Радует уже тот факт, что мирный процесс, направленный на урегулирование вутриукраинского конфликта, имеет продолжение. К сожалению, это единственное, что радует. Но обо все по порядку.
Люди, которые изучают историю, как сборник рассказов о прошлом, редко задумываются над тем, что история — это система. Чтобы понять, как она работает, надо и рассматривать ее системно.
Я представил себе, под какими цитатами могли сидеть переговорщики во время всеношной в Минске.
Владимир Путин: «Мир должен быть добыт победой, а не соглашением» (Марк Тулий Цицерон).
Франсуа Олланд: «Мир все больше напоминает сумасшедший дом, которым заправляют умалишенные» (Дэвид Ллойд Джордж).
Ангела Меркель: «Если мы не прикончим войну, война прикончит нас» (Герберт Джордж Уэллс).
Петр Порошенко: «Примирение с врагами говорит лишь об усталости от борьбы, о боязни поражения и о желании занять более выгодную позицию» (Франсуа де Ларошфуко).
Предлагаю читателям самим подумать, какой мир могли бы подписать участники переговоров в Минске, если каждый из них воспользовался предложенными им изречениями великих.
Если же следовать логике, то, на мой взгляд, в этих изречениях, как в зеркале отразились мысли лидеров и их позиции. Ну а теперь о системном подходе.
Когда на Украине еще все начиналось, я задал себе вопрос: «События на Украине — это эпизод или тренд?» Дальнейшее развитие событий показало, что это — тренд. Украина стремительно превращается в полигон, на котором может быть развернута новая большая война.
Дело в том, что двум минувшим мировым войнам предшествовали локальные войны, которые разогревали мировую обстановку, обозначая некоторые противоречия. Эти противоречия вскоре превращались в глобальные, тогда-то все и начиналось.
Первая мировая война. Вот лишь перечень самых заметных локальных конфликтов. В 1911 году возник Агадирский (больше известный, как Второй марокканский) кризис, в результате которого Франция и Германия оказались в шаге от войны друг с другом. Только позиция Великобритании, заявившей, что в случае войны она станет на сторону Франции, предотвратила неизбежность войны.
В том же 1911 году вспыхнула итало-турецкая война, которая также была остановлена усилиями международной дипломатии. С 1912 года по 1913 год шли, так называемые, Балканские войны, в которые были вовлечены Турция, Болгария, Сербия, Македония, Греция. С 1910 по 1917 год в Мексике бушевала жестокая гражданская война.
Накануне Второй мировой войны также шли локальные войны. Например, в 1931 году Япония захватила Манчжурию вторглась в Китай. В 1935 году Италия вторглась в Эфиопию, началась итало-абиссинская война В 1936 году революция в Испании переросла в затяжную гражданскую войну, которая была особенно ожесточенной и кровопролитной. Она продолжалась до 1939 года.
В настоящее время мы имеем два самых крупных региональных конфликта. Первый на Украине и второй на Ближнем Востоке. Дипломаты старой школы хорошо знают опасность региональных конфликтов. Они особенно опасны, если разворачиваются не на периферии, а в стратегически важных точках.
Еще одной особенностью «войн разогрева» следует считать их продолжительность. Если такие очаги гасятся быстро усилием коалиции государств, то это говорит о незаинтересованности крупных мировых игроков в разжигании конфликта большего масштаба. Но если очаги продолжают тлеть, а то и разгораться с новой силой, а эскалация напряженности не падает, то это свидетельствует о том, что крупные игроки, скорей всего, готовятся к чему-то большему.
Как известно, формальным поводом для активизации европейской дипломатии и в частности глав правительств Франции и Германии, послужило решение США начать поставки летального оружия украинскому руководству. Если такие поставки начнутся, то ни о каком ближайшем прекращении войны на Украине не может быть и речи.
Но наиболее важным был и еще один факт: неучастие США в переговорах по урегулированию кризиса на Украине.
Некоторые наблюдатели полагают, что лидеры европейских государств сознательно игнорировали участие США, дав понять американцам, что европейские проблемы — это проблемы Европы и США не следует вмешиваться в их решение. Некоторые даже не скрывали злорадства по этому поводу. И напрасно.
