В России началась и активно проходит кампания отчетов “слуг народа” о своих так называемых доходах. Различные СМИ с энтузиазмом рассказывают о том, на сколько тот или иной депутат или чиновник за минувший год обогатился или, напротив - обеднел.  При этом все уже настолько привыкли именно к такой “отчетности”, что удивляясь росту состояния некоторых, явно не понимают, что “народный избранник” или “слуга” откровенно искажает действительность, И если кто-то попытается задать вопрос: откуда у “слуг” такие доходы, то единственно правильным ответом будет ответ - с неба. Как в свое время ответил один из лидеров с Северного Кавказа: “Аллах дал”. Почему этим, с позволения сказать, декларациям нельзя верить, и что в них должно быть указано в обязательном порядке, но не указывается?

Ольга Алимова за 2018 год она заработала 3 млн 92 тысячи рублей. Бедная Оля...

В те давние времена, когда демократия в РФ еще не была такой “суверенной”, какой она является сегодня, сведения о доходах выглядели несколько иначе, чем те, которые депутаты и чиновники заполняют сегодня.

Для примеры мы взяли доходы самого “бедного” и самого богатого депутата ГД, представляющего в Федеральном собрании Саратовскую область.

Итак, самым “бедным” по  размеру дохода депутатов ГД от Саратовской области оказалась Ольга Алимова. За 2018 год она заработала 3 млн 92 тысячи рублей. Ей принадлежат две квартиры площадью 89,3 и 117 кв. метров, а также грузовой автомобиль ГАЗ-2705.

Самый богатый депутат ГД от нашего региона Глеб Хор за 2018 год заработал 151 млн рублей. Ему принадлежат земельный участок (1832 кв. метра), три квартиры (77, 146 и 175 кв. метров), а также дача (138,8 кв. метров) и машино-место (14,2 кв. метра).

Нетрудно заметить, что разница в доходах между депутатом Алимовой и Хором более чем в пять раз больше в пользу второго “народного избранника”. Но мы сейчас не будет жалеть Ольгу Николаевну и порицать Глеба Яковлевича. Просто потому, что при разнице в доходах их роднит нечто общее. В обеих декларациях нет самого главного: указания источника доходов.

Глеб Хор за 2018 год заработал 151 млн рублей. Богатый Глеб

Можно, конечно, самостоятельно подсчитать полученные доходы  и выяснить, что три “несчастных миллиона”, заработанные Ольгой Алимовой - это доход, полученный ею за время работы в стенах Государственной Думы. Хотя и здесь есть свои нюансы. В частности Ольга Николаевна, на момент заполнения декларации,  проработала в ГД меньше года (напомним, что Алимова была избрана депутатом ГД на довыборах по 163-му Саратовскому одномандатому округу 9 сентября 2018 года).

А вот чудовищные по меркам нашего времени доходы Глеба Хора только работой в ГД не объяснишь. Не иначе, они либо “упали с неба”, либо их “дал Аллах”.

Возвращаясь в эпоху до “суверенной демократии”, следует отметить, что в то время, при заполнении декларации депутаты обязаны были указывать источники доходов. Не просто - общую сумму, а те самые клондайки и эльдорадо, где были получены денежные средства. Депутат и чиновник, как правило указывали, свое основное место работы и размер годовой заработной платы. Если доходы были получены из других источников - указывались и они. Например, какой-нибудь депутат читал лекции в Гарварде о пользе суверенного рунета, или преподавал на кафедре государства и права в каком-нибудь вузе. Но и это было еще не все.

В тех “старых декларациях” “слуги народа” должны были указывать и источники доходов, полученные от вкладов в банках, от ценных бумаг, от продажи имущества или ценных бумаг. Указывались также и организации всех форм собственности, в которых помимо своей основной работы, так сказать, трудился “слуга народа”.

Нетрудно заметить, что в самой форме декларации отсутствует наименование некоторых источников дохода

Такая декларация отличалась не только прозрачностью, но и была объективна, ибо объясняла те несметные (или сметные) доходы, которые в истекшем году получил тот или иной чиновник или депутат.

Сегодня эта норма из декларации вымарана. Поэтому, когда у граждан возникает вопрос о том, откуда, к примеру у г-на Клишаса такие дорогие часы, он может объяснить, что продал принадлежащие ему акции или облигации, или получил доход от вкладов в банки, недвижимости и т.д. Кто мог себе позволить исключить эти пункты из декларации? Разумеется, сами депутаты, которые и утвердили форму отчетности (сведений) о доходах. Да так постарались, что  с какой стороны не взгляни, а получается, что все нажитое ими непосильным трудом, действительно, “дал Аллах”.

Отсюда следует, что если иные источники доходов не указаны, то цифры, которые фигурируют в декларациях, не могут не вызывать сомнения. Кроме того, доходы, полученные от ценных бумаг, вкладов в банках, недвижимости и т.д. легко переписываются, например, на жён. Вот откуда чудовищная разница в доходах у супруга и у его обожаемой супруги. Не стоит забывать и о том, что буквально недавно депутаты выступили с инициативой исключить доходы их супруг (супругов) из отчетности. Если подобное случится, то скрывать доходы, полученные из иных источников, будет еще легче.

Поскольку названные нами источники доходов в сведениях о доходах не фигурируют, таким сведениям верить нельзя.  И все эти декларации - филькина грамота.