Что роднит правительство области и Аркадия Евстафьева  

 

Если бы не коробка, обо мне никто и никогда ничего бы не узнал

Свежий пример – попытка «Саратовских авиалиний» Аркадия Евстафьева в судебном порядке закрепить за собой эксклюзивное право распоряжаться частью земли в старом аэропорту, что ставит под угрозу реализацию инициативы спикера Госдумы Вячеслава Володина по комплексному освоению перспективной территории площадью 241 гектар. Риски срыва велики, но юристы регионального правительства, ответчика по иску, ведут себя в процессе так, как будто участвуют в договорном матче. А мощный медиа-пул областной вертикали многозначительно молчит, тем самым подтверждая нежелание руководства области отстаивать государственные интересы. 

«Коробка из-под ксерокса» удобна саратовской власти: собирательный образ жупела помогает силовикам, чиновникам и политикам-единороссам скрытно использовать ресурсы «оппозиционера» – медийные и экономические. В первых можно легализовать вброс, провокацию, интригу против своих же однопартийцев или нелояльных бизнесменов. Что касается экономики, то хозяйство Евстафьева в Балтайском районе служит надежной площадкой для «дипломатических» контактов с отдельными представителями областной элиты. Да и в публичном поле команда Валерия Радаева не стесняется поощрений: фирмы Аркадия Евстафьева удостаиваются звания «Инвестор года» и получают штандарты губернатора. 

Всегда на связи с кем надо

«Какой же приз правительство области вручит «Саратовским авиалиниям», если арбитраж примет сторону истца в споре о землях бывшего аэропорта?» - вопрос не ироничного свойства, а вполне себе серьезный, учитывая весь цинизм ситуации.              

Ведь многим понятно, что антипутинская риторика Евстафьева – это тоже своего рода камуфляж и стиль диалога с властью, имеющий, впрочем, глубинно-личную мотивацию.  

«Считаю, что это просто шантаж с целью достижения групповых и корпоративных интересов за счет потребителя, фактически за счет всего общества. Я обращаю внимание председателя правительства на цинизм и очевидную профессиональную непригодность руководства "Мосэнерго", - такими словами охарактеризовал Владимир Путин деятельность Аркадия Евстафьева на посту директора столичной энергетической компании в 2005 году, когда авария на подстанции «Чагино» обесточила всю Москву.  

Аварию на Мосэнерго 25 мая 2005 года москвичи помнят до сих пор

Тогда Евстафьев, правая рука Анатолия Чубайса, был с позором уволен… И тут же, несмотря на близость к «Семье» и провластность, записался в «оппозиционеры». 

Спустя много лет, в 2018-м, после крушения самолета «Саратовских авиалиний»  (погиб 71 человек – все, кто находился на борту), он тоже рядился в жертву режима. Хотя основной причиной катастрофы стали непрофессионализм и ошибки экипажа, которые могли стать следствием нещадной эксплуатации летного состава и сомнительного рекрутинга.  

Как писали региональные СМИ, в ходе проверки компании Росавиацией выяснилось, что планирование работы членов экипажа воздушных судов в "Саратовских авиалиниях" происходило без учета нормирования рабочего времени, времени отдыха летного состава и контроля утомляемости. Были выявлены и другие нарушения: в частности, недостоверный учет рабочего времени и превышение максимальной продолжительности полетной смены в течение суток; допуск пилотов к полетам без прохождения повторного медосмотра.

Глава Росавиации  Александр Нерадько указал акционерам ("Саратовскими авиалиниями" фактически владеет Евстафьев - сначала через офшоры в Белизе, а потом лично) на "беспрецедентное, безответственное отношение руководства авиакомпании к вопросам обеспечения безопасности полетов".

Вы Аркадия Вячеславовича помните? Конечно, разве его забудешь...

Мы неслучайно напомнили об особенностях владения активом – сейчас принято пересматривать многие сделки о приватизации государственных предприятий и имущества. Чего стоит только кампания по национализации земель Саратовского авиационного завода.

Вот и в разрезе судебного спора, инициированного «Саратовскими авиалиниями», остро встает вопрос – почему вообще Аркадий Евстафьев претендует на территорию старого аэропорта? Не пора ли правительству области всерьез – со всей ответственностью и политической волей – четко и популярно объяснить саратовцам, как и почему госпредприятие оказалось в руках Евстафьева, а сама земля и аэропортовая инфраструктура – в его оперативном управлении. Например, обнародовать в «Комсомольской правде», «Аргументах и фактах», «Регион-64» схемы сделок и инициировать слушания в Саратовской облдуме.       

Стелу давно пора модернизировать, да все руки не доходят

Старый аэропорт со всеми его складами и ангарами строил же не Евстафьев. Точно так же, как не строил он и завод "Тольяттинский трансформатор". Его построила советская власть еще в 1956 году. Он лишь приобрел акции в период чистогана. Банк "Агророс", как и часть пакета «Саратовских авиалиний», достался ему от Романа Пипия вместе с практически всем Балтайским районом, который сегодня все больше напоминает российскую глубинку середины XIX века незадолго до отмены крепостного права. "ЖБК-1" строил тоже не Евстафьев, что, однако, не мешает ему гордо позиционировать себя «промышленником». 

Надо же! А в Союз писателей примут?

Иными словами, куда не кинь взор на добро, к которому имеет отношение Евстафьев, создается впечатление, что приобретать иногда приходилось краденое – тут уж Пипия не даст соврать.  

И зря правительство области так легкомысленно подошло к отстаиванию государственных интересов в суде по иску «Саратовских авиалиний»: земля старого аэропорта – стержневой элемент будущей Саратовской агломерации. Значимость этой территории для развития региона подкрепляется участием в начинании госкорпорации «ДОМ.РФ», организовавшей международный конкурс.

Ну что поиграем?

Как сообщают организаторы, в понедельник, 7 сентября, завершился прием заявок – в конкурсе выразили желание принять участие архитекторы 24 стран мира.    

«Шесть заявок отправили архитекторы из Индии, по четыре — потенциальные участники конкурса из США и Франции. Заявки также были получены из Дании, Швеции, Новой Зеландии, Мексики, Великобритании и других стран. Большое количество заявок также поступило от архитекторов из России— портфолио для участия в конкурсе прислали 24 команды», - говорится в релизе на официальном сайте.

Наконец, недавно Саратовская область получила статус особой экономической зоны и выразила готовность принять первых резидентов. Именно земли аэропорта могли бы стать площадкой для реализации перспективных и маржинальных проектов в рамках ОЭЗ. Но, похоже, и в этом случае региональное правительство будет играть в поддавки со своим старым «оппонентом».