Тогда не страшно было переходить дорогу, машин было очень мало

Данные опроса свидетельствуют: главные причины, из-за которых россияне сожалеют о распаде СССР - разрушение экономической системы (52%), потеря чувства принадлежности к великой державе (36%) и рост взаимного недоверия и ожесточенности (31%).

За прошедший год представление о том, что СССР "можно было сохранить", стало разделять большее число опрошенных: 60% против 52% соответственно. Оно, как и сожаление о распаде, преимущественно характерно для респондентов старшего возраста, в то время как молодые опрошенные во многом дистанцированы от проявления подобных чувств.
Россияне в возрасте от 18 до 24-х лет – единственная возрастная группа, где "Индекс ностальгии" после 2002 года был ниже 100. Следовательно, и доля "сожалеющих" была ниже тех, кому распад в большей степени безразличен", - комментируют составители опроса.
Социолог "Левада-центра" Карина Пипия объясняет, что тренд на усиление ностальгии по СССР среди россиян старшего поколения в наибольшей мере вызван пенсионной реформой: "Население объясняет свои чувства к СССР преимущественно иррациональными представлениями о сильной экономике и благосостоянии тех времен, забывая о дефиците и карточках, тем более на фоне роста обеспокоенности проблемами благосостояния в настоящем. А среди молодежи это связано с "романтизацией" всего советского, что может привести к оправданию неприемлемых для постсоветской России тем" ("Левада-центр").

Явно постановочный снимок. Догадайтесь почему?

А что же на самом деле может стоять за этим “пиком ностальгии”? После того, как (на наш взгляд - незаконно) произошла денонсация СССР, начался длительный и двуединый процесс. С одной стороны началось и сегодня уже заканчивается, проедание наследства СССР, а с другой - демонтаж всего того, что было создано в СССР. Не только промышленного, научно-технического потенциала, но и социальных завоеваний.

Эти процессы разворачивались на фоне того, что пропаганда тщательно внушала бывшим гражданам Союза (а затем, тем, кто уже не был “рожден в СССР”), как “совок”. Еще одной “фишкой” пропаганды было стремление всячески доказать, что “СССР - это другая страна”, что он остался в прошлом, а с какого-то (точно не определено) времени началась история “Новой России”.

Эта, на первый взгляд, “безобидная идея”, преследовала всю ту же цель: сделать все возможное, чтобы СССР воспринимался, как “прах, который мы должны отряхнуть с наших ног”.

Собственно так было в истории России, начиная еще со времен Петра Великого, когда точно также “стряхивали прах” старой Московской Руси, отказываясь от всего того, что в ней было: и от хорошего, и от плохого. Появилось понятие “Россия молодая”.

Только не надо говорить, что в СССР такого не было!

Нечто подобное можно было наблюдать и после “падения ненавистного царизма”, когда снова на свет появилась “молодая Советская республика”. А третий раз - уже разворачивался на наших глазах после распада Союза. Таким образом. за последние 200-300 лет на свет Божий появлялись, как минимум три “новых России”: Петровская, Советская и нынешняя Эрэфия.

Что еще интереснее, через некоторое время в русском обществе возникало “щемящее чувство ностальгии” по прошлой России. Так, например, о допетровской Руси сильно ностальгировали так называемые славянофилы, от Константина Сергеевича Аксакова до Александра Степановича Хомякова. Славянофилы так сильно тосковали по утраченной Руси, что ввели в обиход моду на ношение бород, которые Петр велел сбривать, длиннополые кафтаны и зипуны, утварь, предметы быта и т.д.

Было написано немало работ о том, какой  “чистой, честной, православной” была старая Русь, когда цари пешком ходили к дальним монастырям, подавали милостыню “на помин души” юродивым и узникам, а нравы в целом были простые и правильные, например - “Домострой”.

Посмотрите, как скромно было одет наш генеральный

Если бы тогда существовала социология и  какой-нибудь “Левада-центр” провел бы опрос, то показатели были бы такими же, что и нынешние после распада СССР, а, может быть, и более высокие.

Еще одна волна ностальгии захлестнула немалое количество умов, когда стали вспоминать о “Николаевской России”. Нет, не та, что искусственно насаждается сегодня и активно пропагандируется фанатами “Дома Романовых” в лице Натальи Поклонской и etc. Эта ностальгия возникла еще при жизни СССР, благодаря появлению на экранах фильмов, которые как бы реконструировали жизнь дореволюционной России. Например, сага о “Возвращении резидента”, "Белое солнце пустыни (таможенник Верещагин)в пьесе Михаила Булгакова “Дни Турбиных” (в оригинале “Белая гвардия”), белые офицеры в эпопее о "Неуловимых мстителях" и многих других.

Кадр из фильма "Неуловимые мстители"

Она выражалась и в музыке, когда особенно популярными стали так называемые “белогвардейские песни”. Так, например, юнцы, распевающие песни о “Поручике Голицыне" даже и не знали, что написана она была их современником. Немало сил в возрождение ностальгии по императорской России внесла и русская иммиграция уже советского поколения, начиная от Любови Успенской, которая пела “Послушай меня, деточка, прабабушку свою/.      Вот крест святой! - я правду говорю/. Да знаешь ли ты, ангел мой, какая жизнь была/ Под крыльями двуглавого орла?” и заканчивая запрещенным в СССР Вадимом Мединым.

Это была ностальгия вызов, ностальгия протест, ведь и в СССР, как в нынешней РФ, делал все возможное, чтобы стереть у народа память об эпохе Российской империи.

И ничего, никто не боялся заразиться, не то, что теперь...Важно понять, что ностальгия достигала своего пика уже тогда, когда носителей прошлой эпохи давно уже не было в живых. Например, когда о Московской Руси ностальгировали славянофилы, тех былинных бояр, да дворян уже не было на свете, а сама Русь осталась разве, что в музеях, правда за небольшим, но очень важным исключением: еще была жива русская деревня, где быт во многом сохранился еще с Московской Руси.

Ностальгировали и “романтики белогвардейщины” уже в то время, когда не было в живых ни поручика Голицына, ни корнета Оболенского.

В настоящее время в РФ еще немало тех людей, которые не только родились в СССР, но и хорошо помнят все его достоинства и недостатки. Это значит, что пик ностальгии, который был получен в результате опроса “Левада-центра” - это еще не пик. Он будет достигнут тогда, когда не останется ни одного из живших в СССР. Правда, тогда уже станет окончательно ясно, что СССР - это такая своеобразная Атлантида, которая когда-то существовала, но со временем погрузилась в пучину вод.