До свидания, дорогие бабушки

Сами "отказники" придумывают различные поводы для того, чтобы объяснить причину своего ухода, но все эти причины и поводы выглядят не очень убедительно.

В Саратовской области одним из первых инициаторов сдачи мандата  стал депутат Саратовской городской думы, старейший губернский колбасник Игорь Ефремов. Свой мандат он сдал еще в начале 2016 года. Обычно депутаты уходили по принуждению (уголовное дело, суд, приговор), либо «в связи с переходом на другую работу», как правило, в исполнительные органы власти, а тут - добровольный отказ.

Сразу после "отказа Ефремова от мандата", мы предположили, что примеру Ефремова могут последовать и другие депутаты-бизнесмены, а причиной  отказа от мандата или от его пролонгации на предстоящих выборах могут стать только пресловутые бабки, ради сохранения которых эти "слуги народа" готовы пойти на все.   

По нашим сведениям саратовскую Областную Думу намерены покинуть такие представители бизнеса, как Виктор Володин (директора ГУП «Сартехинвентаризация»), Семен Глозман (ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ»), Юрий Кондратьев (генеральный директор Российского концерна «Дубки».), Сергей Михайлов (председатель Совета директоров ОАО «Молочный комбинат Энгельсский»), Олег Подборонов (председатель Совета Энгельсского потребительского общества «Покровское»), Алексей Сергеев (директор ряда крупных строительных организаций Саратовской области, среди которых ООО «Поиск 95» и ООО «Новострой – XXI»), Владимир Соловьев (генеральный директор ЗАО «Торговый дом «Эластик» (г.Балаково)), Альберт Старенко (директор ООО РОР «Солнечный-СК»), Виктор Щербаков (первый заместитель генерального директора ООО «Птицефабрика Михайловская»(р.п.Татищево)).

Я уйду, а мой музей останется

Большинство из них позиционировали себя, как  члены "ЕР", даже в том случае если избирались в облдуму по одномандатному округу. На этот раз все вышеперечисленные "слуги народа" отказались принять участие в партийных праймериз, что фактически означает их отказ от пролонгации депутатских полномочий на следующий срок.

Им на смену идут бюджетники - представители здравоохранения, образования, культуры, немало претендентов из числа молодежи. Иными словами, в региональное заксобрание намерены продвигаться те, кому нечего терять, кроме своих окладов.

Пионер исхода бизнеса из власти Игорь Ефремов так объяснил свой отказ от мандата: «В соответствии с указом президента России мне предстояло либо изменить конфигурацию своего бизнеса, либо сложить полномочия. Сложная экономическая ситуация заставляет меня больше уделять времени именно развитию бизнеса, поэтому выбор был очевиден".

Свежепокинувший облдуму депутат Альберт Старенко был более прямолинеен: "Все, что мог - я уже сделал. Всем, кому мог помочь - помог. Политика - это грязная штука, и негативных моментов в ней больше, чем положительных. Но лично я ничего ни у кого не крал, поэтому мне и порядком надоело оправдываться.

У меня растет и подает надежды в спорте семилетний ребенок. Он занимается в частной академии хоккея в Москве. Мы здесь живем уже два года, и я считаю, что сейчас должен его поддерживать. Надеюсь, когда-нибудь он прославит мою фамилию".

Все будет хоккей!

Что касается остальных представителей бизнеса, принявших решение порвать с думой, то их мотивы пока неизвестны.

Если раньше депутаты-бизнесмены могли тихо заседать в представительных органах власти, незаметно попиливать бюджет и отстегивать от своих доходов средства на помощь малоимущим избирателям, авансируя их голоса, то теперь необходимость в этом отпала.

Судя по всему, мандат перестал приносить ту прибыль, которую он приносил еще совсем недавно. Кроме того, бюджет,  как региональный так и муниципальный, возле которого, как мухи сами знаете вокруг чего, постоянно кружились наши депутаты, уже не обещает даже той части дохода, который он мог давать еще несколько лет тому назад. Посему, как нам представляется, депутатство в целом перестало быть рентабельным. Тратить на сирых и убогих приходится много, а «отбивать бабки» с каждым разом становится все сложнее.

Но есть и еще одна причина исхода. Дело в том, что, к примеру, мандат депутата областной думы предоставлял избраннику определенный иммунитет и в какой-то степени защищал его от слишком прямолинейных наездов людей в синем или людей в черном. Выходит, что все бизнес-депутаты теперь перестали опасаться наездов и им не нужен мандат?

Когда мама - депутат, и сыночек депутат, два мандата лучше, чем один мандат

Вряд ли. Скорей всего, речь может идти о переходе в "зону траста", когда все активы, некогда принадлежавшие "народному избраннику" либо уже формально ему не принадлежат, либо так надежно припрятаны, что их уже никому не достать. Нельзя исключать и вывода какой-то части "нажитого непосильным трудом" за пределы Родины, а в целом эта тенденция говорит нам о том, что "старые бизнесмены", т.е. те, кто начинал бизнес в лихие 90-е, орудуя бейсбольной битой или кастетом, решили отойти от дел, передав бразды правления своим детям или в траст. Некоторые из избранников пытаются продвигать во власть своих наследников. Например, сын генерального директором ОАО Торговый дом «ТЦ-Поволжье».Зинаиды Самсоновой - Максим Самсонов ныне депутат городской думы, а депутат ГД Василий Максимов активно двигает своего сына Юрия Максимова в депутаты областной Думы.

Это говорит, что не все представители бизнеса в регионе перестали расценивать мандат, как  средство защиты от воздействия извне.  

Наблюдатели справедливо полагали, что наши бизнесмены шли во власть исключительно в интересах бизнеса. Большинство из них, приобретя мандат, добивались для себя определенных привилегий, могли лоббировать свои интересы, особенно преуспевало в этом так называемое саратовское строительное лобби. Но судя по тому, как скудеет ныне бюджет и как все сложнее становится к нему присосаться, мандат действительно перестал быть рентабельным. По крайней мере, как мы уже отмечали, он не позволяет "отбить те бабки", которые были в него вложены. Более весомых причин отказа от власти мы не находим.