Долгое время историю, как науку, не включали в разряд точных. Не раз и не два предпринимались попытки скрестить историю с математикой, астрономией, геохимией, географией, но при этом всегда получалось нечто похожее на историческую математику, геофизику, географию и т.д.

Согласен, что история не алгебра, но за те 2-3 тысячи лет писанной истории человеческой цивилизации уже можно было накопить определенный опыт, который позволил бы людям вывести на свет то, что принято называть «исторической закономерностью». Об одной из таких закономерностей мы и поговорим, чтобы с ее помощью понять, что с нами происходит и на какой исторической шкале мы сегодня оказались.

Ни для кого не является секретом, что история без личности это история, описывающая процессы, которые развивались до возникновения цивилизации. И хотя ученые так до сих пор и не ответили точно на вопрос о том, кто кого творит: история личность или личность историю, без человеческой деятельности истории цивилизации не существует.

Роль лидера в человеческой истории трудно переоценить. Поэтому мы сейчас и будем знакомясь с нашей закономерностью, говорить о личности, о личностях.

Роли личности в истории было посвящено немало трудов выдающихся ученых-исследователей. Об этой роли писал уже Плутарх, а такие гении исторической науки, как Тацит, Макиавелли, Гоббс, Тойнби, Моомзен, Карл Ясперс, Питирим Сорокин, Лев Гумилев, сделали немало для того, чтобы показать, как личность влияет на исторические процесы.

Автор данной статьи не претендует на лавры первооткрывателя предлагаемой здесь закономерности. Для него важнее показать, как она работает на практике.

Институт лидерства в мировой истории развивался, если и не зигзагообразно, то спиралевидно. Великий Платон, а следом за ним и Аристотель вывели основные виды власти, как они представляются в идеале и как они будут выглядеть, если эти идеалы будут нарушены.

В результате появились следующие формы власти и их противоположности. Монархии, как одной из самых древних форм организации власти противостоит ее противоположность — тирания, аристократии, как власти лучших (доблестных) противостоит — олигархия, демократии (как власти просвещенного народа) противостоит ее противоположность — охлократия, как власть необузданной, малограмотной и темной черни.

Грани, отделяющие идеальные формы правления, очень тонкие. История знает немало примеров перерождения. Даже на родине западной демократии — Древней Греции и на родине западного понятия государства — Древнем Риме, случались тирании, олигархии и охлократии.

С тех давних пор система претерпела существенные перемены. В современном мире почти не осталось тоталитарных, тиранических режимов, а любая даже самая жестокая власть претендует на лавры цивилизованности и демократии. Особенно заметно это стало в те десятилетия, когда «оплот мировой демократии» -- США готов лететь в любой конец мира, если там попираются права человека.

Но несмотря на эволюцию власти, в ней самой сохраняется четырех ступенчатая система эволюции лидера. Но на ней мы остановимся чуть позже.

Сегодня в большинстве стран мира лидера (главу государства) избирают. Процедура выборов не везде одинаковая. Так, например, в РФ президента выбирают на всенародных выборах, а в США посредством выборщиков.

В большинстве стран срок пребывания лидера, избираемого в качестве единоличного (не партийного) главы государства на этом посту ограничен двумя сроками подряд. Бывают, конечно, исключения, но они сравнительно редки. С чем это связано? Чем вызваны такие, на первый взгляд, нелепые ограничения? А вызваны они глубоким знанием природы человека и власти. Эти знания человечество успело накопить, систематизировать и применить на деле еще в эпоху Просвещения. Это ограничение неразрывно связано с стремлением не дать идеальным формам правления перерасти в свою противоположность.

Итак, почему не более двух сроков подряд? Потому, что на первом сроке (давайте ограничим его для удобства пятью годами пребывания у власти) к власти приходит реформатор. Если его же избирают на второй срок, то он претерпевает определенные перемены в своем развитии и выступает, как консерватор.

Двух пятилеток вполне достаточно, чтобы лидер на первом сроке провел свои (часто диктуемые вызовами времени и истории) перемены (реформы), а на втором (консервативном сроке) эти реформы смог бы закрепить.

Так или иначе, но развитие цивилизации, государсва, экономики будут ставить все новые и новые задачи, все новые и новые вызовы. На них и будет откликаться наша система — реформатор-консерватор, затем снова реформатор-консерватор. Однако будучи ограниченным на два срока подряд, один и тот же человек, одна и та же личность не может быть дважды реформатором и консерватором. Если такое становится возможным, то тогда личность (лидер) выступает в следующих двух категориях, как реакционер и как обскурант.

