Дети сверхдержавы знают цену нефти

Мало кто обратил внимание на то, что прежде, чем вводить санкции, Россию к ним старательно готовят. На первом этапе происходит создание инфраструктуры для санкций, а уже на втором - их применение.

Что такое "санкционная инфраструктура"? Это тщательно отработанная система, которая ставит в зависимость национальную экономику перед внешними воздействиями.

Прежде всего это касается тех стран, экономика которых ориентирована на сырьевой экспорт. Если кто забыл, то мы напомним, что несколько лет тому назад в России родилась идея превращения ее в энергетическую сверхдержаву. В основу этой идеи легла идея энергетической геополитики. Предполагалось, что Россия, располагающая колоссальными энергетическими ресурсами (прежде всего - нефть и газ), сумеет создать такую инфраструктуру, которая позволит ей поставить в полную зависимость те страны, которые не располагают такой ресурсной базой, как Россия.

Не вдаваясь в подробности этого "геополитического проекта", стоит отметить, что в нем главная ставка делалась на окончательное (местами - бесповоротное) превращение нашей Родины в ведущего мирового экспортера сырья.

При всей грандиозности проекта создания энергетической сверхдержавы (империи), он изначально был уязвим по той простой причине, что во-первых, зависел от транспортной инфраструктуры (трубопроводы) и во-вторых, от цен на основные энергоресурсы (нефть и газ). Что важно: эти два фактора почти никак не зависели от желаний и настроений энергетической сверхдержавы, поскольку трубопроводы она могла вести только при согласии и участии тех стран, через которые эти сети предполагалось протянуть, а с другой стороны, не сверхдержава устанавливала мировые цены на энергетическое сырье.

Многие даже и не знают, как зарплата зависит от нефти

Разумеется, на Западе очень скоро поняли, что главная цель энергетической геополитики  - переход таких ведущих мировых экономик, как экономика Евросоюза, Японии, Китая в зависимость от российского энергетического экспорта.

Поскольку сама идея оказалась очень заманчивой для современного российского правящего класса, он и сделал на нее ставку. Хотя официально идея энергетической сверхдержавы и не стала так долго взыскиваемой национальной идеей, правящий класс исподволь проводил ее активно и последовательно. Самым ярким подтверждение этого стало зависимость российской экономики на 70-80% от импорта. Накануне "геополитических всплесков", т.е на 1 января 2014 года Россия представляла собой хотя еще и не сверх, но все же энергетическую державу. Для полного воплощения этой геополитической стратегии предполагалось достройка так называемых "потоков" и "сил" - Южного, Северного и легендарной Силы Сибири.

Если страна на 80-90% зависит от экспорта сырья, то она не может не быть независимой от импорта самой широкой номенклатуры товаров и материалов. Это и случилось с Россией.  Кроме того, под добычу, поставку, создание инфраструктуры для транспортировки сырья всегда можно взять необходимые кредиты и получить необходимое оборудование. Само наличие сырье является обеспечением кредита. Поэтому наряду с зависимостью от импорта наша сверхдержава очень скоро попала в финансовую зависимость от внешних кредиторов. Импорт и неограниченный доступ к кредиту на внешних финансовых рынках, привели к свертыванию развития собственных производственных и финансовых технологий.

Зависимость доходов

Это значило, что вместо разработки собственного оборудования ( в том числе и пресловутых турбин), особенного такого, которое позволяло бы вести добычу сырья на труднодоступных участках или в суровых климатических условиях, апологеты энергетической геополитики предпочитали все это сложное оборудование приобретать у зарубежных производителей.

В сфере финансовых технологий - это значило, что в стране были кончательно свернуты рублевые инвестиции. Внутреннее кредитования, по сути, умерло. ЦБ РФ не отвечает ни за кредитование национальной экономики, ни за ее развитие - это и есть главный показатель отсутствия финансовых технологий и финансового суверенитета. Стоило ли напрягать внутренние системы финансирования, если кредит был доступен на внешних рынках.

Сейчас трудно сказать, что вскружило голову российскому руководству - сама идея превращения страны в энергетическую сверхдержаву или те сверхдоходы, которые страна получала и пока еще продолжает получать от экспорта энергетического сырья, но это головокружение от энергетической геополитики оказало пагубное воздействие на геополитическое положение страны.

Финансовая удавка

Этому руководству не хватило ни знаний, ни опыта, ни желания прислушиваться к голосу разума. Вместо переходы в разряд энергетической сверхдержавы (империи) мы оказались в геополитической ловушке. Для введения санкций была создана "санкционная инфраструктура". Что легло в ее основу - алчность правящего класса или его глупость - уже не имеет значение, но санкции ударили в самое больное место:  по технологиям и финансам, т.е. по тому, от чего зависят многие страны, ориентированные на сырьевой экспорт.

Отсюда и попытки ответить на санкции США посредством высылки дипломатов. Они против нас выдвинули сугубо экономические санкции, а мы ответили им бытовыми.

Еще одним следствием перехода страны в статус энергетической сверхдержавы стало торможение и последующее замораживание социальных лифтов. Для добычи и поставки сырья - много ума не надо. Нет необходимости и в подготовке кадров в технологических, дипломатических, геостратегических, финансовых, научных  и прочих областях. Наиболее ярко это отношение к кадрам выразил бывший министр образования и науки РФ г-н Фурсенко, который констатировал, что нашей стране нужны не творцы, а потребители. Действительно, творцы нужны той стране, которая стремится развивать науку, технику, производство, и вовсе не нужны той стране, которая делает ставку на сырьевой экспорт.

Сложилась ситуация, при которой кадров для геополитического противостояния  сегодня в России нет. А этот фактор является - решающим.

Не наше будущее...

Кстати, одним из ярких показателей тупости и глупости, помноженные на отсутствие знаний стали комментарии некоторых думских деятелей по поводу заявления главы Госдепа США Рекса Тиллерсона. Говоря о том, что санкции против России будут способствовать налаживанию отношений между американским и российским народом, Тиллерсон неловко высказал излюбленный прием американской внешнеполитической концепции, которая сложилась еще в середине XIX века. Первоначально оно нашло свое выражение в лозунге о том, что США не поддерживает колониальные режимы, а затем выкристаллизовалась в формулу: "Америка никогда не воюет с народом, населяющим ту или иную страну". Даже в годы "холодной войны" США противостояли не советскому народу, а коммунистической доктрине, жертвой которой стали жители СССР.

Даже сигнал, поданый Рексом Тиллерсоном не был распознан нашими замшелыми умом депутатами, что уже говорить об "ответке" на санкции.

Россия стала жертвой геополитической концепции превращения ее в энергетическую сверхдержаву (империю). И она, увы, не сможет дать симметричного ответа на санкции до тех пор, пока не откажется от этой губительной, на наш взгляд, идеи.