Тихо и незаметно, без лишнего ажиотажа и шумихи, конкурсная комиссия определилась с кандидатами на пост главы администрации города Саратова. В сравнении с тем, как много было суеты и политической возни вокруг выборов первого сити-менеджера — Николая Романова или даже Вячеслава Сомова, не говоря уже о подзабытом ныне Алексее Прокопенко, нынешние выборы напоминают собой заурядную формальность. Ни тебе громких программ, ни тебе вертолетных облетов города с разбрасыванием чудодейственной благодати. Набор шаблонных обещаний при неуверенном понимании кандидатами проблем, с которыми Саратов столкнется уже в самое ближайшее завтра.
Мне уже не раз приходилось отмечать, что сити-менеджер — фигура для Саратова трагическая. То ли звезды были расположены в неблагоприятном порядке, то ли сама система несет в себе врожденные пороки, но до недавнего времени, какого сити-менеджера не возьми, а все получалась печалька.
Например, Николай Романов, на которого возлагали надежды, как возлагают свои надежды добропорядочные родители на первенца, попросту сбежал с занимаемого поста за речку откуда и был родом. Или Вячеслав Сомов, которого добила особо снежная зима 2010 года. Да и Алексею Прокопенко не повезло. На него, как на матерого, объявили охоту люди в синем, а вскоре выяснилось, что ему приписали присвоение немалых денежных средств и вот теперь его ищут пожарные, ищет милиция (полиция), ищут давно и, сами понимаете, никак не могут найти.
Цепочка драм прервалась только после того, как на пост сити-менеджера или, как принято говорить сегодня — главы администрации, был избран Александр Буренин.
Не думаю, что звезды изменили расположение свое, а грустная карма прекратилась. Вероятно, пост главы администрации, начиная с Буренина, утратил былое значение и превратился в формальное замещение должности. До Буренина глав администраций не только замечали, но и пристально за ними следили, отмечая чуть ли не каждый их шаг, а вот правление Александра Григорьевича осталось незаметным и ничем не примечательным. Мы даже не знаем, в какой процентной пропорции была исполнена программа, предложенная Бурениным в тот период, когда он выдвинул свою кандидатуру на пост главы администрации. А ведь такая программа должна быть! Все предшественники сити менеджера времен стабилизации, свои программы не только выносили на суд конкурсной комиссии, но и старались их обнародовать.
Поэтому исполнил ли Александр Буренин свою программу или не исполнил — не имеет значения. За тихое пребывание в должности он был повышен до зама саратовского губернатора Валерия Радаева, где, надо полагать, также будет малозаметен, малозначен и явно малоэффективен.
Таким образом, если раньше процесс выборов главы администрации был широкой кампанией, то теперь — это всего лишь информационный повод.
Валерий Сараев — один из главных претендентов на пост сити-менеджера, сообщил, что, представ перед конкурсной комиссией «как и все люди, волновался и волнуюсь сейчас», тем не менее ничем нас не удивил и тем более не восхитил. Судя по его волнению, оно было вызвано хмуростью бровей на лицах высокого конкурсного жюри, а не ответственностью перед горожанами, ведь работать Сараеву предстоит не для конкурсной комиссии, а для сотен тысяч горожан. Но, поскольку, эти сотни тысяч Сараева не избирают, волноваться перед ними нет никакой необходимости. Тем более доносить до их сведения какую-то там программу.
Но звезды звездами, карма кармой, а мы все же должны увидеть формализацию должности, полагаясь на реальность. Она же сурова, как никогда. Грубо говоря, сужение финансовой базы быстро превратило главу администрации в лицо, которое «распоряжается тем, что есть», не претендуя на большее. Раньше было не так.
Николая Романова избирали в «тучные годы», буквально через год после назначения губернатором Павла Ипатова. Сам Павел Леонидович протежировал Николая Степановича, обещая ему не только моральную, но и материальную поддержку. Денежные средства в 2006-2007 гг. шли широким потоком, в том числе и на финансирование городского хозяйства. Сити-менеджер в те годы рассматривался, как реальный распорядитель бюджетных ресурсов, а это значило, что его фигура приобретала влияние. Не случайно за Романова бились не только власти, но и представители местного олигархата. Некоторые из этих представителей стремились даже окружить застенчивого Николая Степановича своими людьми.
Сменивший сбежавшего Романова на этом посту Вячеслав Сомов был горяче, широко и местами щедро поддержан партией. Партия в 2007 г., одержавшая головокружительную победу на выборах в Госдуму, была тогда в особой силе. Партия обещала Сомову всяческую поддержку, особенно в реализации на территории Саратова национальных проектов. Что и говорить, сам Сомов был «проектом партии», «тучные годы» еще длились, городской бюджет хотя и не пополнялся так, как хотелось бы, но и не оскудевал такими темпами, как это происходит сегодня.
Поэтому за влияние на Сомова тоже шла борьба. И хотя Вячеслав Леонидович оказался не совсем удачным «проектом партии», ибо не совсем устраивал некоторых ее влиятельных адептов, даже в период его «служения городу и горожанам», также был фигурой весомой, а иначе зачем было плести столько интриг и строить такие хитроумные ковы. Наблюдатели полагали, если бы не суровая зима и неспособность Сомова преодолеть ползучий саботаж, то он бы продержался в течение всего установленного законом срока, а не ушел бы в отставку, не пробыв на посту главы администрации даже трех лет.
