Как бы не стало кресло премьера прокрустовым ложем...

Наблюдатели полагают, что одной из причин перемен в правительстве стало желание “отодвинуть” Валерия Радаева, а если быть более точным, то избавить его от ответственности. Схема перестройки структуры правительства настолько проста и незамысловата, что мысль об освобождении губернатора от персональной ответственности - это первое, что приходит в голову.

И хотя равноудаленность Радаева - суть формальна, ведь он все равно остается главным должностным лицом исполнительной власти области, кто-то еще тешит себя надеждой, что передав бразды правления премьер-министру, Валерий Радаев будет сидеть себе где-то не берегу пруда с удочкой, в то время, как премьер начнет решать вопросы, которые в Саратовской области не решались годами. Что-то тут не то!

Думская оппозиция, как дети малые, сосредоточили свои нападки на новую структуру с точки зрения экономии бюджетных средств. Наивные! Неужели они не знают, что власть - бесценна, и если ей потребуется что-то поменять внутри себя самой, она пойдет на любые траты, ведь она уже давно перестала держать совет с тем, кто у нас главный по Конституции.

Оппозиция наивна еще и потому, что власть может пойти с ней на временную сделку, пообещав, что премьер-министр будет получать оклад в размере одного МРОТ, чтобы в дальнейшем установить достойное содержание новому главе правительства. Это самая простая уловка бюрократии, о которой думская оппозиция не знает в силу своей юности и вытекающей из нее наивности.

Ни за что не отвечать Радаеву не привыкать...

На самом деле, надо не считать во сколько бюджету области обойдется (во сколько надо, во столько и обойдется!) премьер-министр и добавочные вице-губернаторы, а необходимо требовать от исполнительной власти изложения полномочий главы кабинета. Именно от того, как будут прописаны не только на бумаге, но и показаны на деле эти самые полномочия, будет зависеть успешность или неуспешность предложенного властью эксперимента. Это, конечно, если сами перемены в структуре преследуют цель действительно изменить систему управления, придав ей динамизм и сделав эффективной. Если такой цели не ставится, то бесполезно даже обсуждать перемены. Однако через анализ полномочий нового главы правительства только и можно определить его вероятную эффективность.

Например, имеет ли право премьер подбирать кадры и назначать на должности новых министров? Должен ли он согласовывать кандидатуры с губернатором и что будет если губернатор станет отклонять кандидатуры, предложенные премьером? Короче, будут ли у него развязаны руки в отношении кадровой политики. Может ли он выгнать к соответствующей матери всех радаевских назначенцев или будет вынужден их оставить потому, что они дороги Радаеву, как память?

Судя по тому, как Радаев скоропалительно рассказал об изменении в структуре правительства, это была явно не его идея

Насколько самостоятелен будет премьер в плане использования бюджетных ресурсов и не придется ли ему любые траты согласовывать с губернатором, а то и еще бог знает с кем?  Нужно ли ему согласовывать с главой области документы и собственные постановления? Получит ли он только оперативную власть или будет наделен правом стратегического планирования? Вопросов, на самом деле, гораздо больше. Если премьер-министр будет согласовывать каждый свой шаг с губернатором, а тем более если последний начнет вмешиваться в деятельность премьера по своей инициативе и “ломать его политику”, то такому главе кабинета нечего делать в новой структуре.

Насколько можно было судить по тому куцему брифингу, который словно боясь не успеть до канадской границы, провел Валерий Радаев, оглашая решение о сложении с себя полномочий председателя правительства, предполагается, что премьер сосредоточится на решении вопросов, связанных с экономическим блоком: вывод из кризиса промышленности, спасение АПК и ВПК, а вся остальная имитация бурной деятельности с идеологией, социальной политикой, спортом, культурой и туризмом возьмут на себя прочие зампреды, которые в таком случае будут завязаны исключительно на губернатора, а премьер для них будет - чужаком.

