Мы не верим бравурным отчетам и оптимистическим прогнозам. Напротив, стараемся критически осмыслить те показатели, которые власть выдает за безусловные достижения.
Мы были одними из первых, кто серьезно поднял вопрос о том, что бюджет Саратовской области слишком сильно социально ориентирован, что в нем все меньше и меньше средств выделяется на развитие реальных, а главное — перспективных секторов экономики. Мы безжалостно развенчали миф об инвестиционном буме, раздуваемом экс-губернатором Павлом Ипатовым и его приближенными министрами. Мы раньше других обратили внимание на то, кто, как и на каких условиях получает право на освоение федеральных и региональных бюджетных средств. Мы были одними из первых, кто предупреждал об угрозе сползания Саратовской области в долговую яму. К сожалению, нас никто не слушал. Не уверены, что услышат и на этот раз.
И тем не менее, в этом специальном выпуске мы публикуем материалы под общим названием «Бюджет развития». За то время, что мы ведем мониторинг развития экономики региона, у нас сложился свой взгляд на такое понятие, как «бюджет развития». Это не некий резервный фонд, из которого будут финансировать близкие к руководству региона структуры. Это не некая «заначка», из которой будут поступать субсидии разным сомнительным фирмам-однодневкам, после получения которых они исчезнут из всех реестров. Это и не какая-то «свинья-копилка», из которой будут выдергиваться жалкие копейки на так называемую поддержку малого бизнеса, инвестиционных, инновационных и венчурных предприятий.
В нашем понимании бюджет развития — это система, а не фонд, это вектор, а не «загогулина», это залог нашего будущего, а не некая «заначка», предназначенная для финансирования «непредвиденных расходов». В нашем понимании бюджет развития — это защищенная часть бюджета Саратовской области, средства которого идут исключительно на развитие самых перспективных, самых приоритетных, самых выгодных отраслей и направлений в экономике региона. Бюджет развития должен быть защищен именно по принципу его целевого расходования. Ни одна копейка из этого бюджета не должна пойти на покрытие «непредвиденных расходов», на поддержку родственных фирм и организаций, на субсидирование сомнительных фирм и инвестиционных проектов.
Это бюджет будущего региона, будущего наших детей и внуков. Пусть сегодня на развитие той или иной отрасли будет заложено всего пять-десять миллионов рублей. Главное, чтобы эта отрасль начала оживать, развиваться. Завтра на ее развитие будет заложено уже 50–100 миллионов рублей, и если развитие будет продолжаться, то нам не стыдно будет запросить под это дело помощи из федерального бюджета.
В нашем понимании бюджет развития — это целевой, долговременный проект. И пусть он будет расти не такими темпами, которые сегодня необходимы. Главное, что эти средства будут выделяться по нарастающей, из года в год. Важно, что это будут наши деньги, то есть деньги нашего бюджета, которые мы будем направлять на развитие реального сектора экономики.
Как и у всякого бюджета развития, у него должен быть надежный залог. Таким залогом станет не бюджетный кредит, не депозит в каком-нибудь банке. Залогом нашего бюджета развития должен стать авторитет исполнительной и законодательной власти региона. Сегодня эта мысль у кого-то может вызвать гомерический хохот. Пусть смеются. Не всегда же красть, не всегда же обирать свою бедную Родину. Надо же когда-то ее и любить!
Все ветви власти должны не только самым скрупулезным образом разработать бюджет развития (полагаем, что наш спецвыпуск окажет депутатам, губернатору и министрам в этом посильную, но неоценимую помощь), но и проанализировать отрасли и сферы его расходования, установить жесточайший контроль над расходованием каждой копейки.
Если эта задача станет по силам нашему правительству и нашей обновленной областной Думе, значит, им будет и по силам вытащить регион из кризиса и деградации.