Николай Панков как зеркало партийной эволюции


С недавних пор Саратовская область да и вся страна, понесли невосполнимую утрату. С политического поля неожиданно исчез видный партийный функционер, выдающийся администратор,правоверный единорос Николай Васильевич Панков. Сначала он исчез — из Саратовской области, где до сих пор числится руководителем местного политсовета «Единой России», затем — из Смоленской, куда был направлен партией власти брать эту самую власть. Партийцы долго делали вид, что не земетили потери бойца, но с каждым разом это делать становилось все труднее. Так куда же пропал этот неутомимый энерджайзером партии и что стало причиной его исчезновения? 

Близкий ко ВСЕМУ         

Анатолий Медведев: "Панков говорите. А он справится?"Как известно, основный карьерный рост Николая Васильевича начался с 2005 года, спустя несколько лет после появления на политической карте страны партии «Единая Россия» и сразу после усиления позиций Вячеслава Володина в Саратовском регионе. За эти годы Панков последовательно поднимался по партийной лестнице. Он с энтузиазмом брался за любое задание, которое ему поручали. Были, конечно, сбои в работе, случались даже и провалы, но в целом сочетание преданности и работоспособности двигали Николая Васильевича в нужном партии и учителю (Вячелав Володин, действительно, преподавал у Николая Панкова во время учебы последнего в Саратовском институте механизации сельского хозяйства) направлении. После в основном успешно проведенных в марте 2011-го выборов в органы местного самоуправления Саратовской области рейтинг доверия к Панкову в очередной раз вырос, а его имидж как весьма влиятельной фигуры теперь даже федерального масштаба окреп как никогда. И не важно, что саратовский региональный политсовет «ЕР» возглавлял тогда спикер облдумы Валерий Радаев, а в самом Саратове победу партии власти в основном ковала команда главы города. Важно, что знали, понимали и говорили, что внимательные глаза и чуткие уши НВП видят и слышат все. И уведенное и услышанное немедленно докладывается, кому надо. А тот, кто надо, может, действительно, ВСЕ. Что в частности доказала история с избранием главы Энгельсского района весной того же 2011-го. Ну, казалось бы, тогда сторонники арестованного Михаила Лысенко на выборах в районное собрание разнесли в клочья своих противников с Советской, 10. И они не просто одержали сокрушительную победу на ключевых участках, но ошеломив тем самым региональный политсовет «ЕР», смогли провести на пост главы района своего человека Евгения Шлычкова. Но случилось чудо, и спустя месяц почти то же самое большинство депутатов послушно согласилось переизбрать председателя представительного собрания и проголосовало за того, кого следовало. Вот это сила! 

Смоленская битва. Эпизод первый 

И, видимо, ощущая себя ее неотъемлемой частью, Николай Васильевич Панков с легким сердцем и психологией победителя осенью 2011 года по приказу партии отправился на новый фронт борьбы. На этот раз ему была доверена Смоленская область. 

Регион этот небольшой, но очень проблемный. Губернатор Сергей Антуфьев вялый и безынициативный, региональный политсовет «ЕР» и городской парламент разъедают межклановые разборки. По данным Фонда изучения общественного мнения, доверие смолян к власти стремительно падает, экономическая ситуация ниже плинтуса. Ну и что? Николай Васильевич к тому времени уже ничего и никого не боялся (ну, или почти никого). Он Грищенко приручил, он на Ипатова не раз ходил, он Лысенко в клетку упрятал, Фейтлихера из страны выгнал, а всякие мелкие звери земли Саратовской исправно платили дань. Большую часть саратовских СМИ удалось либо нейтрализовать, либо прикормить, либо уничтожить, в результате чего партийные и президентские проекты пошли в регионе как-то особенно ярко и успешно. И это огромная и не менее проблемная Саратовская область! Что перед ней какая-то Смоленщина,население которой составляет 975 тыс. жителей, а территория в два раза меньше территории Саратовской области! 

Владимир Жириновский: "Одного попросил назначить губернатором, да и того какой-то Панков требует отправить в отставку"
И то ли эти шапкозакидательские настроения, то ли то, что Панков к Смоленску так и не прикипел и не сумел в короткий период создать там свою, абсолютно послушную команду, то ли еще по какой причине, но факт остается фактом — выборы в Госдуму 2011 года партия власти,ведомая Панковым на земле Смоленской с треском провалила, сумев набрать со всеми накрутками и админресурсами всего 36,2 % голосов. Компартия шла второй с 24,2 %. Для сравнения, во Владимирской области, где губернатором на тот момент был коммунист Виноградов, «ЕР» удалось выжать 38,3 %, а КПРФ — лишь 20,5 %. В Саратовской области показатель партии Зюганова и вовсе равнялся 13,8 %, зато «Единая Россия» выдала на гора 64,9 %. Как говорится, почувствуйте разницу. 