Особе следует отметить, что даже формальное соблюдение демократических процедур, т.е. Когда лидер пропускает один срок и снова избирается на два срока подряд, неизбежно включаются две следующих категории. В таких случаях мы получаем следующую формулу: реформатор-консерватор-реакционер-обскурант. Особо отметим, что если применить предложенный нами пятилетний срок пребывания у власти, то четыре последовательные формы измеряются двадцатью годами. Если политик в первый раз приходит к власти в возрасте около 50-ти лет (исключения бывают, но они редки), то через двадцать лет ему уже — 70. Если его изберут и в пятый раз, то на смену обскуранту, который и так уже перестает осмысленно править, приходит маразматик. Обскурант еще пытается вмешаться в дела правления. Маразматик уже не правит. Правят от его имени.

Давайте теперь проверим, как работает эта схема на реальных исторических фактах. Обращаем внимание наших читателей на то, что говоря о царях (монархах), срок правления которых не ограничен и является пожизненным, мы все равно будем применять к ним пятилетний срок пребывания у власти. Такая формальность позволит нам полнее понять, как работает предлагаемая здесь закономерность.

И еще, если вы думаете, что эта закономерность работает только на уровне лидеров государства, то вы ошибаетесь. Она работает даже на уровне руководителя коллективом до 10 человек.

В качестве первого примера предлагаю рассмотреть жизнь и деятельность царя Ивана Васильевича IV Грозного.

Иван IV (1530-1584 гг.) официально был венчан на царство в январе 1547 года в возрасте 17 лет. До дня своей кончины Иван IV правил 37 лет. Переложив это на наши пятилетки -- получится семь пятилеток подряд. Конечно, следует учесть, что Иван Грозный пришел к власти в молодом возрасте. Тем не менее, реформаторский период деятельности Ивана IV приходится как раз на первую десятилетку, т.е. на два срока подряд.

Были проведены Земская и губная реформы, изменившие порядок управления территориями. В 1549 году Иван созывает первый Земский собор. В 1550 году новый Судебник (свод законов), в течение 1555-1556 годов отменяет систему кормлений и принимает Уложение о службе.

В ходе реформ Иван IV окружает себя прогрессивными людьми того времени, создает реформаторский центр под названием Избранная рада, куда вошли боярин Адашев, митрополит Макарий, князь Курбский, протопоп Сильвестр.

Мы здесь перечислили самые крупные реформы, а ведь были еще и другие. Например, реформы в сфере налогообложения, военная реформа, создание первой типографии и начало систематического книгопечатания. И все это, заметим, уложилось в два срока подряд. В течение двух пятилеток Иван IV выступает, как реформатор.

Но уже в конце 1559 году с царем начинает происходить «что-то не то». В 1560 году Иван IV становится на путь ужесточения своей власти. Он разгоняет Избранную раду, а вскоре придает казни своих соратников. Обратите внимание на то, что в 1560 году начинается вторая десятилетка, в которой Иван Васильевич выступает уже, как консерватор. Через пять лет — в 1565 году он вводит Опричнину и встает на путь страшного террора. Ни о каких переменах консерватор Иван IV уже не помышляет. Ему повсюду видятся враги и загворщики. В 1569 году он организует поход на Новгород. В результате этого похода «свободная экономическая зона Великий Новгород» -- разгромлена.

Десять лет спустя, умыв Россию в крови и доведя ее до отчаянного положения царь-консерватор, сменяется царем-реакционером.

В начале третьей десятилетки Иван IV упраздняет Опричнину, предварительно казнив вчера еще преданных ему бояр и дворян, эту самую Опричнину и составлявших.

В 1576 году Иван IV типичный реакционер с признаками обскуранта. Поставив на царство крещенного татарина Симеона Бекбулатовича, Иван Грозный покидает Кремль...

В начале последней пятилетки царь является нам законченным обскурантом с признаками маразматика, терзаемый глубоко запущенной паранойей. В 1580 году в Москве был созван Церковный собор. Обращаясь к высшим иерархам, царь прямо говорил, сколь тяжело его положение: «бесчисленные враги восстали на русскую державу», потому он и просит помощи у Церкви...

Государство разорено губительной политикой, непрерывными войнами, разгулом Опричнины, ни о каких реформах и речи быть не может. Казна истощена до предела. Деморализованной войско терпит одно поражение за другим. Сам Иван уже намеривается постричься в монахи и стать простым иноком. Такова она эпоха обскурации.

На опыте правления Ивана IV мы могли наглядно наблюдать, как идеальная для той эпохи форма правления, какой была монархия, перерождается в самую разнузданную тиранию. Эта тирания залила кровью страну, истощила ее по сути подготовив наступление эпохи Смутного времени, которая начнется некоторое время спустя после смерти Ивана Васильевича Грозного.

Цари, если их не свергают в результате отравления, дворцового переворота или болезни, правят долго. Но это вовсе не значит, что они правят вопреки нашей закономерности. Даже этот 37-летний период правления Ивана IV наглядно показал, что его время четко делится на реформаторско-консервативный период и период реакционно-обскурантистский.


Продолжение следует