В пресс-конференции участвовали министр природных ресурсов и экологии Правительства Саратовской области Дмитрий Соколов, заместитель председателя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации г. Саратова Наталья Даниленко, директор регионального оператора по утилизации ТБО — АО «Управление отходами» Михаил Андреев, а также представители мусоровывозящих компаний.

Напомним, что с 1 августа 2018 года меняются условия обращения с твёрдыми коммунальными отходами, в том числе — вывоза и утилизации ТКО. Новая схема будет выглядеть следующим образом. Мусоровывозящие компании в городах и населённых пунктах Саратовской области транспортируют ТКО на мусороперегрузочные станции регионального оператора — АО «Управление отходами». А регоператор эти отходы, в свою очередь, перерабатывает с тем, чтобы в принципе исчезло такое явление, как мусорные свалки (неважно — санкционированные или нет). Естественно, что все эти операции выполняются не бесплатно. Вопрос денег — то самое, что очень даже волнует многих саратовцев.

Как нами уже было замечено, ответы участников мероприятия подчас оставляли ещё больше вопросов. Правда, здесь есть и вина журналистов, которые не задавали нужных вопросов, а ответы участников пресс-конференции подчас излагали в таком виде, что вопросов меньше не становилось. Попробуем разобраться сами.

По словам министра Дмитрия Соколова, в России практически до наших дней система по сбору и захоронению бытового мусора практически не менялась. Сколь негативно это сказывается на экологической ситуации в российских регионах (в том числе — в Саратовской области), долго объяснять не надо. В связи с чем была разработана и зафиксирована в майских (2018 года) указах президента РФ новая система оборота бытового мусора — твёрдых бытовых отходов. С 1 августа 2018 года эта система в полном объёме должна начать работать и в Саратовской области.

Вопрос не то что назрел — он перезрел. Теперь посмотрим, что говорили участники пресс-конференции и какие вопросы их слова вызывают.

Как заявил Дмитрий Станиславович, объёмы бытового мусора (ТКО) в Саратовской области постоянно растут. Если в 2013 году годовой объём ТКО составил порядка 870 000 тонн, то четырьмя годами спустя, в 2017 году, он существенно подрос, почти достигнув отметки в 1 млн. 100 тысяч тонн в год.

Министр также сообщил, что в прошлом году выявлено более 500 несанкционированных свалок на площади более 20 гектаров. Из них 130 свалок было ликвидировано, остальные — ликвидируются. Однако вместо новых «диких» свалок появляются новые, в том числе — там, где свалки были убраны.

В числе проблем министр Дмитрий Соколов обозначил следующие (цитата — по сообщению информагентства «Взгляд-Инфо»): «Не все территории обеспечены контейнерами, есть проблемы в частном секторе, пригородных районах. Не буду скрывать, что и нежелание граждан оплачивать услугу по вывозу ТКО – одна из причин. Этот процесс требует пересмотра, иначе мы все зарастём мусором».

ПЕРВАЯ ГРУППА ВОПРОСОВ.

Да, проблема нежелания платить у части жителей частного сектора и в самом деле существует. Нежелание платить, наличие откровенно иждивенческих настроений (пусть кто-то за свой счёт вывозит наш мусор) — это не есть нечто специфическое, присущее только жителям Саратовской области явление. Вопросы в связи с этим возникают вот какие: что конкретно сделали чиновники и ответственные за вывоз мусора компании, чтобы переубедить этих граждан, как они использовали позитивный опыт других регионов? И что они собираются делать? Подавать в суд?

Насчёт судебных перспектив — тоже возникают вопросы. Базовое постановление Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами...» подробно говорит о технологии заключения договоров между мусоровывозящими компаниями и региональными операторами. Сказано в тексте постановления о договорах между мусоровывозящими компаниями и УК, ТСЖ и ЖСК многоквартирных домов, но практически ничего не сказано о договорах между мусоровывозящими компаниями и физическими лицами. И как быть здесь? Каков будет механизм заключения договоров с физическими лицами?

ВТОРАЯ ГРУППА ВОПРОСОВ.

Заместитель председателя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации г. Саратова Наталья Даниленко заявила присутствовавшим на пресс-конференции журналистам важный аспект новых правил обращения с ТКО. Так как вывоз ТКО становится коммунальной услугой, то с 1 августа 2018 года тариф на вывоз мусора уменьшится. Потом поправилась и добавила, что тариф уменьшится для отдельных категорий жителей.

Наталью Даниленко журналисты либо не поняли, либо неверно передали её слова. Либо Наталья Борисовна сама чего-то недопоняла или о чём-то не сказала.

Итак, очередная новация заключается в том, что отныне расчёт тарифа будет зависеть не от площади, на которой проживает плательщик, а от числа проживающих (зарегистрированных) жильцов. В связи с чем Наталья Даниленко уточнила, что в отдельных случаях произойдёт уменьшение – например, если один человек живёт на большой жилплощади. В случае многолюдной семьи наоборот — произойдёт увеличение платы.

Где гарантия, что тариф на вывоз ТКО (пусть и не для всех жителей области) уменьшится, если тарифы окончательно ещё не утверждены Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области?

Другой вопрос: если тарифообразование теперь будет идти от числа проживающих в квартире или доме, то как быть с тем, что люди-то разные? Одно дело — бытовые отходы от взрослого человека, другое — от годовалого младенца. К примеру, если в саратовской квартире живёт мать-одиночка с дитём, то с каждого будут брать по 120 рублей в месяц, хотя дитё, понятное дело, мусорит меньше? Этот аспект как-то будет учитываться при тарифообразовании?

ТРЕТЬЯ ГРУППА ВОПРОСОВ.