Это стало для Панкова настоящим шоком. Губерния, которую он приводил в пример Саратовской области почти весь 2011 год, подарила «ЕР» почти в два раза меньше голосов, чем та, которой до сих пор рулил ненавидимый Ипатов! 

Смоленск битва. Эпизод второй 

Но наш герой сделал выводы. Начиная с декабря 2011-го на губернатора Антуфьева в Кремль стали регулярно поступать объективки негативного содержания, а атмосфера в партии стала гораздо напряженнее. От былого благодушия и следа не осталось. Говорят, что Панков пытался ввести в местном отделении «Едра» и областной администрации едва ли не армейскую дисциплину, за что получил от коллег прозвище «хлыст партии». И хотя смоленской вольнице такое обращение в основном пришлось не по вкусу, в тот момент ей пришлось прогнуться под полупроводника ВВВ: на носу были президентские выборы.

Надо отдать должное, в марте 2012 года Смоленская область несколько реабилитировалась в глазах Кремля. Путин набрал в регионе 56,7 %. Но все-равно этот результат был почти на 7 % меньше, чем в среднем по России. А вот Саратовская область дала Владимиру Владимировичу почти на 7 % больше, чем в среднем по стране. Поэтому, если Панкову и поставили зачет за президентские выборы, то сделали это явно без восторга. Но главное, что Николай Васильевич и здесь сумел показать себя верным членом партии. Не совсем сообразительным, смелым, решительным, не совсем много думающим и глубоко анализирующим, но верным и исполнительным. А потому остался в обойме. В отличие от смоленского губернатора, который вскоре был отправлен в отставку. На его место назначили депутата Госдумы от ЛДПР, правую руку Жириновского, 36-летнего Алексея Островского. 

В то же время Панкова демобилизуют со Смоленского фронта, поручив при этом периодически приглядывать за регионом. 

Вячеслав Володин: "Николай, ты опять не справился..."
Цена передышки 

Трудно сказать, насколько Николай Васильевич внимательно за ним приглядывал в 2012 году, но в это время его чаще всего видели в Москве и в Саратовской области. Со столицей все ясно. Как-никак господин Панков, прежде всего, возглавляет аграрный комитет Госдумы, а уже только потом он — член партии. Впрочем, этот вопрос спорный и даже философский. Что же до Саратовщины, то здесь нужно было наблюдать за формированием нового областного правительства и принимать активное участие в этом занимательном процессе, принуждать к миру местные элиты, организовывать выборы в облдуму и т. д. Надо отметить, что почти со всеми этими задачами Николай Васильевич справился весьма успешно. Если не считать облправительство, которое уже спустя полгода начало трещать по швам. Но это уже, скорее, не к Панкову... 

А вот на смоленском направлении дела складывались отнюдь не так благостно. Новый губернатор за короткое время не только выстроил под себя областную исполнительную и в не малой степени законодательную вертикали власти, не только назначил товарищей из ЛДПР на руководящие посты областной администрации, не только задружился со многими влиятельными бизнесменами Смоленщины, но и практически сумел совершить переворот в местном отделении партии власти. Сначала он заявил, что в региональной «Единой России» пора провести серьезную чистку. А затем перешел в конкретное наступление. В августе 2012-го Островский организовал смену руководства смоленского политисовета «ЕР», протащив на пост его босса своего человека — аграрного вице-губернатора Игоря Ляхова. Дело запахло керосином. Особенно если учесть, что на сентябрь 2013-го запланированы выборы в областной парламент. Свергнутые единоросы запросили помощи у Москвы. И вскоре помощь пришла. В лице... Николая Васильевича Панкова. 

Смоленск битва. Эпизод третий 

Наш герой стремительно ввязался в драку, но очень скоро стало ясно, что его проверенные методы борьбы с непослушными не работают. Приказы игнорируются, информационные «стелсы» не в состоянии преодолеть противовоздушную оборону противника, угрозы не действуют, и даже магическая аббревиатура ВВВ не производит должного впечатления. 

Смоленск оказался крепким орешком. Это вам не Саратовская область, где от одного упоминания имени Володина многие политики, бизнесмены, депутаты незамедлительно кладут в штаны и делают все, что прикажут. 

