"Надо контролировать, кому давать, а кому не давать. Почему мы вдруг решили, что каждый может иметь?"

Виктор Степанович Черномырдин


Когда на нашем сайте только появился опрос по заданной теме, в число лидеров стремительно вырвался экс-губернатор Павел Ипатов. Трое остальных потенциальных виновников довольствовались нулями.

Было даже как-то обидно за то, что респонденты всю вину взвалили на несчастного Павла Леонидовича, но сей рекорд продлился недолго. Вместе с Ипатовым вину разделил и Валерий Радаев. Так, отданные за него первоначально 25% голосов, довольно скоро превратились в полноценные 40%. Ипатов, соответственно, сохранил за собой 60%. В то же время ни Капкаев, ни Ларионов не были признаны виновными. В ходе голосования они остались при нулях (http://bezvremeny.ru/vote/detail.php?VOTE_ID=10&view_result=Y).

В Казани не брал, в Астрахани не брал, а в Москве брал. В кредит бралТаким образом, респонденты портала «Времени NET» признали виновными в возникновении многомиллиардного внешнего долга Саратовской области двух губернаторов — бывшего, Павла Ипатова, и ныне действующего, Валерия Радаева.

Казалось бы, Валерий Васильевич, ставший губернатором только недавно, не должен был быть признан виновным. Хотя при Радаеве область и продолжала брать кредиты, но все же львиная доля денежных заимствований пришлась на годы правления Ипатова. Однако респонденты увидели вину Радаева не как губернатора, а как спикера областной Думы. В этом отношении — выбор участников голосования оказался вполне справедливым.

Учителям дай, врачам дай, пенсионерам дай, инвалидам дай! Да где же мы денег столько возьмем, если не попросим в кредитНекоторое время тому назад всю вину за внешний долг возлагали на Павла Ипатова, но при более тщательном рассмотрении вопроса выяснилось, что без одобрения депутатов областной Думы, Павел Ипатов не смог бы позаимствовать ни копейки. Верховодителем же этой оравы републиканов («слугами народа» их язык не поворачивается назвать) был не кто иной, как председатель Саратовской областной Думы Валерий Васильевич Радаев.

Вот, Валера, хотели, как  лучше, а нас с тобой во всем винятМало того, год спустя после того, как до Валерия Васильевича дошло, что долг не только не падает, а и продолжает расти, даже большими, чем при Ипатове темпами, в некоторых СМИ (в частности, на  нашем портале, а еще ранее в газете «Время. События. Мнения. Тенденции») появились публикации, авторы которых давали Валерию Васильевичу совет: пока еще не поздно, пока всю вину можно свалить на своего предшественника, Вам, Валерий Васильевич, (да простят меня читателя за тавтологию) пора валить с занимаемого поста. Это надо делать срочно, ибо еще через год вам уже не удастся переложить вину на Ипатова и его команду, и придется отвечать за внешний долг в гордом одиночестве.

Я думал, что он маленький будет, а он вон какой огромный!Не надо быть пророком в своем отечестве, чтобы понять: не Валерий Васильевич решал, быть ли ему губернатором и не он же решает уходить ли ему с доверенного поста или остаться. Команды «валить» Валерию Васильевичу никто не дал. Стало быть, он остался, чтобы взвалить на себя бремя ответственности по внешним долгам Саратовской области.

Грубо говоря, схема получила следующие очертания: Павел Ипатов, тихо покинув регион, снял с себя всяческую ответственность за долги; бывшие депутаты областной Думы, перешедшие на работу в правительство или не ставшие баллотироваться в Думу нового созыва, также освободили себя от ответственности; нынешние депутаты за Ипатовско-Радаевские долги не голосовали, стало быть, за старые долги не отвечают.

Эти коллекторы уже задолбали!Что же в остатке? В остатке, как всегда, остается Валерий Васильевич, который отвечает за старые долги, как бывший спикер, и за них же, плюс новые, как новый губернатор.

Виновным должен был быть и еще один человек, и мы его посадили на скамью ответственных. Зовут его Владимир Капкаев. Да, на момент, когда Ипатов рулил областью, а Радаев, как добрый пастырь, пас депутатское стадо, Капкаев не был спикером и тем более не состоял в команде Ипатова. Зато Владимир Васильевич возглавлял ключевой комитет областной Думы, а именно комитет по финансовой политике, налогам и сборам. Именно в этом комитете и разрабатывалась позиция областной Думы по отношению к вопросу о внешних заимствованиях.