Теперь собственно о тарифах.

Директор АО «Управление отходами» Михаил Андреев заявил, что рассчитанные цены на вывоз ТКО уже были отправлены в Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области и сейчас ожидается появление из недр комитета точных цифр, которые регоператор будет использовать в работе. А тарифы эти разные.

Представленные в областное правительство проекты тарифных ставок разбиты на 6 категорий. В каждой из категорий граждане будут платить за вывоз мусора разную ежемесячную плату. Различия зависят от количества жителей того или иного населённого пункта и типа жилья.

Итак, гражданам предлагается платить с каждого зарегистрированного на жилой площади человека следующее количество рублей в месяц:

крупные города (Саратов, Энгельс, Балаково):

  • а) 120 рублей с человека в месяц в многоквартирных домах;
  • б) 150 рублей в месяц для жителей частного сектора;

города с населением от 5 000 до 100 000 жителей: 

  • а) 110 рублей с человека в месяц в многоквартирных домах;
  • б) 140 рублей в месяц для жителей частного сектора;

города и посёлки с населением от 1 000 до 5 000 жителей: 85 рублей с человека в месяц для всех жителей;

населённые пункты с количеством жителей до 1 000 человек: 65 рублей с человека в месяц для всех жителей.

Понятно, что в частном секторе забирать бытовой мусор дороже, мусоросборным автомобилям приходится проезжать большие расстояния. Но почему же в таком случае тарифы для городских поселений перевёрнуты? Почему в городах жители частного сектора должны a-priori платить за вывоз мусора больше, причём практически в 2 раза больше, чем жители села? Разработчики тарифов полагают, что все жители городского частного сектора являются состоятельными людьми, с доходами выше среднего по меркам Саратовской области? В чём причина такой тарифной дискриминации?

Ещё один вопрос: тарифы в 85 и 65 рублей в месяц с жителя сельской местности за вывоз бытовых отходов — это экономически обоснованная цифра или в ней заложены убытки? Если убытки заложены, то какова реальная цена вывоза ТКО из сельской местности?

И это — только часть вопросов, возникающих при первом ознакомлении с предлагаемыми тарифными ставками.

ЧЕТВЁРТАЯ ГРУППА ВОПРОСОВ.

Заместитель председателя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации г. Саратова Наталья Даниленко в качестве одного из плюсов новой системы оплаты вывоза ТКО отметила следующее обстоятельство, цитата: «Сейчас, если человек уезжает на дачу, или в командировку, он не должен платить эти платежи [за вывоз мусора]. Раньше необходимо было платить в любом случае».

Вопрос: в случае отъезда человек не должен платить, или не будет платить (а это не одно и то же)? Наверное, он должен известить мусоровывозящую компанию (в Саратове — ООО «Мехуборка — Саратов»)? Но каким образом извещать? Письменно, устно, через электронную почту или как-то иначе? Должен ли будет человек чем-то подтверждать факт своего отсутствия по месту регистрации и если да, то чем именно, какими документами?

ПЯТАЯ ГРУППА ВОПРОСОВ.

За вывоз мусора жители области платили и раньше. В Саратове, как уже было сказано, мусор вывозит дочернее подразделение АО «Управление отходами» — ООО «Мехуборка — Саратов». В последних платёжах от «Мехуборки» сказано, что оплату следует производить по банковским реквизитам ООО «Саратовский расчётно-кассовой центр» («СарРКЦ»). И здесь тоже возникало и продолжает возникать масса вопросов. Особенно — для жителей частного сектора и немногоквартирных домов. То есть той категории граждан, которым мусоровывозящие компании присылают извещения о платежах за очередной месяц.

Они ведь приходят десяткам тысячам жителей частного сектора — каким образом огромная база персональных данных (а место жительства человека, согласно федеральному закону «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, недвусмысленно относится к таковым) стала достоянием не только ООО «СарРКЦ», но и ООО «Мехуборка — Саратов»? Почему в платёжных извещениях, приходивших от ООО «Мехуборка — Саратов», у некоторых категорий саратовцев имелась строка о задолженности перед МУП «СпецАТХ»? У этих двух юридических лиц имеется договор цессии?

Непонятно, наконец, самое главное: на каком основании и МУП «СпецАТХ», и ООО «Мехуборка — Саратов» в принципе высылали платёжные извещения с призывом платить за вывоз мусора? Почему с жителями частного сектора, немногоквартирных домов и домов, относящихся к категории старого жилого фонда (но при этом не находившихся и не находящихся под эгидой управляющих компаний, ТСЖ или ЖСК) не заключались договоры на вывоз бытового мусора? И, кстати, теперь такие договоры будут заключаться? Раз вывоз ТКО, как то подтвердила Наталья Даниленко, является услугой, следовательно, заключение таких договоров необходимо. Или же бизнесмены от мусора считают, что заключать договоры следует только с юридическими лицами?

Если же договоры с физическими лицами заключаться будут, то каков их механизм? Мусоровывозящие компании пойдут в народ, или же, по недоброй традиции, они заявят, что это граждане обязаны (именно обязаны!) приходить в офис компании и заключать эти самые договоры?

Ещё один базовый вопрос: в таких договорах будет прописан механизм тарифообразования? Будет ли в договоре подробно обозначен механизм ситуации, когда гражданин может не платить за вывоз мусора (командировка, отпуск, лечение и пр.)?

Как видите, вопросов и в самом деле возникает множество. Мы же в любом случае продолжим следить за дальнейшим развитием ситуации.

Игорь ОСОВИН

Так будут мусоровывозящие компании заключать договоры с физическими
лицами или нет? (Фото/Вазген Дустустурян.)