Островский по-прежнему стремительно захватывал власть в губернии, расставляя на местах своих людей. Дело даже дошло до кресла председателя облизбиркома, куда глава региона стремился протащить представителя ЛДПР. Но не хватило одного голоса губернских депутатов. Это была пожалуй единственная победа Панкова над Островским. Все остальное шло из рук вон плохо. В рядах смоленских единоросов началась настоящая паника. Партию стали покидать ее вчерашние руководители, стремительно перетекавшие в ряды более гостеприимной и настроенной жестко против губернатора «Справедливой России». А до выборов оставалась без малого пять месяцев. 

Николай Панков: "Да я сейчас позвоню кому надо, и вы все сделаете, как миленький"
И тогда Николай Васильевич перешел к крайним действиям, возможно и не согласованным со своим руководством. В проедросовских СМИ начали звучать откровенные призывы к Кремлю отправить губернатора Островского в отставку. Но здесь наш мастер политических интриг допустил серьезный просчет. Хотя бы потому, что креатура Островского, как губернатора, возникла не просто так. Вероятно, она была платой лидеру ЛДПР за политическую лояльность к Кремлю по отношению к белоленточной оппозиции. Убери сейчас Островского, и совершенно не ясно, как будут вести себя «соколы» Жириновского в Госдуме и вообще. К тому же внезапная отставка недавно назначенного губернатора могла вызвать непонимание и смуту в обществе. Наконец, это было бы просто признаком слабости верховной власти. Ее Кремль, в отличие от НВП, допустить не мог. И потому в апреле 2013-го Николая Васильевича тихо эвакуировали из Смоленской губернии. 

Пришедший ему на смену не кто-нибудь, а сам секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов повел себя более по-византийски. Он довольно быстро взял контроль над местным политсоветом «ЕР», убедив Игоря Ляхова отказаться от поста вице-губернатора, а, проще говоря, от Островского. Он выстроил под себя большую часть областного и городского депутатского корпуса, мэрию Смоленска и ряд важных силовых структур. Впрочем, говорить о полной победе Неверова над Островским пока не приходится. Сегодня на смоленском политическом поле настоящая война. И кто возьмет верх, еще не ясно. Может быть, даже КПРФ. В условиях взаимного мочилова ЛДПР, «ЕР» и «СР» и размытости админресурса коммунисты спокойно могут на позитиве и конструктиве протащить в сентябре в областной парламент немало своих кандидатов. За что, наверняка, будут благодарить парня из нашего города. 

Чтобы спасти ситуацию под Смоленском, Кремль послал на помощь Тимошенко Жукова, а в нашем случае  Сергея Неверова
Не при делах... 
Но это уже совсем другая история. Для нас все же важно, куда делся Панков. По словам Сергея Неверова, Николая Васильевича бросили на другой, еще более проблемный участок фронта — прокоммунистическую Владимирскую губернию. Ну что ж, давайте посмотрим, что делает сегодня наш герой во Владимире. Как выяснилось, ничего. Во всяком случае, признаков политической активности он там не подает никаких. Да это и не удивительно. Потому как «прокоммунистическая Владимирская область» - это сильно сказано. Вспомните: при губернаторе-коммунисте Виноградове на выборах в Госдуму в декабре 2011-го представители КПРФ набрали в этом регионе меньше, чем в том же Смоленском. К тому же недавно срок губернаторских полномочий товарища Виноградова истек, и на его место назначена видная единороска Светлана Орлова, которая, как пишет местная пресса, довольно быстро взяла область под контроль. Так что помощь Николая Васильевича там вряд ли требуется. 

А как же Саратовская область?А здесь - всеобщий мир и согласие. До крупных выборов еще далеко, а с мелкими (довыборы в ряде округов) - прекрасно справятся молодые коллеги по партии — Фадеев. Ерохина, Гайдук, Линдигрин и т. п. Кстати, они гораздо моложе Панкова, энергичнее, голоднее, а потому и перспективнее. В принципе, и Николай Васильевич еще не старик — всего 48. 
Город герой Смоленск
Но измотала политика мужика, измотала... 
Чувствуется, что не погоняет, как раньше. Да и рейтинг близости к телу единороса уже не тот. Вот и исчезают из саратовского правительства один за другим его министры. Ни Чуйченко уже нет, ни Нестерова... Так что, на покой? Или все же в ОНФ? Да если бы кто спрашивал уважаемого Николая Васильевича... Как и прежде ждем ценных указаний свыше. А пока может, стоит вплонтную заняться сельским хозяйством, огородик там, клубничка, крыжовник, огурчики малосольные...