Может быть, еще вчера такой бюджет можно было назвать бюджетом выживания, но сегодня, особенно в условиях тяжелой экономической депрессии — это даже не бюджет стагнации. Это -- «похоронный бюджет». Его хватит лишь на то, чтобы подготовить город к «закрытию». Если и дальше доходная часть городского бюджета будет расти такими темпами, какими она росла все эти семь лет, то лет через 10 Саратов из разряда вымирающих городов превратится в самый обычный некрополь.
Мне уже приходилось писать о том, что Саратов занимает второе место в списке ООН среди вымирающих городов России. Разумеется никто на эту информацию не обратил внимания. Между тем, она подтверждается не только непрерывным сокращением численности коренного (постоянно проживающего) населения, не только постоянным снижением доходной части бюджета, но и тем, что все больше жителей Саратова готовы покинуть свой город.
С сентября по декабрь 2014 года независимое рейтинговое агентство «А+» и Центр общественного мониторинга «Точка зрения». провели серию телефонных опросов, с такими вопросами, как, например: «Хотели бы вы переехать из своего города в какой-то другой на постоянное место жительства?». Всего было опрошено 2220 человек в 40 городах европейской части России пропорционально количеству жителей.
Саратов вошел в ТОП городов, опостылевших резидентам. Более всего жителей, желающих навсегда покинуть свой город, оказалось в Ульяновске и Пензе, Кирове, Владимире и Саратове.
Опрос показал, что 49% жителей нашего города мечтают уехать отсюда в поисках лучшей жизни.
Львиная доля недовольных хотела бы переехать из своего города в Москву (63,8%). На втором месте по привлекательности разместился Санкт-Петербург (19,3%). Третьим и четвертым «городом-мечты» оказались абстрактные населенные пункты с названиями «куда-то на юг» (7,7%) и «куда-то за границу» (6,6%), говорят итоги опроса.
Отвечая на вопрос «Почему Вам хочется покинуть свой город?», 88,5% опрошенных заявили, что в их городе «нечего делать, мало перспектив»...
Разумеется, уехать стремятся люди молодые, энергичные в самом трудоспособном возрасте. Формулировка причины -- «нечего делать, мало перспектив» -- самая тревожная. Она развеивает иллюзии по поводу того, что «город грязный», «жить здесь некомфортно», «плохая экология» и т.д. Эти причины стоят далеко не на первом месте. Конечно, приятно жить в городе, где чисто, нет пробок, а над головой сияет экологически чистое небо, но если в этом городе нет работы, если в нем замирает деловая активность, сужаются перспективы карьерного и профессионального роста, то такой город обречен.
И что такое 50%, когда в городе проживает около 700 тыс. жителей? Если представить себе, что трудового активного населения в городе около 500 тыс. человек, то если вдруг из Саратова единовременно уедут те самые 50%, то вместе со стариками, в городе останется не больше 450 тыс. жителей! Это почти в два раза меньше, чем проживает сейчас. Вы думаете, что такой сценарий не возможен?
В 1950 году в столице американского автомобилестроения Детройте проживало 1.8 млн. человек. В настоящее время город насчитывает около 700 тысяч. Таким образом, к началу XXI века численность населения Детройта уменьшилось более, чем в два раза...
Вспомните, как хотелось жить в Саратове в «лихие 90-е»! А ведь прошло всего двадцать с небольшим лет и около половины жителей города хотят его покинуть, ибо нет здесь перспектив.
Еще в начале 2000-х замаячила какая-та надежда, но после 2008-2009 гг. и она оказалась призрачной. Не отстает от своего областного центра и сама область. Недавно на информационных лентах прошло сообщение о том, что В Саратовской области будут закрыты семь автовокзалов: в Турках, Духовницком, Красном Куте, Аркадаке и Красноармейске.
И ведь дело не в том, что до этих населенных пунктов нельзя будет добраться. Добраться будет невозможно из этих населенных пунктов в дальние деревни и села. Известно же, населенный пункт умирает, когда в его сторону перестает ходить общественный транспорт. Это тоже показатель вымирания. Запустение области неизбежно приведет к запустению и областного центра, ведь крупные города в России всегда питала кадрами деревня. Если из глубинки прекратится миграция, перестанут расти и города...