Но те вчера по пять, ну были такие большие... Такие большие.... А эти сегодня такие маленькие, но зато по три...Я не уверен, что Владимир Васильевич, тяжко переживая за судьбы будущих поколений жителей Саратовской области, писал одну аналитическую записку тревожнее другой. Я не уверен, что он взывал к Валерию Васильевичу и Павлу Леонидовичу с просьбой: отказаться от порочной практики заимствований, особенно в коммерческих банках, ибо это чревато кризисом и долговой кабалой. Зато я полагаю, что позиция Капкаева была во всем согласной с Радаевым и Ипатовым. Уже только поэтому он должен был разделить ответственность с двумя первыми виновниками. Но вот ведь парадокс! Не признали его наши респонденты виновным! В ходе опроса Капкаев получил ноль процентов. Наши респонденты, как своеобразные присяжные заседатели, вынесли свой вердикт. И вот Ипатов с Радаевым разделили ответственность почти пополам, а Капкаев вышел сухим из воды.

Прочитай, передай Ларионову...Вы спросите, а при чем здесь четвертый подозреваемый — министр финансов Александр Ларионов, ведь он вообще ничего не решает, поелику простой исполнитель воли наших верховодителей?

Формально это так, но с неформальной точки зрения — не так. Г-н Ларионов один из самых осведомленных лиц в губернии по части ее финансового положения. Кому, как не ему было лучше всех известно состояние бюджета и, прежде всего дебета и кредита? Он мог бы восстать против такой политики. Конечно, речь идет не об отставке в знак протеста, но предупредить о губительных последствиях такой политики министр финансов был просто обязан. Сдается нам, что Александр Степанович только молча соглашался, да корпел над составлением договоров, которые очень скоро проторили дорогу региону в долговую яму.

Министр финансов СССР Арсений Зверев                                                                                          А вот рассказывают, как сталинский министра финансов товарищ Зверев, как-то пришел на прием к вождю всех времен и народов и твердо заявил, что органы внутренних дел (все тогдашние МГБ и МВД) тратят на свое содержание неимоверное количество полновесных советских, народных рублей.

Сказать Сталину о том, что органы безопасности слишком затратные, согласитесь, мог только самоубийца. Но авторитет министр финансов СССР был настолько высок, а аргументы настолько весомы, что Сталин был вынужден согласиться со своим министром и одобрить сокращение расходов на МГБ/МВД.

Сталин не говорил: "Дайте". Он говорил: "Нате"Подчеркнем, Александр Ларионов формально не несет никакой ответственности за внешний долг. Это мнение разделили с нами и респонденты, оставив Александра Степановича с вожделенным нулем процентов.

Павел Ипатов был одним из первых саратовских губернаторов, который своим хотя и наполовину, но все-таки рыночным умом понял, что Саратовскую область уже не спасти. При существующих пропорциях финансирования, при тотальной зависимости от федеральных трансфертов, субсидий, дотаций и раздач, внутренних резервов не хватит для серьезного инвестиционного прорыва. А раз так, то можно заимствовать напропалую.

Инфляция в ГерманииНового он здесь ничего не открыл. Так незадолго до прихода фашистов к власти, деятели Веймарской республики, ответили на неимоверно трудные условия Версальского мира печатным станком. Какой смысл был наращивать производство, если все уходило на выплату репараций великим державам?Так что немцы клеили марочки с номиналом в 10 млрд на денежную купюру номиналом 1 млрд марок. Деньги надо было потратить до обеда, ибо после, они уже окончательно обесценивались.

Ипатов, скорей всего знал, что область при существующей системе, никогда не рассчитается по своим внешним долгам. А раз так, то гори оно все синим пламенем.

Символ нашего бюджета!Видимо, и нынешние властители не особо переживают по поводу внешнего долга. Да так даже удобнее управлять, постоянно твердя, что у региона нет денег и ему срочно нужно помочь. Вот и бюджет, который попытались спланировать аж на три года вперед — бесперспективен. Но ведь Ипатову ничего не было за то, что он наращивал долги. Стало быть, ничего не будет и Радаеву, не говоря уже о Капкаеве и Ларионове.

Они еще вспомнят, что я здесь когда-то был