Отдельного внимания заслуживает и пришедший на смену Сомову Алексей Прокопенко. За его широкой спиной стоял глава города Олег Грищенко. Возник знаменитый тандем, который на волне благоприятной финансовой конъюнктуры, начал реализацию очень важных для города проектов. До сих пор люди отмечают, что за те три года, что Прокопенко находился у руля главы городской администрации, было сделано больше, чем за время пребывания у этого руля Романова и Сомова вместе взятых.
Да, в какой-то мере Прокопенко и его другу Грищенко — повезло. Находясь на подъеме, им удавалось немало сделать. Но мы сейчас не будем анализировать проделанную работу, гораздо важнее понять, что за каждых из сити-менеджеров до «эпохи Буренина» стояла не только субъективная сила, но и реальный (пусть не такой, как хотелось!) ресурс.
Подчеркнем, что Романова поддерживал губернатор Павел Ипатов. Сомова — партия, да и отчасти губернатор, подстегиваемый тогда небывало влиятельной и могущественной партией. За Прокопенко — авторитетный и влиятельный Олег Грищенко, который был способен воздействовать на Павла Ипатова, не только в части выбивания субсидий из областного бюджета. Не стоит забывать, что именно в период, когда Прокопенко был главой администрации, городу удалось добиться передачи ему земли, которая при раннем Ипатове находилась в распоряжении области.
Затем наступило время «большого облома». Страна стремительно стала погружаться в кризис. И хотя для Саратова в плане его бюджетного обеспечения вряд ли можно выделить бескризисный год, хотя бы из последних пяти, все-таки до «великого облома» была надежда, после него — она стала призрачной.
Сегодня городу нужен не сити, а антикризисный менеджер, способный не только разработать, но и реализовать антикризисную программу, программу, которая была бы рассчитана, минимум, лет на пять, в течение которых городу надо будет не только выжить, но, как это не покажется парадоксальным, заложить основы будущего прорыва.
И вот после бесцветного правления Буренина на горизонте возникла фигура Сараева.
Мы уже говорили, кто стоял за каждым сити-менеджером и почему их фигуры приобретали вес. Осталось спросить, кто стоит за Сараевым. Даже и не кто, а что?
Здесь к бабушке не ходи, чтобы понять, что Сараев — это Радаев сегодня. Дескать, Валерий Васильевич его протежировал, обещал всяческую поддержку и т.д. Наблюдатели в этом мнении — единодушны, но не стоит забывать о главном, о ресурсах. Если кто-то думает, что Сараев послан Радаевым «на город» с обещанием помочь с ресурсами, то, полагаю, он ошибается. Сараев послан «на город» не для того, чтобы дать, а для того, чтобы взять. Радаеву нужен контроль над теми финансовыми потоками, которые, как считают в области, в городе, несомненно есть, но область их, пока, не в состоянии контролировать.
Это не голословное заявление, ибо, если вы проанализируете последний бюджет Саратовской области на 2016 год, то иначе, как со слезами на глазах его понять невозможно. Общеизвестно, что городская власть до недавнего времени была просто обречена противостоять областной и не потому, что у того, кто «сидел на городе» были какие-то властные амбиции, а потому, что «городу постоянно недодают денег». Например, у Олега Грищенко в этом деле накоплен богатый опыт. У Сараева его нет, точно также, как нет и поддержки ни в кругу влиятельных людей, ни в СМИ. Каким образом он будет воздействовать (и будет ли?) на губернатора хотя бы для элементарного выравнивания финансирования — я себе не представляю.
Да это и не важно. Не для города Сараев поставлен, а иначе, как можно объяснить тот факт, что предводитель людей в синем г-н Степанов подверг Сараева критике за провал программы переселения из ветхого и аварийного жилья, да и сама программа была в области провалена. Между тем, именно вице-губернатор Сараев за нее отвечал, если и не самым дорогим, что есть у мужчины, то головой точно. Однако, это не помешало Радаеву выдвинуть его «на город».
После того, как кандидатура Сараева была выдвинута, глава города Олег Грищенко выступил с напутствием будущему главе администрации. Даже не с напутствием, а, скорее, с завещанием. В нем, в частности, было сказано: «Сумеет ли новый глава администрации решить вопросы финансирования муниципалитета, получить поддержку из бюджетов вышестоящего уровня. Потому что, как я уже не раз говорил, перераспределять, экономить и затягивать пояса можно до бесконечности, но это дает возможность решать только локальные проблемы городского хозяйства, а глобальные при этом накапливаются и впоследствии требуют еще больших финансовых затрат. Думаю, что Валерий Сараев получит поддержку на региональном уровне не только на словах, но и на деле. Ведь после многолетнего недофинансирования городского хозяйства только конкретная финансовая поддержка позволит Саратову встать на путь развития, а не выживания».
Вот именно: сможет ли? Полагаю, что между строк завещания скользит сомнение. Сомневаемся и мы. Сам Сараев, жутко волнуясь пред светлы очи комиссии сказал: «Члены комиссии задавали вопросы о состоянии городского хозяйства, проблемах "Саратовводоканала", ремонте дорог, о строительстве школ, детских садов. В рамках своих полномочий и обязательств я дал ответы, которые устроили комиссию».
Что это были за ответы, мы так и не узнали. Но можно предположить, что Сараев убаюкивал комиссию тем, что область обещала ему поддержку, другое дело на деле или на словах. Если судить по тому бедственному положению, в котором ныне находится и областной и городской бюджет, то все-таки на словах...