Почему Алексей Березовский и Александр Исаев отказались от депутатских мандатов


Нам надо построить школу за девять месяцев

Начать, вероятно, следует с того, что и Алексей Березовский, и  Александр Исаев являлись старейшими депутатами городского собрания. Так г-н Березовский депутатствовал с 2006 по 2018 год, а г-н Исаев с 2008 по 2018 год.  Оба входили в одну и ту же комиссию гордумы по бюджетно-финансовым вопросам, экономике, использованию муниципальной собственности, местным налогам и сборам, а Березовский ее даже возглавлял.  

Что же должно было произойти, чтобы названные нами господа приняли судьбоносное решение об отказе от мандатов? В местных СМИ появилась версия о том, что Березовский и Исаев якобы обиделись на всесильного в Саратовской области куратора Вячеслава Володина. Дескать, обида возникла в результате многочисленных конфликтов и подстав, возникших в ходе строительства социально значимых объектов, к финансированию которых имел отношение Вячеслав Володин. Забегая вперед, скажем, что версия об обиде не выдерживает никакой критики.

Современная практика отказа от мандата показывает, что это происходит в исключительных случаях. Если не считать эпизодов, когда какой-нибудь “народный избраннике” окажется фигурантом уголовного дела, то таких случаев не так уж и много. С некоторых пор депутатам запрещено иметь двойное гражданство. Поэтому выбирая между мандатом и видом на жительство, скажем, в Израиле, депутат предпочитает Израиль. Запрещено избранникам иметь счета и недвижимость за пределами Родины. И здесь выбор невелик: либо мандат либо счета и недвижимость за границей.

Школа в Солнечном 2 летом 2018 года

Есть случаи перехода на “другую работу”, например, в органы исполнительной власти или переезд в другой регион, что в наше время бывает довольно редко. “Отказники” от мандатов, которые являются бизнесменами,  часто мотивируют свой уход тем, что им необходимо сосредоточиться на развитии собственного бизнеса, но это слабое прикрытие. По большому счету депутатская работа не сильно утруждает таких “народных избранников". Например, все те же Березовский и Исаев прекрасно совмещали депутатство и бизнес долгих десять лет и ничего.

Есть и еще один мотив, он связан с тем, что в какой-то момент депутата-бизнесмена начинает тяготить забота об электорате, которого (особенно в одномандатном округе) постоянно надо подкармливать, тратя на это  немало денежных средств и ресурсов. Бизнес в России в целом и в Саратове в частности, давно уже мягко говоря лежит на боку, а времена, когда депутат-бизнесмен мог отстегивать электорату на хлеб и зрелища солидные бабки - миновали.

Если еще вчера какой-нибудь депутат - представитель бизнеса средней руки мог позволить себе  подарить избирателям детскую площадку, компьютерный класс, то сегодня депутаты ограничиваются преимущественно конфетно-букетными приношениями, воздушными шариками, мягкой игрушкой и прочими недорогими безделушками.

Володин Инспектирует школу в Солнечном. Березовского представляет его наследник (слева)

Вот почему мы полагаем. что Березовский и Исаева  стали тяготиться заботой об электорате. Конечно, это был не самый решающий, но все же очень важный мотив для того, чтобы расстаться с мандатом. В целом же избавление от “непрофильных активов” (а электорат - это самый что ни на есть непрофильный актив) - есть свидетельство того, что в бизнесе “что-то пошло не так”, т.е. он перестал приносить доход, который приносил еще совсем недавно.  Наконец, если раньше мандат помогал депутату-бизнесмену, то сегодня стал только мешать и вместо дивидендов приносить исключительно убытки.

В наше время, к сожалению, большинство саратовских бизнесменов не знают, что такое диверсификация бизнеса и не понимают, что без такой диверсификации невозможно развитие. Вместо этого они предпочитают заниматься своим прежним делом даже в условиях, когда его рентабельность неуклонно продолжает падать. Вот почему большинство из тех, кто занимался бизнесом без его диверсификации, уже давно разорились.

