Самодержавие казалось незыблемым, вечным

Разговор о теории и революции придется начать с хотя бы краткого экскурса в историю марксизма-ленинизма. Сразу отметим, что без знания этой теории изучение истории Октября будет затруднительно. Некоторые движения и процессы тех дней окажутся труднообъяснимыми. Поэтому, если вы всерьез хотите постичь историю событий октября 1917 года, вам придется изучить труды основоположников. От себя заметим, что наряду с главными основоположниками были еще и другие подвижники. Кроме Маркса, Энгельса, Ленина, были еще Плеханов, Мартов, Каутский, Троцкий, Сталин и др.

Нам, обучавшимся в советской школе и вузе, несравненно легче. Марксизм-ленинизм был обязательной частью программы обучения в старших классах школы и вузах.

После переворота 1991-1993 гг. во все библиотеки необъятной России был разослан циркуляр, который обязал библиотекарей не только списывать, но по возможности уничтожать запасы всей марксистско-ленинской литературы. Библиотекари плакали и рвали, рвали и плакали добротно изданные в хороших твердых переплетах труды классиков. Никто точно не знает, сколько книг было уничтожено. Но это легко проверить, если зайти в любую районную библиотеку и запросить в ней труды Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Троцкого... Сегодня эти труды уже перешли в разряд библиографической редкости. Так что тот, кто в начале 90-х с радостью относил на помойку труды классиков сегодня будет об этом жалеть. Жалеть о том, что они перестали быть обладателями раритетов, которые уже вряд ли будут издаваться так, как они издавались когда-то, если вообще будут издаваться.

Вершки

и корешки

Переходя к основной теме, отметим главное: те, кто отдавал распоряжение об уничтожении наследия классиков и основоположников, ничего не смог дать взамен. Отсюда вывод: уничтожали потому, что боялись и боятся до сих пор.

Итак, согласно теории победа пролетарской революции может произойти только при наличии полного набора предпосылок. Среди низ в обязательном порядке должно быть наличие могильщика буржуазии — передового пролетариата. Такой пролетариат мог сложиться исключительно в странах, где была передовая капиталистическая промышленность, а сам капитализм настолько созрел, а местами и перезрел, что пролетарская революция становилась не только неизбежной, но и закономерной.

Поэтому уже классики марксизма, не говоря об их последователях, полагали, что пролетарская революция должна произойти в одной или сразу в нескольких, но обязательно передовых по уровню развития странах. Среди таких передовых стран на первом месте значилась Англия, затем Франция, только потом Германия.

Теоретически именно в этих странах в конце XIX-начале XX века присутствовали все необходимые условиях для пролетарской революции: высокоразвитая промышленность, концентрация капиталов, сознательный хорошо организованный пролетариат, которым руководит партия пролетарского типа, но достаточно было и такой организации, как Интернационал.

Однако, революцию нельзя было совершать, так сказать, искусственным путем. Она могла быть возможной лишь при условии возникновении всех необходимых предпосылок. К ним, например, относились противоречия между производительными силами и производственными отношениями, глубокий кризис капитализма, т.е. все то, что Ленин отчеканил в жесткой формуле: «Верхи не могут, а низы не хотят».

Россия накануне революционных потрясений

Поскольку капитализм был изощренным в своем коварстве, он постоянно играл на противоречиях в среде рабочего класса, подкупал его верхушку, заигрывал (и подкупал) тред-юнионы -- профсоюзы, шел на незначительные (но чувствительные) уступки — пролетарская революция в наиболее развитых странах постоянно откладывалась.

Кстати, крестьянство было отнесено марксизмом к представителям мелкой буржуазии, к тому же, в силу развития научно-технического прогресса, оно должно было вытесняться машинами и неуклонно пополнять ряды пролетариата. Анитбуржуазная революция была миссией пролетариата и только пролетариата. Никакого союза с крестьянством теория не предусматривала по причине отсутствия крестьянства, как класса. Не стоит забывать и о том, что в отличие даже от мелкого крестьянина, пролетариату не было что терять, кроме своих цепей.

Но марксизм не был бы марксизмом, если бы не базировался на опыте всей истории, известной тогда основоположниками. Поэтому марксизм, а за ним и последователи этого учения, разделяли революции на буржуазные (антифеодальные) и социалистические/пролетарские (антикапиталистические).

Буржуазные революции осуществлялись под руководством буржуазии и были направлены против отжившего свое феодального строя. В результате таких революций ликвидировалась монархия, сословный строй, менялись производственные отношения — капиталистические вместо феодальных, и устанавливались буржуазно-демократические свободы. При этом монархия не всегда ликвидировалась под корень. Часто она подвергалась ограничению. Например, из абсолютной становилась конституционной. Кстати, в начале XX в. в Европе только Франция считалась республикой. Абсолютное большинство государств являлись монархиями. Только после торжества буржуазно-демократической революции постепенно начинали зреть условия для революции пролетарской.

Вертикаль империи

Близкими к классическим буржуазным революциям марксизм признавал революцию в Англии XVII века, революцию во Франции в конце XVIII века, ряд буржуазно-демократических революций, которые прокатились по Европе в 30-40-е годы XIX века.

Ортодоксальные марксисты хорошо знали, что «перепрыгивать через голову» нельзя. Не может произойти пролетарская революция в той стране, в которой не только не созрели для этого условиях, но сохраняются порядки, которые могут быть ликвидированы (устранены) только в процессе буржуазно-демократической революции.

