил... 36 лет.

Особо отмечу, что права по отдельности вам никто менять не будет. Я менял свои права категории В по истечении десятилетнего срока в 2015 году, на этот раз мне их обменяли в 2016 году с указанием разрешенных категорий. Теперь у меня их целых пять: А, А1, В, В1 и М. Категория А открывает вам право вождения всех мотоциклов, мопедов, скутеров. Но не обольщайтесь. Например, на квадроцикл нужно уже удостоверение... тракториста. Кстати, оно у меня есть) Может, поменять?)

Кстати, категория М — это все, что не дотягивает до 125 куб. см, то есть мопеды. Теперь ими управлять без прав — запрещено и это правильно.

Казалось бы, вот и сбылась мечта. Спустя 36 лет я снова стал байкером. Но засады продолжались!

Законопослушный гражданин должен зарегистрировать свое ТС в течение 10 дней с момента покупки. Пропустите срок и штраф в 1500 рублей вам гарантирован. Имейте это в виду!

Но. Но! Вы же знаете, что регистрация невозможна без страховки! А страховка без диагностической карты, т.е по-старому — техосмотра. Проблема была в том, что мой байк был 2013 года выпуска. А это значит, что техосмотр обязателен.

Ну а это мой настоящий друг -- шедевр китайского мотопрома

Вскоре выяснилось, что не все, далеко не все (а если точнее, то очень редкие!) пункты, где осуществляется техосмотр главным образом автомобилей, оказывают эту услугу мотоциклам и тем более, каким-то там скутерам или мопедам! Такой центр еще нужно найти, если, конечно, вы не пойдете иным путем, который потребует от вас дополнительных расходов. Но подчеркну, что ТО мотоцикла делают не везде!

Мало того, мотоциклы, скутеры, мопеды до 150 куб. см страховые компании предпочитают не страховать! На вопрос: страхуете ли вы мотоциклы, следовал отрицательный ответ.

Кстати, сегодня и автомобиль-то не везде просто так и легко застрахуют по ОСАГО, обязательно навяжут допуслугу или заставят томиться в очереди, а про мотоцикл я вообще молчу. Сам столкнулся с такой несправедливостью!

Между прочим, управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков это штраф в размере пять тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев. Не забывайте, что у вас после обмена будут одни права с указанием всех разрешенных категорий. Если отберут права на управление мотоциклом, а у вас была категория В, то прощай и управление автомобилем! Имейте это в виду.

Ну а это ваш покорный слуга со своим другом байком

Так что езда без госномеров — накладна материально и чревата отъемом прав на управление ТС. Надо регистрировать, но как если ТО мотоциклов никто не проводит, а без этого не возможно получить страховку, а без нее невозможна регистрация. Такой вот заколдованный круг!

Но, как говорится, стучите и вам откроют, просите и вам дадут. Нашел я место, где проводят ТО мотоциклов, а страховку (разумеется, с допуслугами — страхуют квартиру от пожаров, затоплений, проливов (вас и если — вы), получил в своей компании, в которой страхую свой автомобиль. Там за добросовестную и безаварийную езду мне сделали скидки. ОСАГО на мото будет стоить минимум 4500-5000 руб. Для тех кому еще нет 25 и больше!

Итак, ТО есть, страховка есть можно и на регистрацию. Но засады преследовали меня по пятам. После прохождения всех процедур с осмотром ТС, сверкой VIN и т.д. выяснилось, что я совершил административное преступление, т.е. не зарегистрировал свое ТС в течение 10 дней со дня покупки. Об этом черным по белому было написано в договоре-купли продажи, который обязателен при регистрации даже приобретенного только вами в магазине или автосалоне ТС!

А это, господа, 1500 рублей. Если вы будете возражать, говоря, что у вас нет прав, чтобы доехать на своем ТС до МРЭО, вам ответят: нанимайте эвакуатор и везите, но сделать это надо только в течение 10 дней.

