Лишь немногие историки, главным образом те, кто изучал этот период истории СССР еще в советское время, знают, что на самом деле творилось в начале 20-х годов на всей территории Поволжья и в частности в Саратовской области.
Когда нам рассказывают о том, что Фритьоф Нансен в начале 20-х годов прошлого века "помогал голодающим Поволжья", они явно не понимают всей трагедии того времени. Фритьоф Нансен не "помогал", а спасал голодающих, среди которых было большинство детей.
Саратовская область не была основной ареной, на которой разворачивались самые крупные сражения Гражданской войны в России. Зато она стала главным донором не только Гражданской, но и Первой мировой войны. Поэтому, когда в стране уже объявили об окончании войны и провозгласили начало новой экономической политики (НЭП) в опустошенном Поволжье разразился голод.
Голод усугубили три основных фактора: жестокая засуха 1921 года, от которой погибло около 22 % всех посевов, в некоторых районах урожай не превышал количество семян, затраченных на посевную; урожайность в 1921 году составила 43% от уровня 1913 года, катастрофические последствия Гражданской войны и политика военного коммунизма, которую проводили большевики с весны 1918 по весну 1921 года. Военный коммунизм включал в себя проведение продразверстки (изъятие "излишков" хлеба в деревне), запрет частной торговли и отмену денег.
Отчаянное положение, в котором оказалось правительство большевиков, усугубляли многочисленными бунты, крестьянские восстания, волнения и мятежи в армии и на флоте. РКП (б) пошла не только на отмену военного коммунизма и замену продразверстки на продналог, но и, пренебрегая классовой ненавистью, была вынуждена обратиться за продовольственной помощью к иностранным государствам и общественности. Советская Россия попросила помощи еще в начале лета 1921 года.
Надо понимать, что если уж твердокаменные большевики-ленинцы обратились к капиталистам и их "приспешникам" гуманистам, то положение и впрямь было катастрофическим. Несмотря на множественные просьбы, первая незначительная помощь была отправлена лишь в сентябре 1921 года.
Ситуация стала меняться после того, как Нансен развернул активную общественную кампанию для сбора средств в помощь голодающим. Благодаря его энергии и авторитету в Советскую Россию были направлены ряд миссий негосударственных организаций из Европы и США. Уже к концу 1922 года ситуацию удалось переломить.
Положение улучшилось благодаря тому, что в 1922 году был собран неплохой по тогдашним меркам урожай, дала свои плоды и новая экономическая политика. Но Нансен прибыл с помощью в Россию в тот момент, когда голод был в самом разгаре. Если бы не он, неизвестно, сколько бы еще жизней было потеряно.
Мало, кто знает, что против Нансена была развернута травля не только в Европе, но и в России. Надо было обладать огромным мужеством, стойкостью и, несмотря на все козни, чинимые против "идеального норвежца", добиться главного: накормить и спасти сотни, главным образом, детей.
Заслуги Фритьофа Нансена - неоспоримы и не нуждаются в каких-то дополнительных оправданиях и ли восхвалениях. Другое дело отношение к этому гуманисту в современной России.
Понятно, что большевики очень скоро постарались предать забвению подвиг Нансена, ведь он, в их глазах, хотя и был "человеком мира", но являлся выходцем из враждебной буржуазной среды. А что же нынешние либералы, демократы, общечеловеки, почему они так долго молчали?
Вспоминается возведение памятников Святому Владимиру или Ивану Грозному в Орле. Сколько было не то что шума, а просто ора! Вопль стоял над всей Россией. И то - возвеличивают тирана (Ивана Грозного!) ставят памятник кровопийце, маньяку и садисту, "кровавый режим" глумиться над своими гражданами! От памятника Ивану Грозному до создания новой опричнины - один шаг. Десятки передач, неисчислимое время в эфире, дискуссии, споры…
А вот на открытие памятника Фритьофу Нансену даже губернатор Саратовской области Валерий Радаев не приехал, не говоря уже о политиках федерального уровня. Ни один депутат ГД не прибыл в Маркс, ни один центральный телеканал не посвятил этому событию специальный репортаж, не говоря уже об отдельной передачи.
Не было ни дискуссий, ни споров, ни обсуждений, а ведь недалеко у нас праздник - День национального единства, который еще совсем недавно был Днем согласия и примирения! Фигура Нансена - идеальная для того, чтобы задуматься о согласии и примирении.
Этот великий гуманист спасал голодных не разделяя их ни на "красных", ни на "белых". Для него они все были просто людьми, которые нуждались в помощи.
Где же эта либеральная публика, которая пританцовывала на костях Ивана Грозного и тупо молчала, когда открывали памятник великому филантропу и альтруисту, каким был Фритьоф Нансен? И если, скажем, известные российские политики "стеснялись" присутствовать при открытии памятника "кровопийце и садисту" Ивану Грозному, то почему они стеснялись принять участие в открытии памятника Нансену? Здесь-то чего было стесняться?
P.S. Редакция издания "ВремениNet" выражает глубокую благодарность автору идеи установки монумента, депутату Марксовского собрания Александру Камаеву. Автору скульптурной композиции Владимиру Пальмину, а также всем тем, кто присутствовал при открытии памятника Нансену на Саратовской земле. Вы сделали большое и важное дело. Спасибо вам.