Сразу стоит отметить, что уже в эпоху новой России, когда к власти пришли ликвидаторы СССР, о февральской революции все равно говорили как-то вскользь, в основном сосредотачиваясь на осуждении кровавой оргии большевиков, которые они учинили над Россией, совершив военный переворот уже в октябре 1917 года.
Либералы всех мастей скорбели по поводу того, что февральская либерально-демократическая линия была свернута, но не уделяли особого внимания этому замечательному, хотя и короткому (даже по историческим меркам) периоду нашей истории.
Довольно скоро с такими темами, как "Февраль 1917" и "Октябрь 1917 "все стало ясно". Из предмета, который сегодня нуждается в новом прочтении и осмыслении уже с высоты пережитого Россией за сто лет, они перешли в разряд реликтов, но от этого не стали ни понятными, ни открытыми, но, тем не менее, не потеряли своей актуальности даже век спустя.
В данных заметках мы не станем останавливаться на подробностях развития Февральской революции, но попытаемся обратить внимание наших читателей на ключевые моменты данного события, которые, как нам представляется, до сих пор так и не поняты.
Всякая революция имеет какое-то одно - центральное событие, которое становится не только ее символом, но и основной целью. Например, во время Великой Французской революции 1789 года таким событием стал штурм и взятие крепости Бастилия. Даже в сегодняшней Франции этот день 14 июля отмечается, как "День взятия Бастилии".
Что касается октябрьского переворота 1917 года, то ее главными событиями стали пресловутый залп "Авроры" и не менее пресловутый штурм Зимнего дворца.
А какие события стали центральными во время Февральской революции? Так ведь сразу и не ответишь. Нет каких-то ярких символов, объектов. Ни тебе штурма какой-нибудь крепости-тюрьмы, ни тебе залпа из орудий какого-нибудь крейсера или линкора, ни тебе баррикад, как в 1905 году на Красной пресне.
Как известно, главной задачей всякой революции является смена власти. После того, как власть сменена, начинается подавление сопротивления сторонников прежней власти, а затем установление порядков, диктуемых новой властью. Собственно говоря, на этапе решения этих вопросов и завершается всякая революция. Гражданская война, голод, эпидемии. разруха и т.д. это уже не революция. а ее последствия.
Главным событием Февральской революции 1917 года было отречение императора Николая II от власти. Никакого свержения монархии мы в ходе февральской революции не наблюдаем. Хотя бы потому, что отречение прошло мирно и в течение очень короткого срока времени. Поскольку Николай II не только, как считается, добровольно отрекся от престола, но отрекался в пользу брата Михаила, то сохранялась преемственность власти. Однако и в этом вопросе есть некоторые тонкости, на которых стоит кратко остановиться.
Дело в том, что брат царя Николая Великий князь Михаил правил всего одну ночь и также отрекся от престола в пользу "Временного правительства, по почину Государственной думы возникшему".
Иными словами, не было ни повода, ни смысла свергать то, что не оказывало сопротивления. Поэтому первый миф Февральской революции был миф о "свержении самодержавия". Согласитесь, что сложно свергать того, кто добровольно отказался от власти.
Таким образом, после отказа Николая и его брата Михаила от престола и передачи всей власти Временному правительству Февральская революция в России закончилась. Временному правительству предстояло решить наиболее острые вопросы, вставшие перед Россией после смены власти.
Вопросов этих было немало, но самым главным был вопрос о войне. Этот вопрос был настолько острым, что он вынуждал Временное правительство откладывать решение других, не менее важных проблем "на потом".
Вот почему те, кто упрекает Временное правительство в нерешительности, забывают, что именно на него было возложено решение вопроса об участии России в войне. Ответ на него был дан в ясной форме: "Война до победного конца". В течение всего периода своего существования Временное правительство с одной стороны пыталось удовлетворить требования "демократии", а с другой продолжать ведение войны, которая с демократией имеет очень мало общего.
Поэтому отвечая на следующий вопрос о предпосылках Февральской революции, ее истинных причинах и смысле мы должны констатировать: причиной этой революции стала война. Ни голодные бунты, ни падение престижа самодержавия, ни правительственный кризис, ни активизация политических партий, ни даже алчность национально ориентированной буржуазии не были основополагающими причинами этой "славной революции". Если и брать в расчет те причины, которые мы перечислили выше, то они не были решающими.
Отречение царя Николая II от престола не решало, да и не могло решить ни одной из стоявших тогда перед Россией проблем. Отречение вообще не решало проблемы России, зато оно решало проблемы союзных России стран. Ради них и было организовано это отречение.