Удачного на дороге)

Но мир не без добрый людей. Как поется в песне, «Старший лейтенант, парень молодой...» пошел на встречу и сказал, чтобы я пришел через неделю, тогда штрафа не будет, вероятно, по сроку давности. Хороший человек! Добрый. Таких сейчас мало. Может быть, понял, что найм эвакуатора и доставка на регистрацию скутера — все-таки накладное занятие.

Понимаю, что при покупке автомобиля, особенно в автосалоне, все проще, там его можно сразу и зарегистрировать, но я же покупал мотоцикл (мопед, скутер, как только его не называли!) в магазине. ПТС пришла только через неделю... Короче, не повторяйте моих ошибок.

Да, чуть не забыл! О госпошлине. Замена прав -- это сегодня 2000 руб., за регистрацию ТС -- автомобиля 2850 руб., мотоцикла -- 2350 руб.  И еще. ТО -- от 600 до 1000 руб. Медсправка -- от 1800 руб.  ОСАГО от 4500 до 5000 тыс. руб. Допуслуги -- страхование квартиры, дачи, дома, жизни -- от 1500 до 2500 тыс. руб. Можно избежать, но придется постоять в очереди. Возможно, долго, иногда очень долго и по записи.  Если не дружите с интернетом, то за составление заявления, ксерокопии и прочие бумажки с вас сдерут минимум 1000 руб.  Если не зарегистрировали ТС в течение 10 дней -- штраф 1500 руб. Если прав нет, но хочется, то на категорию А от 9000 до 13 000 тыс. руб. в зависимости от автошколы. Может быть и больше.  О стоимости времени, сил, моральных и физических -- умолчу. 

Таким образом, вы рискуете потратить половину или даже больше, чем стоит ваш скутер китайского производства.

Ну вот я и прикрутил свой регистрационный знак. Процедуры, без которых не могу чувствовать себя законопослушным гражданином, закончились. Преимущества просто огромные. 13-14 августа, как сообщалось в СМИ, ГИБДД проводили операцию «Мотоцикл», проверяли владельцев байков на предмет наличия у них всего, что положено. Я, разумеется был остановлен инспектором 14 августа... Мы расстались добрыми друзьями, ибо у меня было ВСЕ, что положено, даже застегнутый шлем.

Ветер обдувает тебя со всех сторон, ты — свободен! Твой байк послушен и предан тебе, им так легко управлять, ты маневрен, не сравнить с автомобилем, ты проникаешь повсюду, ты везде успеваешь, не трясешься по поводу эвакуаторов, долго и мучительно выискивая место для безопасной парковки, расход топлива у тебя — минимальный, твои 150 куб. см позволяют тебе ускорится, если надо, а твои 8 л.с. несут тебя на крыльях мечты!

Это новые ощущения. Но для меня они — старые, просто забытые. Ты словно возвращаешься в свою юность, ты слышишь, как в шлеме свистит ветер, ты чувствуешь, как урчит мотор твоего байка. Ты снова молод, в твоем организме снова адреналин, ты счастлив. А вот и девушка, конечно, она уже не так юна, как 36 лет назад, но когда она обнимает тебя сзади и прижимается к тебе, ты счастлив вдвойне.

Ну а у него все еще впереди, обмен прав. прохождение ТО, получение страховки и госномеров...

Следи за дорогой, не рискуй зря, учи правила, будь предсказуемым, уступай дорогу дураку, пропускай пешеходов, они будут говорить тебе спасибо, ведь ты на байке, а значит слышишь их, уважай соседей по движению, будь вежлив и внимателен, не ленись переключать указатели поворотов, не забывай включать ближний свет, надевай шлем — в нем прикольно! -- застегивай его, не застегнутый шлем это езда без шлема, а это штраф — 1000 руб. Пассажир тоже должен быть в шлеме, не рискуй его здоровьем и безопасностью. И счастливого тебе пути!