Министр статистики сельского хозяйстваЭто предварительное подведение итогов вызвало наш интерес прежде всего потому, что на нем вскользь была затронута судьба рекордного урожая зерновых.  Мы по-прежнему уверены в том, что большая часть этого рекордного урожая погибла или продолжает гибнуть до сих пор. По крайней мере, официальные органы не подтвердили, хотя и не опровергли информацию о судьбе чудо-урожая.

Пока на заседании звучал отчет министра сельского хозяйства Саратовской области Татьяны Кравцовой, мы лишний раз убедились в том, что Валерий Радаев предпочитает не министров-специалистов, а министров-статистов. Их главной задачей является ласкание слуха губернатора. Ему нравятся доклады, которые не вызывают вопросы и приглаженные цифры. Эти показатели являются главным достоинством тех, кого Радаев решил оставить на прежних постах после выборов. При таком настрое ни у кого не возникает и тени сомнения по поводу реальности тех цифр, которые приводила на заседании правительства Татьяна Кравцова.

Так, подводя предварительные итоги развития АПК г-жа Кравцова сообщила, что “по итогам года ожидается, что объем валовой продукции сельского хозяйства составит не менее 172 млрд. рублей, (темп роста около 106%). От предприятия комплекса “уже поступило более 3,3 млрд рублей налогов и к концу года  их объем превысит 3,5 млрд. рублей”.  И никто ничего не заметил. В том числе и присутствовавший на заседании губернатор.

Аграрии ждут помощиКонечно, по объему валовой продукции нельзя судить о том, какие будут налоги, но согласитесь, что при при таком объеме продукции, налоги не могут составлять “всего” 3,3 млрд рублей! Особенно если учесть, что в структуре экономики Саратовской области доля АПК составляет от 15 до 20%. Это очень много! Но общий объем налогов в 3,5 млрд рублей - это очень мало. Это просто смешные цифры! Саратовский АПК должен давать налогов в в десять раз больше. Но никто министру вопрос по поводу крайне низких налоговых поступлений по итогам года задавать не стал.

Для нас этот показатель стал лишним напоминанием о том, что с рекордным урожаем в регионе “что-то пошло не так”.

Наши тревогу подтвердила и г-жа Кравцова, когда в своем докладе упомянула этот небывалый урожай. Однако, несмотря на то, что год завершается, министр по-прежнему говорит, что было собрано “свыше 6 млн тонн”. Точной цифры не называется. Неужели до сих пор министерству не удалось выяснить, сколько же зерновых собрали местные аграрии. Тема явно была неудобной и Кравцова поспешила ее замять, приводя странные цифры.

Вырастили столько, что девать некуда“В 2017 году за пределы региона направлено 2,3 млн. тонн сельхозпродукции, - сообщила министр, -, из них 1,6 млн. тонн - зерновых, на экспорт - около 1 млн. тонн зерна (в 2 раза больше прошлогоднего показателя)”. Мы спрашиваем: зерно урожая какого года было отправлено за пределы региона и на экспорт? По какой цене был реализован этот урожай? Или его часть была направлена за пределы региона не на продажу, а на хранение, поскольку в Саратовской области с местами хранения зерна - беда? Без ответов на эти вопросы - судьба урожая по-прежнему остается невыясненной.  Наконец - объемы зерновых, поставленные за пределы области и на экспорт - смехотворны.

Вот такие, блин, фьючерсы...О чем это говорит? О том, что министру страшно признать правду: рекордный урожай собран, но регион получает от него не прибыль, а убытки! Зерно упало в цене, его негде хранить и негде перерабатывать - мощностей не хватает. Между тем, производителям надо возвращать долги, платить налоги, готовиться к следующему урожаю! Однако министр об этих проблемах не говорит ни слова! Ничего не было сказано и о том, как помочь производителям распорядиться урожаем, быть может надо срочно бить в колокола и ехать в Первопрестольную, чтобы добиваться интервенций. Быть может, стоит продумать стратегию развития элеваторов и хранилищ на следующий года и в перспективе?

Куда там! Пока министр бегло зачитывает  ничего ровным счетом не значащие цифры, губернатор изображает на своем фейсе умный вид, полагая. что все рассосется само собой, а главное, что о реальной судьбе чудо-урожая никто ничего не узнает, ведь в правительстве уже давно работают не специалисты, а статисты.

Поэтому упомянув об урожае зерновых “свыше 6 млн тонн”, г-жа Кравцова начинает докладывать об инвестициях в основной капитал чего угодно - о реконструкции Балашовского сахарного комбината, маслодельном заводе «Хвалынский», о производстве сыра,  об увеличении мощностей по хранению овощной продукции, о мелиорации, о закладке садов, - но даже не заикается об элеваторах и зернохранилищах. И все это при одобрительном молчании главного колхозника Саратовской области - Валерия Радаева. Но вдруг случается чудо-чудное! Дело невиданное - беспрецедентное. Находится человек, который, слушая эти статистические выкладки начинает терять терпение.

Заброшенный элеватор в СаратовеКогда Татьяна Кравцова начинает баить о том, что в 2017 году господдержку получили более 3 тысяч товаропроизводителей. Участниками проектов «Начинающий фермер» и «Семейные животноводческие фермы» стали 25 фермеров и 5 семейных ферм. В целях развития сельхозкооперации получили гранты 70 кооперативов… Неожиданно задает вопрос прокурор Саратовской области  Сергей Филипенко. Он обращает внимание на то, что  уровень господдержки предприятий АПК составил 2,7 миллиарда рублей и задает вопрос: "Как обстоят дела с контролем за расходованием средств?"

Министр начинает что-то мямлить в ответ о “входном контроле” “об ответственности получателей за расходованием средств” о том, что только в  текущем году была активизированам работа с правоохранительными органами, контрольно-аналитическом комитетом и СП региона".

И тут, как у Василия Шукшина в рассказе “Срезал”, когда герой рассказа - Глеб Капустин, неожиданно срезал какого-нибудь высокого гостя, задавая ему вопрос, ответа на который тот не знал, свое мнение высказал прокурор области!

Человек, который испортил праздник..."Проверки со стороны министерства за 2015, 2016 и 2017 годы, - сказал прокурор, -  были безрезультатными и в основном документарными. По нашим материалам возбуждено девять уголовных дел в текущем году! Только после нашего обращения к губернатору на конкретных лиц была возложена ответственность за эту работу. Мы даже не могли персонифицировать, кто отвечает за эту работу".

Такой чудесный, местами радужный доклад, посвященный подведению предварительных итогов развития АПК в 2017 году,  был беспардонно испорчен.

И дело даже не в том, что минсельхоз, спустя рукава осуществляет контроль над расходованием средств господдержки, как впрочем, поступают и все остальные министерства. Дело в том, что вопрос Сергея Филипенко  был, единственным фактором, который внес хоть какую-то ясность в беспросветную, неизмеримо далекую от гласности работу радаевского кабинета.

Вопросов, на самом деле, гораздо больше. Некоторые из них (о судьбе рекордного урожая) мы уже задали выше. И неприятные для слуха губернатора вопросы будут звучать не только со стороны прокурора. Они будут звучать все громче, пока в этом правительстве не поймут. что так, как оно работает - работать нельзя.