В начале 1917 года уже было очевидно, что война скоро закончится. Она, действительно закончилась через год с небольшим. Было ясно, что война закончится не в пользу Германии. Было также ясно, что государства-члены Антанты не согласятся на перемирие, но только на мир, под их диктовку. Поэтому сегодня особенно очевидно, что призывы к миру без аннексий и контрибуций, с которыми противники войны обращались ко всем правительствам, на самом деле, были обращены только к одной стране - к России. Именно Россия должны была выйти из этой войны без какого-либо права на аннексии и контрибуции.
Простой вопрос: когда русская армия была боеспособней при императоре Николае II или после его отречения? Ответ, на наш взгляд, очевиден: разложение армии началось сразу же после отречения царя от престола. К примеру, когда у нас прославляют Брусиловский прорыв лета 1916 года, то забывают, кто тогда был главнокомандующим русской армии.А им был император Николай II. А вот знаменитое летнее наступление 1917 года, когда главнокомандующим был назначен все тот же Брусилов, завершилось катастрофой.
Об отречении от престола Николая просили его родственники -- великие князья, депутаты Государственной Думы, генералы, в том числе и прославленный генерал Брусилов, представители либеральных и промышленных кругов. Они уверяли царя, что после его отказа от власти все изменится. На деле ничего не изменилось, а стало еще хуже, чем было при царе. Особенно в отношении войны и боеспособности русской армии.
Как так получается, союзники, кровно заинтересованные в участии в войне России, не только не препятствовали смещению Николая II с престола, но и ослабляли боеспособность русской армии!
Как можно расценить слова премьер-министра правительства его величества Ллойд Джорджа, который узнав об отречении Николая II, воскликнул: "Одна из целей войны теперь достигнута!" Что это за цель? Сегодня ответ на этот вопрос более, чем очевиден. Это вывод России из войны, вывод в разряд стран, которые не будут претендовать на лавры победителя и не примут участия в аннексиях и контрибуциях.
Поэтому отвечая на вопрос о смысле и назначении Февральской революции 1917 года следует дать ясный ответ: она была первым этапом вывода России из войны. Никаких других, в том числе и национальных интересов для России эта революция не представляла и не могла представлять. Более того, эта революция неизбежно должна была "перерасти в социалистическую", как в следующий этап при достижении глобальной цели организаторов "русской смуты".
Когда Ленин, прибыв в апреле 1917 года в Россию, заявил о необходимости осуществления социалистической революции и даже о ее неизбежности, он, скорей всего, уже был посвящен в большой план. Тогда многими его заявление было расценено, как бред. На самом деле, Ленин просто анонсировал план развития дальнейших событий в России.
А теперь коротко о том, как разыгрывалась эта замечательная партия. Предварив наш рассказ замечанием, что истинные цели прикрывались красивыми лозунгами, идеями смыслами, но у тех, кто эти идеи отстаивал ничего не получилось. Ни одна из выдвинутых идей не достигла целей, кроме главной - вывода России из войны, без каких бы то ни было претензий на право победителя.
Итак, отрекаясь от престола, Николай II, тем не менее, обеспечил преемственность власти. Временное правительство становилось правопреемником всего наследия империи в том числе и обязательств данных союзникам России и Россией союзникам. Это значило, что если Россия продолжит участие в войне, то по ее окончании она окажется за столом стран-победительниц и будет претендовать на свою долю в предстоящем послевоенном переделе мира.
Доблестные союзники не были заинтересованы в том, чтобы императорская власть в России имела преемников. Нужны были силы, которые решительно порывали бы как с царским правительством, так и с его преемниками и совершили такой поступок, который навсегда выводил бы Россию из потенциальных держав-победительниц в первой мировой войне.
Такой силой и стали большевики и организованный ими военный переворот. Если после отречения Николая II была сила, которая брала на себя обязательства царского правительства, то после прихода к власти большевиков, они отказались от каких-либо обязательств перед союзниками и пошли на роковой поступок: заключили сепаратный мир с Германией.
После этого союзники полностью освобождают себя от каких-либо обязательств, данных ими царскому и, стало быть, Временному правительству.
Вот и все. Россия, долгих четыре года сражавшаяся на стороне держав, которые стали победителями в этой войне, оказалась в стане побежденных, не имеющей никаких прав на участие в судьбах послевоенного мира. Поэтому, когда в Версале проходила Парижская мирная конференция, делегация Германии сидела в предбаннике и ждала решения своей судьбы, а вот российская делегация вообще не была приглашена на эту конференцию.
После того, как к власти в России пришли большевики, стало ясно: с Россией покончено. В ближайшее время она распадется на части, как уже начали распадаться такие империи, как Германская, Австро-Венгерская и Османская. Падения режима большевиков и распада страны, как известно, ждали со дня на день, но что-то пошло не так. О том почему "что-то пошло не так" - это отдельная история.
Нам же очевидна и та мифологизация февраля, и то сокрытие его истинного смысла и поражение, которое в глобальной игре потерпела русская национально ориентированная буржуазия и вся та трагедия, которая впоследствии развернулась в послереволюционной России.