Теперь, когда мы уяснили эти азы марксисткой теории, данной нами здесь в очень кратком и популярном изложении, настало время перенестись в Россию накануне 1917 года. Особо отметим, что основы теории научного коммунизма нам необходимы для того, чтобы понять была ли в России революция или это был сопровождаемый революционной риторикой государственный переворот.

В начале XX века Россия не относилась к развитым странам Европы. Мало того, она считалась отсталой страной, в которой господствовали феодальные порядки и даже абсолютизм в лице самодержавной монархии. Около 80% населения России проживало в деревне, пролетариат был крайне малочисленным, промышленность недостаточно развита, политические права и свободы ограничены самодержавной монархией и т.д. Поэтому, если в России и могла произойти революция, то только буржуазно-демократическая. И только при условии если такая революция завершится победой, можно было говорить о постепенном (точный срок определить было невозможно) созревании условий для социалистической революции. Абсолютное большинство российских марксистов твердо придерживались этих постулатов теории.

Основные политические партии

Первая попытка осуществить в России буржуазно-демократическую революцию была предпринята в 1905 году. Восстания в городах, бунты в армии, на флоте, погромы и стихийный захват земель в деревнях — были подавлены. В то время «ненавистный царизм» был вынужден пойти на уступки. Николай II даровал подданным Манифест от 17 октября 1905 года, который, однако, не избавил страну от самодержавной монархии. Очередной этап буржуазно-демократической революции снова был поставлен в повестку дня.

По мнению ведущих русских марксистов, в частности Плеханова, Ленина, Мартова, Россия вполне созрела для буржуазно-демократической революции. Главной целью такой революции было самодержавие и многочисленные, как тогда говорили, пережитки феодализма. В частности, сословное деление общества, отсутствие демократических свобод, нерешенный вопрос о земле (она по-прежнему находилась в собственности помещиков), законсервированный на неопределенное время национальный вопрос и целый ряд других проблем, решить которые без ликвидации самодержавной монархии, по мнению русских революционеров, было невозможно.

Место России по численности населения

Но была и другая точка зрения. Ее сторонники считали, что Россия еще недостаточно созрела даже для буржуазно-демократической революции. По крайней мере, поражение революции 1905 года показало, что это произошло не из-за ошибок лидеров и партий, а из-за того, что в России ударный класс антифеодальной революции — буржуазия, была еще недостаточно развита. России еще предстояло «дозреть» до буржуазной революции, не говоря уже о социалистической.

На рубеже XIX-XX вв. русское революционное движение было представлено двумя ведущими политическими партиями: социал-демократической и партией социалистов революционеров. Оба течения не отрицали марксизм, но интерпретировали его по-разному.

Одной из загадок и одновременно — парадоксом русской революции 1917 года было ее, так называемое, «перерастание» из революции буржуазно-демократической в революцию социалистическую. Но о том, как это вообще стало возможным, мы расскажем в дальнейшем, а сейчас продолжим наше повествование о движущих силах революции.

Русская буржуазия

В России самым многочисленным и самым неорганизованным в смысле революционного движения, было крестьянство. Что касается пролетариата, то он был немногочисленным и недостаточно организованным. После революции 1905 года политический партии были подвергнуты массовым репрессиям. Это привело к тому, что часть наиболее активных лидеров этих партий были вынуждены либо уйти в глубокое подполье (на нелегальное положение), либо эмигрировать. Сложное положение революционных партий осложнила и начавшаяся в 1914 году Первая мировая война.

Вместе с тем, в России существовал и так называемый «легальный марксизм». Его приверженцами были те партийцы, которые делали ставку не на революционную, а на эволюционную борьбу угнетенных классов за свои права.

Что касается русской буржуазии, то она, по мнению лидеров революционного движения, была «труслива» и зависима от самодержавия.

Кто больше всех страдал за политические преступления

Такое положение русской буржуазии было связано с характером национальной экономики. Экономика России того периода развивалась преимущественно за счет внешних инвестиций и займов. Нечего говорить, что русская буржуазия была зависима от этих инвестиций и займов. Поскольку основным заемщиком на Западе было царское правительство, буржуазия (предпринимательский класс) зависела от получения подрядов со стороны правительства.

Началось

Для нас очень важно понять, что революционное движение в России того периода и не делало ставку на буржуазию, как движущую силу революции. Буржуазно-демократическая революция могла произойти и без активного участия буржуазии. И хотя, в конечном итоге, без такого участия не обошлось, тем не менее, русские революционеры-марксисты делали ставку на политическую организацию — партию, под руководством которой могла быть осуществлена антифеодальная (буржуазная) революция.

Как бы там ни было, а по мнению не только революционеров, но и немалого числа представителей других политических течений, в частности либералов, в начале XX века Россия была беременна революцией. Переворот мог произойти со дня на день, нужен был лишь повод. Например, поводом для революции 1905 года послужило поражение в «маленькой победоносной войне» с Японией и разгон мирной демонстрации на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

Однако «роды» все откладывались. После революции 1905 года царизм был вынужден пойти на определенные уступки, система была отчасти либерализована, состоялось открытие официального парламента — Государственной Думы, были легализированы некоторые другие свободы, в России начался промышленный рост и ничего не предвещало революции, как вдруг началась Первая мировая война.