Скрытый порок отечественной экономики, который возник в ней с самого начала так называемого “перехода к рынку”, до сих пор не изжит и вряд ли будет изжит в ближайшее время. Имя этому пороку - монополизм.

Аналитики уже обратили внимание на некую закономерность, которую с завидной регулярностью можно наблюдать в России. Если на мировом рынке происходит падение цен на нефть, то цены на бензин в РФ продолжают расти. Если цены на черное золото растут, то цены на топливо все равно продолжают повышаться. Несмотря на то, что  Россия сама добывает нефть и сама в состоянии перерабатывать ее в нефтепродукты, это нисколько не влияет на цены на внутреннем рынке.

Почему мы наблюдаем этот парадокс? Нам пытались его объяснить тем, что в РФ нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли до предела перегружены налогами, а  производители едва балансируют на грани рентабельности, но снижение акцизов показало, что это не так. Снижение налогового бремени на производителей топлива не отражается на снижении цены.

Стоит отметить, что в так называемые “тучные годы”, когда цена барреля нефти превышала отметку в $100 за бочку, цены на топливо если и традиционно росли, то не такими темпами, какими они начали расти сегодня, когда цен за бочку нефти едва достигла отметки в $80.

На наш взгляд это связано с тем, что модель, которая могла развиваться в условиях благоприятной нефтяной конъюнктуры, исчерпала себя. В условиях, когда цена на нефть на бирже будет расти, того эффекта, который был достигнут в “тучные годы” уже не получится. Как раз по той причине, что в условиях нефтяного бума мы могли наблюдать рост без развития. Это было связано еще и с тем, что все “излишки”, получаемые за счет разницы цены нефти, заложенной в бюджет и ее реальной цены на рынке, шли в так называемую “кубышку Кудрина”. Предполагалось, что в случае, если цена на черное золото упадет до уровня $30 и ниже, то государство сможет погашать свои обязательства за счет резервов.

На самом деле это была ловушка, получившая название “петли Кудрина”. Вместо того, чтобы вкладывать доходы, полученные в результате разницы бюджетной рыночной цены на нефть в  развитие производства, человеческий капитал, инновации и инфраструктуру, их относили в “кубышку”, омертвления тем самым капитал.

Возвращаясь к ситуации, которая сложилась на рынке топлива сегодня, следует отметить, что усилия, правительства, направленные на снижение цен на бензин и дизтопливо посредством внепланового снижения акцизов, оказались напрасными. Стабилизация цен на топливо произошла уже после того, как монополисты удовлетворили свои амбиции, а рядовые жители РФ столкнулись с очередным витком цен на продукты питания, которые во многом зависят от стоимости роста топлива.

Развернуть тренд можно было при наличии конкуренции между производителями топлива, но ее как не было, так  и нет, зато присутствует банальный сговор, на который даже не действует снижение акцизов