Давайте вспомним, что Минский договор 1 был подписан без участия какой-либо крупной страны или стран. Это привело к тому, что летнее перемирие продержалось недолго. Минский мир 2 был подписан уже при участии, так называемой, «нормандской четверки», т.е. России, Украины, Германии и Франции. Усилий «затрапезных дипломатов» оказалось недостаточно для того, чтобы прекратить боевые действия. Надо полагать, что без Минского мира 3 вряд ли получится остановить конфликт. А это значит, что в переговорах по урегулирования украинского кризиса должны принять участие США. Новая редакция минского протокола ни к чему не обязывает американскую администрацию. Это тем более очевидно, что нынешнее руководство Украины в большей степени зависит от Вашингтона, нежели от Брюсселя.
Если Вашингтон будет продолжать давить на Киев, то будет ли последний сопротивляться, ссылаясь на минские договоренности? Может быть, и будет, но, скорей всего, недолго. Если понадобится, Вашингтон может сменить Порошенко на свою новую креатуру, которая будет вести войну «до победного конца», предварительно отказавшись от всяких договоренностей, достигнутых предшественником.
Я не думаю, что главы России, Германии и Франции не знают о степени влияния США на руководство Украины. Так зачем же было игнорировать участие Вашингтона в минских договоренностях? В условиях, когда Вашингтон ничего не подписывал и ничего, соответственно, не обещал, ничего не помешает ему оказывать колоссальное давление на Киев. Отсюда и вывод: если высокие договаривающиеся стороны в Минске действительно хотели мира, то им нужно было пригласить для участия в переговорах, если уж и не целого Обаму, то хотя бы руководителя госдепа Дж. Керри. Ведь это не европейские лидеры заявили о намерении поставить Украине оружие. Значит, стоило позвать США в Минск. Однако, как мне кажется, в окончании войны по-настоящему не заинтересована ни одна сторона.
В таких условиях Киеву придется выбирать с кем он: с европейскими или с американскими партнерами. На первый взгляд можно подумать, что Европа и Россия «обхитрили США», а российская дипломатия якобы даже положила начало расколу между ЕС и США. На самом деле это не так. Европа будет продолжать двигаться в фарватере США и это не говоря уже об Украине.
Есть и еще один очень важный фактор — это раскол в руководстве Украины. В результате этого раскола сторонники мира оказались в меньшинстве, если они вообще оказались. Нынешнее руководство Украины вряд ли способно начать экономические реформы. Их невозможно проводить, если в стране идет гражданская война.
Кому-то может показаться, что война стоит дороже мира. На самом деле это не так, особенно в условиях, когда война привела не только к многочисленным человеческим жертвам, но и к масштабным разрушениям инфраструктуры. Для Киева сегодня выгоднее вести войну, ибо на нее можно списать все мыслимые и немыслимые провалы, свалив вину на сепаратистов и Россию. Если войны не будет, правительству Украины придется брать вину за бедственное положение страны на себя.
Если бы нынешнее руководство Украины было заинтересовано в мирном строительстве, то стало бы оно с таким ожесточением вести войну на Востоке? Стало бы оно с такой методичностью разрушать промышленную инфраструктуру Донбасса? Мне кажется, что Донбасс, как территория, уже вычеркнут украинским руководством из жизненного пространства. Досадным препятствием остаются только люди, но и они уже на пределе сил, а число беженцев продолжает возрастать. Превратив Донбасс в полигон, порошенко, яценюки и турчиновы преследуют сразу несколько целей: искоренение народов, проживающих на этой территории, тех самых народов, которые никогда не смирятся с их политикой на этой земле, они уничтожают потенциального конкурента ЕС в виде промышленности Донбасса. Недавний уход с этих территорий таких ТНК, как "Shell" и "Chevron" (им еще Янукович обещал эти земли для добычи сланцевого газа сроком на 50 лет) яркое свидетельство тому, что мир здесь наступить еще не скоро, если наступит вообще...
На а пока суд да дело, ЕС вводит против России новые санкции (зачем тогда была вся эта комедия с минскими договоренностями), а США призывают ополченцев и Россию не нарушать перемирие. При этом само собой разумеется, что украинская сторона его соблюдает особенно тщательно.