Мы внимательно следим за развитием процессов в нашей области, как минимум с 2014 года. За те шесть лет, которые прошли с тех пор, мы получили ряд наблюдаемых и повторяющихся закономерностей, что позволило нам вплотную приблизиться к пониманию режима, сложившегося в Саратовской области за последние годы.

Главным открытием, которое нам удалось сделать за минувшие годы, стало понимание разворачивающихся процессов, как цепи предсказуемых явлений. В целом режим перестал быть непонятным, а решения, которые принимаются в его рамках, хаотичными.

Система, которая не развивается, становится наредкость предсказуемой

Начнем с того, что Саратовская область давно уже перешла в разряд дотационных регионов и в обозримом будущем вряд ли сможет претендовать на роль региона донора.

Дотационные регионы РФ - это такие регионы России, бюджетная составляющая которых недостаточна для финансирования социальных и инфраструктурных расходов своими силами, поэтому федеральный бюджет направляет в региональные бюджеты денежные трансферты для дофинансирования расходов регионов.

В настоящее время дотирование получает 72 региона из 85.  В 2020 году суммарный объем выделяемых средств вырос с 675,260 до 717,866 млрд. рублей (увеличение составило 42,606 млрд.).

Дотации  из федерального бюджета в бюджет Саратовской области (млрд. руб.)

По размеру дотаций бюджет Саратовской области уступает только бюджетам Башкирии, Кировской области и республики Чувашия.  За годы правления губернатора Валерия Радаева бюджет Саратовской области окончательно сформировался, как дотационный. Регион не в состоянии финансировать социальные и инфраструктурные расходы своими силами.  Кроме всего прочего, внешний долг региона вряд ли в обозримом будущем будет существенно снижен. Зато он будет колебаться в коридоре между 46-51 млрд руб. О таком понятии, как “бюджет развития” региону придется забыть навсегда.

Без этого, вероятно, никак

Развертывание на территории Саратовской области строительства социальных объектов, абсолютное большинство которых в ближайшие годы не будет приносить доходов в казну, тяжким бременем ляжет на местные бюджеты. В обозримом будущем (максимум 5-10 лет), значительная часть социальных объектов начнет приходить в упадок.

Единственным мотиватором, который еще продолжает оказывать влияние на производственные процессы в регионе является коррупционная рента. Без ее наличия и учета вряд ли возможно возведение каких либо, прежде всего, инфраструктурных объектов. 

Известно, где...

Поскольку правонадзорные органы  с некоторых пор перестали реагировать на критические публикации в СМИ, которые затрагивают проблемы коррупционной ренты, коррупция в Саратовской области в обозримом будущем окажется обстоятельством непреодолимой силы.  Если правоохранительные органы не реагируют на критические публикации в СМИ, то это самый яркий индикатор того, что сами правоохранительные структуры являются составной частью сборщиков коррупционной ренты. 

В кадровой политике будет наблюдаться искусственная возгонка лиц, не подготовленных к управлению. Это значит, что управление будет из рук вон плохим, а решения, принимаемые некомпетентными лицами, крайне опасными, как для жителей региона, так и для производственной и социальной инфраструктуры. Более того, рост некомпетентности управленческих кадров неизбежно будет вести к увеличению численности чиновничества, несмотря на заявления о сокращении штатов. Просто потому, что любое некомпетентное лицо, будет стремиться снять с себя ответственность, переложив ее на специально созданные для этого бюрократические структуры.

О том, что в ближайшее время все будет происходить именно так, свидетельствует демонстративное (через поправки в Устав области) сложение губернатором Саратовской области Валерием Радаевым персональной ответственности с возложением ее на некомпетентное (неподготовленное для данного диапазона управления) лицо. 

Все попытки СМИ убедить руководящие структуры воздержаться от назначения на ответственные посты неподготовленных кадров, окажутся опровергнутыми. Потому, что внешнее давление расценивается, как неприемлемое. Сложилась система управления, при которой лоббируемое в СМИ лицо, не будет назначено на важный пост, а критикуемое - получит этот пост. Таким образом будет продолжаться негативный  кадровый отбор.

Недавно в министрестве экономического развития Саратовской области спенился министр, а вот экономические показатели не изменились. Особенно показательно это "х" в разделе "реальные денежные доходы на душу населения"

акой отбор неизбежно приведет к утрате управленческих технологий, а вместе с ними и к перманентному кризису управления и к потере управляемости. 

Отсутствие гражданского контроля, а также исчезновение независимых СМИ, неизбежно приведет к возведению злоупотреблений в норму. Эти процессы мы наблюдаем уже сейчас, когда, например, предусмотренные законодательством конкурсные процедуры еще не начаты, а строительство тех или иных объектов уже ведется. Разумеется, такой подход неизбежно будет вести к разбалансированию бюджетов, а в случае дестабилизации центра и к прекращению федеральных дотаций, к коллапсу региональной экономики, к потере управления и к хаосу.

Один человек пришел и выборы состоялись

В настоящих условиях дотации исполняют роль своеобразной пуповины, обрезав которую  можно окончательно погубить региональную экономику.

Поскольку малый и средний бизнес с некоторых пор перестали давать ощутимую отдачу в региональную казну, власти утратили к ним интерес. Это значит, что в дальнейшем будет продолжаться централизованный характер пополнения бюджета, через дотации и схлопывание малого и среднего бизнеса, как таковых.

Единственным мотиватором, который еще продолжает оказывать влияние на производственные процессы в регионе является коррупционная рента. Без ее наличия и учета вряд ли возможно возведение каких либо, прежде всего, инфраструктурных объектов

Вывести регион из глубочайшего экономического кризиса могла бы только инициированная центром и подхваченная на местах новая экономическая политика (НЭП). Сняв многочисленные ограничения, введенные в период так называемой "стабильности", можно было придать импульс развития, но поскольку НЭП сегодня всерьез не рассматривается, кризис будет только усугубляться. 

На этом фоне будет продолжаться рост цен и падение доходов населения. В обозримом будущем никаких предпосылок для роста доходов и стабилизации  цен не наблюдается. Пытаясь регулировать цены на продукты питания власти ищут выход в давлении на производителя и отчасти на посредника, не предпринимая каких-либо усилий для снижения тарифов естественных монополий, налогов, ставок кредитования, пытаясь закрыть возникающие бреши дотациями. 

Система выборов, в том виде, в котором она находится сегодня, перестала быть надеждой на перемены. В этой связи выборы окажутся на редкость предсказуемыми, с невероятно низким процентом явки. Формальное “омоложение” кадров не приведет к изменению работы представительных органов власти, поскольку не изменится характер их формирования. 

Это значит, что представительные органы власти продолжат утрачивать уровень представительства и доверия, а следовательно и качество работы. Окончательное превращение таких органов в “бешеный принтер”, может привести к валу запретительных норм, которые окончательно придушат надежды на перемены.

Окончание следует