Обычно губернаторские эпистолы депутаты не придают гласности. И это, конечно, плохо, ибо мы не знаем, как они отреагировали на крик о помощи со стороны губернатора. С другой стороны, если бы от их лоббизма был результат, то они бы немедленно воспользовались сим фактом для самопиара.
Придавая гласности губернаторские письма, Ольга Алимова оговорилась, что не должна была этого делать, хотя в письмах нет и намека на глубоко интимные отношения главы региона и простого депутата ГД. Тем не менее, портал “ВремениNET” выражает глубокую признательность Ольге Николаевне за то, что она набралась смелости и представила для печати столь актуальные сегодня документы.
Итак, что мы имеем. Мы имеем письмо губернатора Радаева на имя депутата ГД Ольги Алимовой с просьбой оказать помощь региону в выбивании из Центра денег на самые неотложные нужды. Мы имеем запрос Алимовой на имя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, в котором депутат просит рассмотреть просьбу губернатора. Мы имеем ответ министра финансов Правительства РФ г-на Силуянова на имя Ольги Алимовой, в котором разъясняется позиция минфина по вопросу о предоставлении помощи Саратовской области. Наконец, мы имеем ответ самой Ольги Алимовой губернатору Саратовской области Валерию Радаеву, к которому прилагается ответ министра финансов.
Вот такие источники имеются в нашем распоряжении. Начнем же анализ сих важных документов.
В преамбуле своего послания на имя Алимовой, губернатор Саратовской области тщательно расписывает шаги правительства направленные на выход из кризисной ситуации. Даже здесь в этом непубличном письме, она излучают оптимизм. И налогов (в сравнении с 2013 годом) в начале 2014 года уже собрали больше, и внешний долг сократили хотя и не наполовину, но на 2,3 млрд рублей, и «нарыли» где-то неиспользованные земельные участки и объекты собственности (!). Иными словами — процесс идет, но чего-то в нем не хватает. Чего?
А не хватает каких-то жалких 4,5 млрд рублей для возмещения банковских просрочек кредиторской задолженности правительство области просит оказать в 2014 году региону помощь в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета.
Трудности с деньгами возникли по следующим причинам: передача полномочий органов местного самоуправления по обеспечению дошкольных учреждений на региональный уровень, увеличение оплаты труда некоторым категориям работников бюджетной сферы, страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан, выплаты на третьего и последующих детей, ну и т.д. Одним словом вся эта пресловутая социальная статья расходов, в заложниках которой оказался практически весь бюджет Саратовской области.
Но все бы ничего, если бы не следующий пассаж: «Источником финансового обеспечения возросших обязательств области в законе о бюджете установлены банковские заимствования. При этом высокий уровень государственного внутреннего долга области существенно ограничивает область в объеме привлечения заемных средств».
Конечно, надо обладать особым цинизмом, чтобы вот так написать, но, видимо, уже припекло.
Что же следует из этих весьма многозначительных пассажей, посредством которых Валерий Васильевич пытается растопить сердце «Железной Ольги»? И интересно, посылал ли он точно такие же эпистолы другим депутатам, или все-таки решил сделать ставку на персональный подход? Сдается мне, что никакого персонального подхода здесь не было. Меняли лишь имена и фамилии, а текст оставался прежним. Это, конечно, неправильно, но суть не в этом.
Начнем с «возросших обязательств области». Почему они возросли? Ответ очевиден: больше стало иждивенцев и меньше доходов, поступающих в бюджет. Кроме того, за последнее время росли тарифы фактически на все. Повышали, где только могли: на газ, на ГСМ, на воду, на электроэнергию, на отопление, на проезд в общественном транспорте, на содержание домов, ну и на прочее содержание. Легче сказать, где эти тарифы росли, нежели, где они снижались.
Как же так получается, бюджет не наполняется, а тарифы растут? Вот ведь интересная задачка получается. Ведь ладно их рост касается тех граждан, которые способны себя обеспечить. Хотя и им нелегко, но выкручиваются как-то. А как быть с бюджетниками, ведь если тарифы выросли, надо бы и им зарплату повышать, а ведь бюджетники это не только врачи, учителя и прочие работники культуры, сюда относятся все неработающие граждане, в том числе и те, за кого надо платить страховые взносы.
Задачка эта, Валерий Васильевич, только на первый взгляд сложная. На самом деле, решить ее может даже пятиклассник, правда, «хорошист» или «отличник», «троечнику она уже не по силам.
Те, кто непрерывно повышает тарифы — не доплачивают налоги, или платят их так хитровылепленно, что они каким-то умом непостижимым способом обходят губернскую казну. А кто у нас повышает тарифы, Валерий Васильевич? Правильно! Монополисты! У нас ведь повсюду монополия: на газ, на свет, на ГСМ, на воду, на транспорт и т.д. А зачем монополистам столько денег? Как зачем? У нас ведь по-прежнему: не подмажешь, я извиняюсь, не поедешь! Кто подсчитал, какая часть бюджетных средств уходит на откаты, взятки, подношения и прочие нелегальные расходы. У вас, Валерий Васильевич, целая бригада борцов с коррупцией сидит и это не считая сотрудников правоохранительных органов. Чем они там занимаются? Сдается мне, что они как пчелы, самоотверженно борются с медом. То, что они там по плану ловят десяток другой врачей или учителей с мятой пятитысячной купюрой, зажатой в потный кулак, брать в расчет нельзя. Таких «коррупционеров» можно за один день наловить, как кильки в Черном море.
