Подписание совместной декларации

Наблюдатели обратили внимание на то, что встреча папы и патриарха (в дальнейшем я буду называть эту встречу — встречей двух пап) на Кубе совпала с выступлением Дмитрия Медведева на международной конференции в столице Баварии — городе Мюнхене.

Из этого факта наиболее дальновидные и яйцеголовые аналитики поспешили сделать вывод о том, что через этих своих представителей Россия ищет контактов с Западом для того, чтобы убедить того смягчить политику изоляции нашей страны. Версия, конечно, интересная и, как всякая версия, она имеет право на жизнь, но позиции Медведева и патриарха Кирилла, явно, диаметрально противоположны, не в смысле их религиозности, а в смысле их понимания природы власти в России.

Если, например, патриарх неоднократно давал понять, что он не только приверженец церковной догмы о том, что «вся власть от бога», но и преданный сторонник президента Путина, то Дмитрий Медведев, возможно, исключительно на подсознательном уровне, прямо или косвенно выражает либеральную тоску времен «до Крыма и Украины». По крайней мере, попытки убедить Запад в необходимости договориться, об этом наглядно свидетельствуют.

Но если с Медведевым все более или менее ясно, то с позицией патриарха не все так прозрачно, как может показаться на первый взгляд.

Ватикан и Московский патриархат сегодня — это не только государства в государстве, но и весьма информированные структуры, которые имеют свои, не побоюсь этого слова, резидентуры по всему миру. Думаю, что не надо объяснять, что и папе и патриарху хорошо известно то положение, которое сегодня складывается в мире и которое не может не вызывать беспокойство у первосвященников.

А в это время Дмитрий Медведев выступал в Мюнхене

Это беспокойство вызвано отнюдь не событиями на Ближнем Востоке, в Африке и на Украине. Несомненно, избиение христиан и гражданская война на Украине не могут не вызывать беспокойство у первосвященников, но это явления частного порядка. Более того, как бы папы не старались оградить своих единоверцев от угроз их жизням, без силовой поддержки со стороны светских властей им не обойтись. Одно дело защищать христиан пастырским словом, а другое — силой оружия. Тем не менее папы не призывали светские власти начать «новый крестовый поход» против новых гонителей христиан, чем-то напоминающих гонителей из римской империи доконстантиновых времен. Это дает нам право предположить, что обеспокоенность судьбой единоверцев в мятежных регионах планеты — всего лишь фон, на котором разворачиваются какие-то грандиозные события, о значении которых мы можем только догадываться.

Если сравнивать Ватикан и Московский патриархат, то первый, несомненно, менее зависим от светской власти, нежели второй. Но это и не удивительно, если учесть, что папа римский правит чуть ли не со времен апостолов Петра и Павла. В нашей истории, как мы знаем, существовал, так называемый, Синодальный период, когда в России было отменено патриаршество. Оно было восстановлено только после 1917 года. В общей сложности, новое патриаршество после Синодального периода существует без малого 100 лет. Но это вовсе не отменяет компетенции самой церкви.

Тем не менее, папа римский в своем общении с паствой более откровенен, нежели патриарх. Наш первосвященник все еще пребывает в локации, хотя православие располагает своими приходами по всему миру.

Св. Синод под лозунгом против Царя "за Временщиков, за Веру и Отечество" восстанавливает Патриаршество

Говорю об этом в связи с тем, что папа Франциск уже один раз обмолвился о грозящих миру переменах. Кстати, эти слова его нашли отражение и в совместной декларации обоих пап, но о том чуть ниже.

Символизм, хотя и развит в обеих церквях, в ее католической ипостаси имеет особое значение. Например, это касается практики выбора имени папой. Именно папой, а не конклавом или кем-то еще.

Сразу после избрания на конклаве, новый папа выбирает себе имя и соответствующий номер, под которыми он будет править. После 1555 года все римские папы меняли имя при вступлении на престол, хотя папа формально делать это не обязан.

Так вот, начиная с 1978 года, когда на престол был избран Кароль Юзеф Войтыла, взявший себе имя Иоанна Павла II, на римском престоле правили, а последний правит до сих пор три первосвященника.

Кратко остановимся на сути имен каждого из них, поскольку это имеет не только смысловое, но и апостольское значение.

Взяв двойное имя Иоанна, как одного из евангельских апостолов, автора знаменитого Апокалипсиса и Павла, как одного из основателей римской церкви, Кароль Войтыла проявил себя на первосвященническом посту, как великий примиритель, как «кающийся папа», сумевший подняться над вековыми догмами и простить, через собственное раскаяние множество грехов и поступков самой римской церкви.

Достаточно вспомнить обряд Mea Culpa — покаяние за грехи сынов церкви, молебен у Стены плача в Иерусалиме, его просьбу о прощения за разорение крестоносцами Константинополя в 1204 году, хотя ни крестоносцев, ни самого Константинополя к этому времени уже не существует.

Он становится первым папой, посетившим мечеть в Дамаске, посещает коммунистическую Кубу и осуждает экономические санкции против этой страны.

Кающийся папа

Иоанн Павел II приносит покаяние от лица западно-христианской церкви за преступления времен крестовых походов и инквизиции, 350 лет спустя, реабилитирует даже мятежного Галилео Галилея, признает вину церкви в массовом уничтожении протестантов во Франции во время Варфоломеевской ночи 24 августа 1572 года, а затем открывает архивы Святой инквизиции...

