Никто толком не решился подсчитать, сколько людей приняло участие в стихийной акции протеста. Кто насчитал 300-400 человек, кто 1 тысячу, а кто и более 3 тысяч человек. Если судить по кадрам, снятым с разных ракурсов, то в шествии приняло участие не менее тысячи манифестантов. Для Саратова это немало. Если учесть, что протесты прошли далеко не во всех городах России и далеко не везде они были такими многочисленными, как в Саратове.
Несмотря на все усилия властей не допустить проведение несанкционированного митинга, он все-таки состоялся. Одной из особенностью акции стал быстрый сбор участников. Как мы полагаем, это стало возможным не из-за активности “штабов Навального”, а из-за той острой социально-экономической обстановки, которая с недавних пор сложилась на территории Саратова. Полагаем, что призыв “вписаться за Навального” для большинства митингующих стал только поводом.
Сравнительно быстрая мобилизация, несмотря на многочисленные угрозы и санкции (от административных до уголовных) преимущественно молодых людей - это свидетельство протеста, который в Саратове вызван действиями официальных властей. Множество проблем, волнующих молодых людей, годами не решаются. Наблюдается высокая смертность населения и сокращение рождаемости. В городе низкие зарплаты, нет достойной работы, нет перспектив на будущее, нет развития. Саратов постоянно занимает первые места в негативных рейтингах. Опросы показывают, что более 50% (по некоторым данным все 70%) молодых готовы покинуть Саратов в поисках лучшей доли в других городах или за пределами нашей Родины.
Но если бы только молодежь приняла участие в акции. Так ведь даже на фото хорошо видно, что рядом с молодыми людьми шагают и лица старшего возраста. Их тоже немало. И это показатель того, что к протестным выступлениям готова не только молодежь, что политикой местных властей не довольны и люди старшего поколения.
Полагать, что молодых людей в Саратове ничего не волнует, кроме заключения под стражу Алексея Навального и недопуска к нему врачей, было бы верхом наивности. Мобилизацию в поддержку опального политика в Саратове следует рассматривать не иначе, как выражение протеста против местных властей, которые по-прежнему не справляются с возложенными на них обязанностями.
В целом это тревожный признак, особенно накануне больших выборов, которые некоторые бобры намерены провести тихо и незаметно, мобилизуя несчастных бюджетников, чтобы затем безжалостно бросить их под танки.
Как нам кажется, разбираться надо не столько с теми, кто принял участие в несанкционированном митинге, сколько с теми, кто довел Саратов до состояния города безысходности, безработицы, тоски и невостребованности. С них должен быть особый спрос. Иначе может быть поздно.