Мы уже давно не советские, а стало быть, давно и, похоже, навсегда, утратили то, что в СССР называлось “собственной гордостью”. Погружение в атмосферу всеядного, ростовщического, пошлого и крайне жестокого капитализма, очень быстро поставили нашу гордость ниже плинтуса. Любые халявные раздачи денег или просроченных продуктов вызывают небывалый ажиотаж среди граждан, который иногда доходит до драк.
Попытки остановить этот вал унижений и поток оскорблений становятся все более робкими. Боясь потерять малое, россияне не задумываются над тем, что рискуют потерять все. Страх и унижение стали нашими спутниками в сумеречном лесу того странного, дикого, мглистого общества, в котором мы оказались. Но удивляться особо нечему, просто потому, что тот экономический курс, которым ведет нас правительство, не может не привести к жизни, где высшей радостью и наслаждением будет работа за еду, за миску похлебки.
Не зря в толще нашей так называемой элиты, уже давно идут разговоры о необходимости возвращения и последующей легализации титулов, а вместе с ними и сословных привилегий. Да что там разговоры. Привилегии и титулы уже введены явочным порядком. Говорят о возвращении крепостного права, а вместе с ним и холопов. Та что все самое интересное впереди.
А тем временем властям пора задуматься над введением так называемых фрументарных законов от латинского leges frumentariae, что буквально означает «хлебные законы». Эти законы в Древнем Риме регулировали государственную политику обеспечения населения города Рима хлебом (фрументацию) — как с помощью его продажи римским гражданам по сниженным ценам, так и путем бесплатных раздач.
Практика бесплатных раздач имела свою довольно интересную историю, о которой мы и намерены рассказать в рамках нашего проекта “Воскресных исторических чтений”.
Суть хлебных законов менялась со временем. Если, например, в период республики раздачи воспринимались как реализация права каждого римского гражданина на государственное имущество, то в эпоху императоров они превратились в знак личной милости и зависимости народа от подачек императоров.
В период принципата резко уменьшилось число получателей хлебных раздач, но полностью их отменить императоры так и не решились, опасаясь народных волнений.
Первый хлебный закон о регулярных раздачах относится к деятельности легендарного народного трибуна Гая Семпрония Гракха и датируется 123 годом до н. э. По этому закону каждый римский гражданин мог ежемесячно получать некоторое количество зерна из государственных хранилищ по сравнительно низкой цене в 6⅓ ассов за каждый модий (8,7 литров), что составляло чуть больше половины рыночной цены в 12 ассов за 1 модий. Для этого в Риме были построены крупные хлебные амбары, куда свозилось зерно, которое закупали сразу же после сбора урожая по сравнительно невысокой цене.
После гибели братьев Гракхов, хлебные раздачи сократились, но вскоре снова были восстановлены в прежних объемах. Знаменитый римский диктатор, инициатор проскрипционных списков Луций Корнелий Сулла, придя к власти, отменил хлебные раздачи. Однако уже после его смерти в Риме вспыхнул мятеж, после которого хлебные раздачи были снова восстановлены в полном объёме, а число получателей выросло до 40 тысяч человек, которые имели право покупать по 5 модиев пшеницы в месяц за 6⅓ асса.
Однако этот римский прожиточный минимум вызывал резкое недовольство и критику. Норму в 5 модиев сравнивали с тюремным пайком. Вскоре плата за хлеб и вовсе была отменена для тех, кому она была положена, т.е. для законных получателей. В каком-то смысле такая бесплатная раздача была в Риме своеобразной пенсией для плебса.
Хитрее всех оказался Гай Юлий Цезарь, который превратил прежние раздачи от имени государства в раздачами от своего имени, что впоследствии переняли другие римские императоры.
Для того, чтобы к раздачам не получили доступ всякие там понаехавшие мигранты, регулярно проводились ревизии списков лиц, имеющих право на хлеб (пенсию). Так после вычеркивания не имеющих гражданства Рима в 46 году до н. э. число получателей хлеба было снижено с 320 тысяч до 150 тысяч. Их имена были высечены на специальных бронзовых досках. Одновременно Цезарь издал закон, согласно которому число получателей раздач не может быть увеличено, а образовавшиеся в результате смертей свободные места должны распределяться по результатам жеребьёвки.
Преемник Цезаря родоначальник эпохи принципата Октавиан Август вновь увеличил число получателей до 250 тысяч человек, а в 5 году до н. э. вернул прежнюю цифру в 320 тысяч человек, но потом сократил число получателей до 200 тысяч. Право на раздачи имели только римские граждане, которые проживали в Риме. Это были граждане мужского пола старше 10 лет кроме сенаторского и всаднического сословия, которые родились и постоянно проживали в Риме. Раздаваемых ежемесячно 5 модиев (около 33 кг) зерна хватало в лучшем случае на питание двух взрослых людей, поэтому хлебные раздачи обеспечивали продовольствием не больше 400 тысяч человек или 40 % от миллионного населения Рима. При числе получателей раздач в 320 тысяч с учётом членов их семейств бесплатным снабжением зерном было охвачено 600 тысяч человек.
Император Нерон вводит в число получателей бесплатного хлеба 40 тысяч преторианцев (тогдашней личной гвардии принцепса), но при этом оставляет неизменным общее число получателей в 200 тысяч человек. При Траяне в число получателей вводят воспитывающихся за счёт государства мальчиков, а при Антонинах и девочек. Позднее право на раздачи получили пожарные Рима после определенной выслуги лет.
Изначально раздачи касались только зерна, однако в годы правления императора Септимия Севера стали раздавать масло, с правления Аврелиана свиное мясо, а само зерно заменили печеным хлебом.
Возникшая зависимость римского плебса от раздачи хлеба стала широко известной по крылатому выражению panem et circenses — «хлеба и зрелищ».
Изначально действие хлебных законов распространялось только на Рим, но впоследствии фрументарные законы были скопированы и в Константинополе как новой столице империи. При переносе столицы император Константин для стимулирования строительства и иммиграции даровал право на бесплатные хлебные раздачи всем домовладельцам Константинополя. Так что хлебные раздачи из Рима плавно перекочевали в Восточную Римскую империю, известную, как Византия.
В целом расходы на бесплатную раздачу зерна составляли пятую часть от всего бюджета государства. Зерно закупалось у частных лиц и местных провинциальных властей. Транспортировка зерна осуществлялась частными судовладельцами, но власти устанавливали цены для перевозки и продажи хлеба.
В 58-45 годах до н. э. в Рим привозилось примерно 1,5 миллиона гектолитров зерна ежегодно. Из этого количества 40 миллионов модиев завозилось из Африки, а 20 миллионов из Египта.
В эпоху республики раздачи совершались один раз в месяц, а место их проведения могло меняться. При Августе римляне стали получать раздачи у самих хлебных амбаров. При Клавдии раздача стала проходить ежедневно на Мицуевом портике, но в каждый день работало только одно отделение портика. Когда к хлебу было добавлено масло раздачи были перенесены на огороженные трибуны у маслохранилищ и хлебопекарен.
Право человека на раздачи подтверждалось «хлебной тессерой», которая имела характер постоянного документа, а также контрольной маркой, которую было необходимо отдать за месячную порцию хлеба. При Клавдии появились постоянные документы (tessera frumentaria), подтверждающие право на раздачи. Эти документы уже были собственность граждан и могли быть проданы или завещаны.