Верной дорогой идете, товарищи!

Между тем на регион надвигается “идеальный шторм”, который потребует радикального пересмотра всей внутренней политики, особенно политики в сфере экономики. Наблюдатели полагают, что события будут развиваться по сценарию “антиковидных мероприятий”, образца 2020-2021 года. Но не в смысле набора мер, а в том смысле, что регионам в условиях грохота санкционных катков, будет предложено самим решать огромный вал проблем, который уже не за горами.
Об этом косвенно говорит и план, принятый Правительством РФ, как “антикризисный” набор первичных мероприятий. Вместо того, чтобы радикально расширить экономические свободы граждан, пойти на кардинальное снижение налогов, на тотальное снижение роста тарифов на ЖКХ и  транспорт, снижения цен на лекарства и продукты, в правительстве решили (без какой-либо конкретики) индексировать пенсии и соцпособия, а также МРОТ и прожиточный минимум чаще, чем раз в год (или в 5 лет). отменить до конца года проверки малого и среднего бизнеса. В силу сложившихся обстоятельств, вольно поступать с нормами лицензирования, регулирования долевого строительства и интеллектуальной собственности…

Вы думаете, что это наше прошлое?

О каких-либо переменах в области региональной политики - в наборе первоочередных антикризисных мер ничего не говорится. Однако и без того ясно, что прежней системе трансфертов и субсидий - придет конец.
Саратовская область была тем регионом, который регулярно получал миллиард-другой субсидий, благодаря которым ей удалось неплохо “закруглить” минувший 2021 год. Но в начале 2022 года “геополитические всплески”, как сказал поэт “сразу смазали карту будня”. Без прежнего трансферного дождя руководство регионом проводить какую-либо более или менее осмысленную экономическую политику не в состоянии. Сама структура власти создавалась не как антикризисная структура, а как распределительная система.
Мы уже писали, что в регионе только за последние 10 лет была выстроена система экономики распилов, откатов и заносов (РОЗ). Ради ее сохранения кураторы намерены были реинкарнировать действующую систему власти, исключив даже робкие намеки на перемены.

Ты поминишь, как все начиналось? Все было впервые и внось!

Для этого в Госдуму от Саратовской области были избраны консервативные депутаты, умеющие только “брать и делить”. Была сколочена бессловесная, безынициативная и послушная городская дума Саратова, где депутаты не то, что не понимают, кого они представляют, но даже не представляют самих себя. Им “в помощь” был переизбран совершенно некомпетентный руководитель - глава города Михаил Исаев, главной заслугой которого является безропотное исполнение рекомендаций куратора. В большинстве районов Саратовской области были переизбраны действующие главы  МО, хорошо зарекомендовавшие себя в системе экономики РОЗ.
Кураторы всерьез готовились довести реинкарнацию до ее логического завершения: переизбрания на третий срок действующего губернатора Валерия Радаева и  перевыборы “очищенной от красной нечисти” областной думы. 

Однако грозные “геополитические всплески” поставили под сомнение не только систему экономики РОЗ, но и тот руководящий и кадровый потенциал, который и дальше должен был паразитировать благодаря этой системе. Этот потенциал способен работать исключительно в рамках экономики РОЗ. В противном случае, он теряет ориентиры и впадаем в полукоматозное состояние, что мы и можем наблюдать в настоящее время. 

Читайте внимательно!

Оценивая тот вал санкций, который супостаты обрушили на РФ, наблюдатели полагают, что Родина может быть отброшена, как минимум, в 90-е годы прошлого века. Угроза такого отката - весьма вероятна.
Если кто забыл, то в начале 90-х годов тогдашний глава государства Борис Ельцин предложил руководителям территорий “взять суверенитета столько, сколько они смогут переварить”. Этот призыв не имел ничего общего с намерением развалить РФ, как позже его интерпретировали некоторые аналитики.
Дело в том, что центр в начале 90-х годов сам переживал состояние турбулентности и не мог в должной мере не только контролировать ситуацию на местах, но и чем-либо помочь руководителям субъектов федерации. В таких условиях им было предложено “самим выкручиваться из кризиса”.
Региональные князьки получили определенные полномочия, которые позволяли им путем законотворческих манипуляций создавать элементарные условия для выживания вверенных их попечению территорий. Реальный опыт таких манипуляций в Саратовской области сегодня имеет экс-губернатор Дмитрий Аяцков.
Именно при нем область пыталась создать условия для преодоления кризиса. Прежде всего кризиса неплатежей, который затронул все сферы деятельности и стал настоящим бедствием.

Именно тогда был принят “революционный” и первый в РФ закон о земле. Учрежден собственный совет безопасности, создано собственное министерство иностранных дел, введены региональные таможни, ограничивающие вывоз с территории продовольствия, прежде всего, зерна. Даже идея о легализации проституции укладывалась в рамки  стратегии выживания, ведь предполагалось, что путаны, занимаясь своим делом, будут платить налоги в казну, как это было принято еще в Римской империи.

Еще раз подчеркнем: в условиях кризиса начала 90-х годов, который по многим параметрам напоминает грозящий нам идеальный шторм, федеральный центр переложил ответственность за его преодоление на глав субъектов. Главы превратились в антикризисных менеджеров, которых потом обвинили в сепаратизме.
Шли годы. Об “ужасах лихих 90-х” вскоре забыли, а сама эпоха стала предвыборной страшилкой “партии власти” со слоганом “Хотите, как в 90-е?” Однако, похоже, что сегодня об антикризисной практике той эпохи предстоит вспомнить уже в ближайшее время. Но дело в том, что нынешняя региональная власть, как обслуга системы экономики РОЗ, не способна на антикризисную деятельность. Опыт такой работы нынешними руководителями - утрачен не только с точки зрения управления, но и с точки зрения отсутствия харизмы. Просто потому, что вся система отбора разворачивалась в рамках парадигмы “Нам нужны не умные, а верные”. Стало быть, самое интересное еще впереди.
Автор хорошо себе представляет, как можно выработать антикризисную программу, ибо имеет собственный опыт антикризисного управления, поскольку в тот период трудился  в муниципальных исполнительных органах власти. Но делиться им - опасно. Могут посадить.