Не надо далеко ходить, достаточно вспомнить, что большая часть депутатов областной Думы, чиновников правительства региона, да и сам губернатор Валерий Равдаев — выходцы из села. Все они из той эпохи, когда деревня питала город. Кто-то получал направление на учебу в сельскохозяйственные вузы, кто-то устраивался на предприятия после окончания ПТУ, кто-то оставался в городе после службы в армии. Способов было немало, теперь этот поток фактически иссяк.
На смену этому естественному процессу пришли мигранты, главным образом, выходцы из Азии. Но это не спасение. Мигранты будут трудиться до тех пор, пока не получат гражданство и не заведут (перевезут) семьи. Народив, как можно больше детей, такие семьи прочно сядут на пособие и уже с него не слезут.
Более 20 лет наши дети мечтали стать «предпринимателями», «банкирами», «юристами», «экономистами» и прочими «менеджерами». 20 лет шла деградация инженерных и рабочих профессий. В конечном итоге это вылилось в деградацию образования и кадров. Поэтому, если вдруг случится чудо и на тот же Саратов прольются инвестиции хотя бы в половине того объема, в котором они поступали в советские годы, «некем будет взять» возрождение промышленности, не говоря уже о производстве конкурентноспособной и высокотехнологической продукции.
Я здесь не нагоняю страха, я лишь боюсь, что «точка невозврата» уже пройдена, а предпосылок для возрождения нет никаких.
Ситуация усугубляется еще и по причинам экономической депрессии. Ведь даже тот 10-ти миллиардный бюджет, который приняла Саратовская областная дума, уже попал под каток девальвации и связанной с нею инфляции. Такой же бюджет был у города и в 2014 году, но ведь в следующем год цены вырастут еще, рубль обесценится. Стало быть, бюджет 2015 года надо было оставлять не на уровне 2014 года, а увеличивать с поправкой на обесценение рубля, как минимум в два-два с половиной раза!
Невозможно без печали слушать слова главы города, который констатирова, что в будущем году приоритетами для города станет благоустройство, закупка необходимой техники, поддержка дорожных предприятий, вывоз мусора...
Что и следовало доказать: таких денег едва хватит для того, чтобы удержать городскую инфраструктуру на плаву. Ни о каком развитии уже не может идти и речи.
Однако наибольшую угрозу для города и его жителей представляет экономическая депрессия. В Саратове и области в последние годы неуклонно снижалась деловая активность. Этот процесс можно было наблюдать еще до того, как против РФ были введены санкции, упала в цене нефть, а следом за ней и рубль. Эта активность падала в том числе и из-за несовершенства федерального законодательства, касающегося роста бюджетов крупных городов. Но не только по этой причине. Высокие ставки по кредитам, дефицит денег, сырьевая ориентация национальной экономики, привели к росту диспропорций, к замедлению роста, кадровому голоду и значительным снижением трудовой мотивации.
Сокращать расходы и ужиматься в условиях депрессии, конечно, можно, но вот, скажите, ради чего? Вместо плана по выходу из кризиса мы наблюдаем только ожидания, веру в то, что как-то все наладится. О реформе местного самоуправления и в частности о налоговой реформе, о чем говорили еще год назад, сегодня забыли. Всякие «налоговые маневры» и вычеты с бизнеса обещают заморозить на 4 года. Да если бы их не заморозили, все равно, при существующей налоговой системе, это не спасло бы город от близкого коллапса. Деловая активность создается большим трудом, а разрушить ее очень даже легко, особенно если ничего не менять в правилах игры, тем более в условиях кризиса.
В этих условиях городам с их нищенскими бюджетами предложено выживать, кто как может. Главная рекомендация: сокращайте расходы. Однако эти расходы уже сократил кризис, ибо обесценил принятый городской думой бюджет на 30, а то и 40 процентов. Сокращать больше нечего, кроме жизненного пространства, а это значит встать на путь деградации и вымирания.