Наши герои были тесно связаны с тем, что называется “строительная отрасль”.  Между тем эта отрасль в Саратовской области уже давно прошла свой пиковый период и давно уже находится в состоянии глубокого кризиса. В регионе фактически нет строительных компаний, которые могли бы претендовать на дорогостоящие подряды, которые они могли бы освоить за счет собственных ресурсов.

Скажите, кто это все строил?

Как и другие отрасли, строительная отрасль переживает тяжелый и затянувшийся период безденежья или то, что в бизнес-кругах называют отсутствием оборотных средств. Поэтому если какому-нибудь выдающемуся или просто заслуженному строителю выпадает честь получить бюджетный подряд,  он хватается за него, как утопающий за соломинку.

Исаев и Березовский известны в Саратовской области, как “бюджетные строители”. Да и вся строительная отрасль в нашем регионе уже давно не может жить без подсоса из бюджета. В былые времена строителям, которым удалось наладить такой подсос, сопутствовала удача, а если учесть, что сметы на большинство объектов стройиндустрии у нас традиционно завышены, то после сдачи объекта, можно было рассчитывать на кое-какую маржу за вычетом расходов.

Но с недавних пор все изменилось и не только в Саратовской области, но и по всей России. Самое главное заключается в том, что строителям, которым удалось получить бюджетный подряд, предлагают начать стройку “на свои”, а уже потом, когда “бюджетные средства поступят” покрыть первоначальные издержки.

Все! Надоело, ухожу из этой думы...

Засада в том, что наши строители и в частности Березовский и Исаев уже давно испытывают трудности “со своими средствами”. Трудности эти вызваны изменившейся ситуацией в экономике и в частности в той сфере, которая касается кредитования. Банки словно взбесились и требуют под кредит такой залог, который не только покрывал бы половину всего кредита, но и был бы суперликвидным. А если ты ранее брал кредит, но расплатиться не успел, в следующий раз не дадут или увеличат и без того непомерный залог.

Свирепствует и налоговая служба, которая так научилась шкурить бизнес, что тому сегодня очень не сладко. Свою маржу пытаются получить и энергоснабжающие организации и смежники, не говоря уже о многочисленных чиновниках из контрольно-разрешающих организаций. которым тоже надо дать и дать так, чтобы не обидеть.

Поэтому, когда, скажем, на Алексея Березовского обрушилось счастье в виде подряда на строительство школы в Солнечном 2 и реконструкцию стадиона “Авангард” - он был в долгах, как в шелках, а некоторые подразделения его бывшей строительной империи находились либо в процедуре банкротства, либо уже под наблюдением.

Кризис в строительной отрасли

Между тем, установленные сроки строительства  школы (в течение года) по сути дела вылились в выкручивание рук в условиях, когда бюджетные средства еще не подошли, а своих оборотных средств нет и взять их нет возможности, все уже заложено перезаложено.

Разумеется вопросы приходилось решать, и решать не только с помощью известной матери, но и громыхая именем великого земляка, который, если вовремя не сдадим объекты, вывернет всех нас мехом внутрь.  Все это привело (не могло не привести) к тому, что наши строители и без того стоявшие на грани разорения, переступили эту грань, ведь тех “бюджетных средств”, которые обещали подойти, уже было мало, чтобы покрыть даже текущие издержки, не говоря уже об издержках, которые были потрачены ранее.

Собственно говоря, даже получив бюджетный подряд, наши ваятели оказались в убытках и без надежды на будущее.  В топку затрат полетела и вся маржа, и все надежды на разницу реальной и завышенной цены. Быть может, наш великий земляк - Вячеслав Володин, об этом и не знал, когда обрушился с критикой на Березовского и Исаева, а те, вероятно, побаивались ему признаться в том, что эти чудо-бюджетные подряды ничего, кроме убытков им не принесли.