Сами наблюдатели по-разному объясняют эту гнетущую тишину. Кто-то говорит о сознательной “сушке явки”, кто-то полагает, что при отмене порога явки (с 2006 года) отпала необходимость конкурентной борьбы за голоса избирателей, кто-то считает, что тишина стала следствием рекордной политической пассивности дорогих россиян, но в то же время официальная власть никак не комментирует эту тишину.

Отсутствие комментариев свидетельствует лишь о том, что властям сегодня выгодна политическая пассивность граждан.

Однако если есть тишина, то должные быть и те, кто является ее проводниками, так сказать, агитаторами и пропагандистами. По нашему мнению, таковым в Саратове является избирательные комиссии, работающие на постоянной основе. 

За последние годы уже сложилось устойчивое мнение, что избирательные комиссии занимаются исключительно регистрацией кандидатов и списков партий там, где они не отменены. Еще они отвечают за оборудование избирательных участков, печать и распределение бюллетеней для голосования. Как-то незаметно в тень ушла еще одна их основная обязанность - привлечение граждан к участию в голосовании. Именно эта обязанность избирательных комиссий является первостепенной, особенно в условиях отсутствия порога явки. Что же мы видим на самом деле?

Вот так в Саратове выглядят места для размещения агитационно-пропагандистских материалов

В некоторых местах Саратова на затрапезных, порой облупившихся  стенах, кто-то через старый, истрепанный жизнью трафарет начертал слово “выборы”. Выглядит так, как будто какие-то злоумышленники-карбонарии темной ночью решили написать на стене запретное слово, за которое могут не только дать бессрочную каторгу, но даже и расстрелять.

Чего проще для избиркомов оформить такие места надлежащим образом. Яркими надписями отметить такие точки, сообщив, что это места для размещения агитационно-пропагандистских материалов кандидатов в депутаты, а заодно и призвать граждан принимать активное участие в выборах.

Кручу-верчу запутать хочу!

Забыли, наверное, что избирательные комиссии — независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня. В соответствии с избирательным законодательством избирательные комиссии самостоятельны и независимы от органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений.

Вопреки всему избиркомы, работающие на постоянной основе, а к таковым относятся Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации,  Территориальные избирательные комиссии и Избирательные комиссии муниципальных образований, сочли своим долгом зарегистрировать кандидатов, раздать бюллетени, оформить места для голосования и ждать. Ждать, когда придут избиратели. А если не придут? Еще лучше! При отсутствии порога явки, сколько бы не пришло - выборы будут объявлены состоявшимися. Легитимность “избранного” депутата, если, скажем,  из 100 тыс. зарегистрированных избирателей явились на участки 2 тыс. граждан никем не будет подвергаться сомнению.

И все было бы “хорошо”, если бы не одно “но”. Что происходит с голосами тех, кто не явился? По идее они должны переходить в разряд “мертвых голосов”, т.е. ничейных. Однако в  таком случае возникает традиционный российский феномен последних лет “низкая явка”. Казалось бы ничего страшного, ведь выборы, как и футбольный матч, должны состояться в любую погоду. Но властям нужна видимость легитимности, т.е. явка не ниже 50%. Где же ее взять? Только из массы “мертвых голосов”, ведь эти голоса - ничьи.

Товарищ, помни!

В этом месте, как нам представляется, и происходит “чудо”, ведь вместе с ростом явки за счет “мертвых голосов” почему-то растут количество граждан проголосовавших за одну известную партию. Явка же не может увеличиваться за счет тех, кто будет голосовать “против всех кандидатов” потому, что такой строки в бюллетене давно уже нет.

Если эта “технология” работает (а она - работает), то речь идет ни больше ни меньше, как о краже голосов, которая возможна при соблюдении “режима тишины” до самого дня голосования. 

Технология не сложная. Это одна из немногих технологий, при которой ничего делать не надо. Достаточно сидеть тихо и не дергаться.

Это потом оппозиционные партии начинают обвинять несчастных бюджетников, которые под давлением анонимных злоумышленников, вбрасывают бюллетени или участвуют в каруселях под видом “мобильного избирателя”.

На самом деле основную вину за такие “технологии” изначально должны нести избиркомы, работающие на постоянной (платной основе). При нормальной явке, которая возможна в условиях активной агитации граждан прийти и проголосовать, вбросы не понадобятся. 

Но есть и еще одно”но”. Речь идет о неожиданных политических изменениях, которые могут последовать со дня на день. Какие это будут изменения -  гадать не станем, но такая необыкновенная тишина никогда ранее не стояла перед большими выборами.