Хотел бы сразу оговориться: право на мнение гарантировано Конституцией РФ...

Так называемые межэлитные войны - не новость не только для Саратовской области, но и для любого отдельно взятого региона РФ. Что касается Саратовской области, то здесь такие войны длились порой годами, пока не приводили  к тому, что обе стороны оказывались у разбитого корыта.

Например, старожилы хорошо помнят затяжную “войнушку” между губернатором Саратовской области Дмитрием Аяцковым и  мэром города Саратова Юрием Аксененко. Если, кто забыл, то напомним, что один чуть было не был посажен и потерял должность губернатора, а второй и посажен был, и должность мэра потерял.

Это пример войны на самом верху представителей региональной элиты, а на нижних ступенях иерархии такого рода сражения велись постоянно, а некоторые ведутся до сих пор. Однако с некоторых пор такого рода разборки, главным образом, разворачивались под ковром. Враждующие, за редким исключением, старались выносить сор из избы и тихо, люто, незаметно продолжали друг другу гадить, используя порой нечистоплотные приемы.

И область у вас хорошая. и мэр замечательный!

Дело в том, что в период правления губернатора Павла Ипатова (2005-2012 гг.) межэлитные схватки разгорелись особенно остро. Это было связано с тем, что немалая часть местной элиты негативно отнеслась к назначению Павла Леонидовича саратовским воеводой. Случилось это не сразу. Рассказывают, что после того, как Ипатов въехал в кабинет на Московской, к нему на прием приходило немало ходоков, которые пытались наладить деловые связи с губернатором, предлагая ему услуги своих организаций и фирм. Однако у Павла Леонидовича своих “едоков” был воз и маленькая тележка.

Очень скоро отношения между новым губернатором и местной элитой стали обостряться, пока не накалились до такой степени, что элита потребовала сместить воеводу, как неугодного.

Войны 2007-2012 гг. были особенно ожесточенными. При этом только малая их часть разворачивалась под ковром. Конфликтующие стороны так и норовили вывести боевые действия из лощин и оврагов на ровное информационное поле, с целью выманить на него супостата и дать ему генеральное сражение.

Если коротко, то обиженный саратовский клан, непроизвольно объединившись, набросился на молодой, наглый и алчный балаковский клан, из которого в основном и  рекрутировали “сечевики” Павла Ипатова.

Я хочу вам сказать: ребята, давайте жить дружно!

Саратовский клан не просто оперировал на свой страх и риск, у него был покровитель тяжеловес, которым по праву признавался тогда еще вице-спикер Госдумы Вячеслав Викторович Володин. Схватка постоянно обострялась, особенно в тех случаях, когда Вячеслав Викторович  в очередной раз “заводил” в Саратовскую область федеральные средства, а они, каким-то чудодейственным образом распределялись между фирмами аффилированными Павлу Ипатову. Это особенно нервировало местную элиту, подталкивая ее на все более дерзкие вылазки против воеводы и его “сечевиков”.

Между тем хорошо известно, что в федеральном центре не любят, когда элиты грызутся между собой. Это явление расценивается, как основная угроза стабильности и если мира достичь не удается, воевода, допустивший неуправляемый межэлитный конфликт, как правило, отправляется в отставку. Еще при Павле Ипатове, по инициативе последнего, предпринимались попытки заключить если и не мир, то длительное перемирие. Собирались в резиденции губернатора на ул. Волжской, обсуждали ситуацию, строили планы по заключению мирного договора и как будто приходили к единому мнению. Но уже очень скоро война снова возобновлялась, тем более, что супротивники Ипатова имели в своем распоряжении средства массового поражения, т.е. целые пулы СМИ, которые, будучи созданными для войны, простаивать не могут, ибо теряют боевые навыки.

Если будете воевать между собой, мы вас быстро принудим к миру

Нельзя сказать, что Павла Ипатова сняли с должности губернатора только из-за конфликта элит, но то, что этот конфликт сыграл в его судьбе едва ли не решающую роль - мало у кого вызывает сомнение. Поэтому после того, как Павел Леонидович ушел восвояси, первым делом для нового губернатора, коим, как вы знаете, был назначен Валерий Радаев,  стала необходимость замирения элит.

С приходом к власти Валерия Радаева в Саратовской области в целом воцарился мир. О его особенностях, характере и тайнах мы уже рассказывали на страницах нашего сайта, так что не будет повторяться.  Конечно, межэлитные войны никогда не прекращаются, но особенностью послеипатовского мира было то, что “драчунам” было велено не выносить конфликт в информационное пространство, чтобы у того же федерального центра не создавалось впечатление, то в Саратовской области уже при новом воеводе элиту замирить не удалось. Разумеется. одного авторитета Валерия Радаева для упрочения мира было явно недостаточно, поэтому понадобился авторитет нашего великого земляка Вячеслава Володина, который, как рассказывают, под угрозой суровых кар, запретил  местным баронетам и эсквайрам вынимать из ножен свои удалые мечи.

Всю свою карьеру Марина Владимировна воевала, ей не привыкать

Можно уверенно констатировать, что первая пятилетка Валерия Радаева прошла в относительно мирных условиях. Опять-таки, драчки были, но они были в основном мелкими, да лишь изредка прорывались в открытое пространство..

В результате можно было выявить некую закономерность: чем меньше конфликтов в среде местной элиты, тем прочнее позиции губернатора. И наоборот, чем активнее элита начинает беситься с жира, тем менее прочны позиции воеводы. Согласитесь, что, каким бы могущественным (задиристым) не был местный олигарх или какой-нибудь чиновник, даже федерального разлива, если в губернии велено соблюдать мирный договор, они его будут соблюдать. Надо быть либо очень отчаянным и дерзким, либо четко понимать, что дни очередного воеводы сочтены и надо успеть разрубить гордиев узел, пока власть  в регионе не сменилась и не пришел бы новый воевода, который первым делом потребует подписания нового мирного договора.

Вот почему мы рассматриваем эскалацию конфликта между Сергеем Курихиным и Мариной Алешиной, как вероятный признак того, что мирный договор, заключенный элитой после прихода к власти Валерия Радаева истек, точно также, как истекли дни его пребывания в должности губернатора Саратовской области.

Неустанно вел войны и Сергей Георгиевич...

Грубо говоря, раз пошла такая пьянка, реж последний огурец. Конфликт уже давно вырвался из-под ковра, залив собой не только региональное, но и федеральное информационное пространство. Сейчас много можно говорить о том, что возможности одной стороны таковы, что она в состоянии привлечь на свою сторону тяжелую федеральную артиллерию, но суть дела заключается не в возможностях, а в ситуации. Тяжелую артиллерию можно было привлекать и раньше, было бы на то разрешение. Однако разрешения не было, мирный договор еще не истек и дуэлянты предпочитали тихо стреляться где-то на задних дворах, а то и на помойках.

С другой стороны, как мы отмечали выше, конфликтующие стороны должны знать, что в случае смены власти в регионе, участь их может быть печальная. Как известно, власть редко становится на сторону одного из дуэлянтов. Даже в те времена, когда дуэли были в законе, но формально властью осуждались, тот же государь предпочитал наказывать обе стороны, если, конечно, один из бретеров в результате не отходил в мир иной.

В условиях принуждения к миру наказаны могут обе стороны. Но вряд ли они это сегодня понимают, полагая, что успеют решить свои вопросы еще до того, как в регионе сменится воевода.