Так что в первую очередь нужно подумать о тарифах, о монополиях, об откатах и коррупции, о тех, кто уклоняется от налогов, о бедных налоговых инспекторах, которым с недавних пор платят ровно столько, чтобы они не думали о сборе налогов, о, так называемой, «неучтенке», которая у нас повсюду. Она является либо в виде «ничейных» труб, либо в виде «ничейных» проводов, водопроводов, недвижимости, полей, лесов и даже рек. А сколько мертвых душ не покладая рук трудятся в сфере образования, здравоохранения, культуры? Зарплата у них смешная, но их уж больно много, по крайней мере, на порядок больше, чем Александр Иванович Чичиков хотел вывести в Новороссию.
Но этим правительство Радаева не занимается. Или не знает, как это сделать, или знает, как но не желает, может, имея в этой схеме свой не слабый интерес, но не занимается и все тут! А раз не занимается, значит ищет легкие пути.
Когда провожали, все простив (все до копеечки!) бывшего губернатора Саратовской области Павла Ипатова, все (в том числе и его преемник — Валерий Радаев) в один голос твердили: теперь никаких заимствований, в долговую кабалу мы идти не хотим, хватит, область уже набрала коммерческих кредитов, что теперь каждый ее житель, включая и несмышленых грудничков, должен этим алчным банкирам по 16 тыс. рублей.
Будем затягивать пояса и жить по средствам. Затянули. Сократили прежде всего финансирование реального сектора экономики, надсмеялись над предложенным газетой «Время. События. Мнения. Тенденции» бюджетом развития, потом эту газету и вовсе закрыли, чтобы не мешала затягивать пояса и очень скоро взяли первый кредит.
Павел Ипатов брал кредиты потому, что он понимал: все то, что еще осталось от экономики губернии, не способно обеспечить даже потребности на социальные выплаты. Особенно очевидным для него это стало после того, как мировой, преимущественно ипотечный и финансовый кризис, докатился таки до Саратовской области и тот час же обрек ее на великую рецессию.
А вот Валерий Радаев, скорей всего, не понял, что экономический сектор региона уже не в состоянии наполнить казну хотя бы до того уровня, чтобы хватило на покрытие расходов на социальные выплаты.
Что же делать? Выход очень простой. В 2012 году прошли выборы депутатов Саратовской областной Думы. Не знаю, какой гений формировал списки этой Думы, но прошли в нее люди крайне некомпетентные, в большинстве своем не имеющие представления о том, что из себя представляет бюджетный процесс и с чем его едят.
Когда ныне бывший министр финансов Александр Ларионов выступал в Думе, на него смотрели, как на инопланетянина. Вопросы задавали «одни старики», т.е. те думцы, которые еще имели представление о том, что такое бюджет и из чего он делается. Но задавали далеко не все вопросы, которые следовало бы задать.
Обновленный более чем на 60-70% депутатский корпус (из Думы, на всякий случай, а вдруг начнет спрашивать, выгнали даже Александра Ландо) оказался абсолютно послушной марионеткой в руках узкой группы ляльководов, которые без труда добились от губернских парламентариев принятие очень хитровылепленного бюджета. Да и как его было не принять, если новый депутатский корпус был так сформирован, чтобы ни одна ерохина не спросила: господа, что вы делаете, вы же пилите сук на котором все мы сидим!
Суть такого бюджета состояла в том, что «Источником финансового обеспечения возросших обязательств области в законе о бюджете установлены банковские заимствования!» Если вы не поняли, то перечитайте этот пассаж еще раз. Прочитали?
Обратите внимание на последние два слова -- «банковские заимствования». Ни бюджетные кредиты, ни транши, ни дотации, а простые банковские заимствования!
В былые времена, если не хватало денег, занимали немного для покрытия разрывов и уж никак не закладывали в бюджет «финансирование возросших обязательств области за счет банковских заимствований».
А теперь, внимание: Вскоре выяснилось, что бюджет региона в доходной его части уже не может покрывать выплаты по этим заимствованиям. Почему? Да просто никто не пытался подсчитать, а наберем ли мы налогов на то, чтобы выполнить бюджетные обязательства, да еще, чтобы на обслуживание госдолга осталось?
Зато выяснилось другое. Долг растет и теперь уже часть бюджета уходит на обслуживание этого долга. И теперь уже нужно брать кредиты не для того, чтобы покрыть выпадающие расходы, а для того, чтобы обслуживать долг! Валерий Радаев в своем письме Ольге Алимовой так и пишет: "При этом высокий уровень государственного внутреннего долга области существенно ограничивает область в объеме привлечения заемных средств». Круг замкнулся. Теперь уже и занять не у кого, потому, что те просят вернуть ранее взятое.
Ну как, скажите, могли на это пойти вменяемые депутаты, депутаты, которые несут ответственность не перед Радаевым или Капкаевым, а перед избирателем. А вот смогли! Потому их и в Думу нагнали, чтобы лишних вопросов не задавали.
Если Валерий Радаев и те, кто за ним прячется в тени, думали, что некомпетентные губернские парламентарии не додумаются в чем тут подвох, то, как только эпистола сия достигла высоких московских кабинетов, там очень быстро просчитали, как правительство Саратовской области хочет на мякине сам Минфин РФ провести. Но об этом в продолжении темы.
Продолжение следует.