Александр Стрелюхин ушел из правительства, когда туда пришел Радаев. То ли в знак протеста, то ли в результате "зачистки" радаевскими ипатовских, но с Радаевым Стрелюхин явно работать не захотел

Если премьер-министру будет подчиняться только экономический блок, а все остальные могут послать его лесом, то это уже будет не премьер-министр, а полу-премьер-министр, с урезанными полномочиями по всем направлениям. Если так, то с самого начала правительство может оказаться парализованным. Председатель правительства должен курировать все направления и отрасли, ему должны подчиняться все министерства и ведомства, комитеты и комиссии, а губернатор должен его поддерживать во всем и не завязывать на себя ни одно из направлений. Таков принцип единоначалия. Если его не соблюдать - будет кадровая чехарда и управленческий коллапс.

Вот об этом, прежде всего, должна была думать думская оппозиция, просто потому, что послушно-агрессивное большинство единороссов об этом думать не будет, поскольку делать это отвыкло. И только от оппозиции будет зависеть станет ли новая структура правительства дееспособной и эффективной или это будет очередной зонтик для губернатора, который прикроет его от всякой, в том числе и персональной ответственности. Если это и есть главная цель перемен, то не стоит и огород городить.

Вместе с тем, пока глухо, смутно, а местами и тупо, обсуждалась новая структура правительства области, в СМИ нет-нет, да и проникали намеки на то, что предполагаемый премьер - Александр Стрелюхин, сосредоточится на так называемых национальных проектах. Иными словами на его плечи будет возложена реализация и сопровождение нацпроектов на территории области. В таком случае речь может идти об особых полномочиях премьера. Другое дело получит ли он их в полном объеме?

При Павле Ипатове Александр Стрелюхин был зампредом, которорого бросали на самые сложные участки, в том числе и на аварийные

Как нам кажется, с реализацией нацпроектов на территории региона уже возникли проблемы. Нет, не в том смысле, что правительство Радаева настолько слабо, что неспособно их “освоить”.  В том-то и дело, что “освоить” средства, выделенные на национальные проекты такое правительство может без особых проблем. Правда, если его усилия по “освоению” будет прикрывать мягкотелый и недалекий губернатор. А вот если сопровождать проекты будет специально уполномоченный в ранге председателя правительства, есть надежда на то, что освоят их правильно.

Если так, то логика назначения Александра Стрелюхина на должность премьер-министра вполне понятна. Если нет, то она изначально расстрельная.

Дело еще и в том, что для извлечения Саратовской области из социально-экономического тупика, считают некоторые, необходима волевая и решительная личность, т.е. необходимые  ресурсы и прежде всего финансовые средства имеются в достаточном количестве, нужен только компетентный профессионал, который и сам начнет пахать и остальным спуску давать не будет.

Саратовская область примет участие в реализации национальных проектов с призовым фондом в размере около 21 млрд рублей - это треть бюджета региона

На самом деле, как мы уже отмечали ранее только одной волевой и компетентной личности для спасения региона уже недостаточно. Каким бы энергичным и профессиональным не был, скажем, Александр Стрелюхин, он окажется беспомощным в условиях, когда область заключила такую кабальную сделку с Минфином, что ее долговая удавка не только не ослабевает, но и продолжает затягиваться сильнее.

Отсутствие реальных финансовых ресурсов, без которого региональный промышленный и аграрный комплекс уже не спасти, вселяет в нас уверенность в том, что премьер как раз и будет на уровне области сопровождать национальные проекты и обеспечивать их реализацию.

В противном случае нам трудно объяснить ту логику, которой руководствовался тот же Стрелюхин, когда давал принципиальное согласие возглавить правительство области. Если, конечно, не учитывать и план  “В”, согласно которому удаление Радаева - это первый шаг на пути освобождения его от должности главы региона. Вполне возможно, что Стрелюхину дан испытательный срок, в течение которого он должен проявить себя, чтобы в дальнейшем претендовать на роль главы, но это уже другая история.

Справка ВN: Субъекты РФ, где разделены полномочия глав региона и регправительства: 

Волгоградская область (действует с 2012 года), Красноярский край (2008), Пермский край (2007), Кабардино-Балкарская Республика (1999), Карачаево-Черкесская Республика (1996), Республика Адыгея (2002), Республика Башкортостан (2003), Республика Дагестан (2006), Республика Ингушетия (1998), Республика Калмыкия (1998), Республика Мордовия (1995), Республика Саха (Якутия) (1995), Республика Северная Осетия - Алания (2005), Республика Татарстан (1992), Чувашская Республика (2002), Чеченская Республика (2003)