Иными словами, миссия покаяния и просвещения характеризует деятельность Иоанна Павла в полном соответствии с взятыми им именами — автора откровения и просветителя.

А вот сменивший Иоанна Павла II на посту первосвященника Йозеф Алоис Ратцингер, принявший имя Бенедикта XVI, хотя и возглавлял престол с 2005 по 2013 гг., явно ошибся с именем. Считается, что Бенедикт XVI покинул пост первосвященника потому, что оказался слишком стар и немощен (на момент избрания ему еще не было восьмидесяти). Однако суть этого поступка, на наш взгляд заключается в принятом имени. Бенедикт в переводе с латинского означает -- «Благословенный». Предполагалось, что эпоха, начиная с 2005 года, когда Йозеф Алоис Ратцингер был избран первосвященником, будет великой, благополучной и прекрасной. Но, вероятно, ватиканские провидцы объяснили папе, что его имя, увы, не будет соответствовать эпохе. Он добровольно покидает пост понтифика, что является редчайшим явлением в истории папства, в 2013 году, т.е. в последнем мирном и стабильном году нового тысячелетия.

Папа Бенедикт XVI ждал "блистательной эпохи"

Но имя — это всего лишь символ, а вот поступки Бенедикта явно вошли в противоречие с тем курсом просвещения и покаяния, который был взят Иоанном Павлом II. Бенедикт умудрился поссориться с мусульманами, когда повторил слова византийского императора XIV века Мануила II о том, что Мухаммед принес миру лишь «нечто злое и бесчеловечное, такое, как его приказ распространять мечом веру, которую он проповедовал», чем вызвал гнев мусульман по всему миру. Потом эти слова пришлось опровергать. Были и другие неловкие моменты, например, связанные с педофилией, в чем обвиняли католических священников. И все же многое зависело от выбора имени...

Зато преемник Бенедикта XVI на папском престоле аргентинец Хорхе Марио Бергольо, избранный 13 марта 2013 года, принял имя Франциск и уже не ошибся.

Дело в том, что еще в 1208 году Франциск Ассизский основал нищенствующий монашеский орден. Новый орден был создан с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.

Святой Франциск Ассизский -- основатель ордена Францисканцев

Это имя взято последним папой не случайно, ибо в предстоящих испытаниях, которые ожидают все человечество, последний понтифик предпочитает быть с бедными, жить и действовать в атмосфере «любви к ближнему». Близится тяжелая эпоха и Франциск, на которого оказывает влияние пророчества святого Малахии, это хорошо понимает. Так, говоря о Рождестве 21 декабря 2015 года, он объявил толпе на площади Святого Петра, что «в то время как мир голодает, горит, и нисходит в хаос, мы должны понимать, что в этом году празднование Рождества может стать последним».

В мрачной речи папа римский сказал, что нынешнее хаотическое состояние мира знаменует начало «конца времен», и что в следующем году мир уже будет неузнаваемым. Ранее Франциск объявил о начале 3 мировой войны.

И все бы осталось в разряде «мрачных прогнозов» понтифика, если бы не нашло отголосков в декларации, принятой им совместно с патриархом Кириллом.

Из ордена францисканцев вышло много святых, тысячи мучеников, почти сто кардиналов, более 3000 епископов, множество миссионеров

Давайте внимательно прислушаемся к словам в декларации. «…Человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен. Христианская совесть и пастырская ответственность не позволяют нам оставаться безучастными к вызовам, требующим совместного ответа...» И еще: «…Безудержное потребление, характерное для некоторых наиболее развитых государств, стремительно истощает ресурсы планеты. Растущее неравенство в распределении земных благ увеличивает чувство несправедливости насаждаемой системы международных отношений...»

Это ключевые положения декларации, ибо они рисуют картину будущего, когда «мир уже будет неузнаваем». Хорошо информированные первосвященники, вероятно, знают об угрозах, с которыми уже совсем скоро столкнется человечество. Они даже знают, кто стоит за этими угрозами. Об этой «силе» мы можем только догадываться, но то, что она носит антицерковный и антирелигиозный характер — это несомненно, иначе нам трудно объяснить те побудительные мотивы, которые легли в основу встречи двух первосвященников.

Нищенствующий папа Франциск

Вера в современном мире и церковь, подвергаются внешним угрозам не только потому, что верующих становится все меньше. а авторитет священства падает. Нельзя не заметить новых гонений на церковь по всему миру. При этом речь идет не только о христианской церкви. Гонения осуществляются по всему религиозному спектру, не зависимо от той или иной конфессии.

Гонения выражаются не в прямом разрушении храмов и святынь, хотя и это имеет место быть. Например, разрушение святынь бандитами из ИГИЛ, взрывы древнейших статуй Будды талибами, разграбление ценнейший артефактов их музеев на Ближнем Востоке, уничтожение православных храмов на Украине и т.д. Речь идет о ликвидации религии, которая выражается в насаждении чуждых ей ценностей. Например, однополых браков, педофилии, наркомании, эвтаназии и т.д. С этими явлениями церковь не может мириться. При этом речь идет о всех великих конфессиях, а не только о христианской.

Молящийся патриарх Кирилл

Некая «темная сила» наступает, наступает уже давно. Именно ее наступление и побудило двух пап пойти на беспрецедентную встречу, которой еще вчера «что-то мешало», но уже сегодня христианские первосвященники смогли преодолеть вековые разногласия, вероятно, зная об угрозах не только церкви и вере, но и всему миру.

Грядущий Апокалипсис?