Пролить свет на эту проблемы позволит серия материалов, посвященных взаимодействию России и МВФ. Познакомившись с ними, вы сможете узнать, почему мы до сих пор живет под диктовку МВФ, почему мы — суверенная держава, запросто уступаем часть своего суверенитета международным организациям, а наши министры слово в слово повторяют на голубом глазу инструкции МВФ.
Читайте внимательно и вы откроете для себя немало нового. Например, узнаете в выкладках МВФ голоса наших министров. Поймете почему, например, Улюкаев, Силуанов, Набиулина, Юдаева, Шувалов буквально слово в слово повторяют то, что написано в полузакодированных талмудах международного валютного фонда.
В конце мая 2015 года в Москве прошла встреча представителей миссии МВФ с руководителями ряда ключевых министерств и ведомств РФ. В состав миссии входили ее глава Рамирес Риго, а также господа Белхосин, Пэйнчод, Ройтман, Карлсдоттир, Стейнберг, Йоши и другие. Миссия провела встречи с министром финансов Силуановым, высшим руководством Центрального банка Российской Федерации, другими высокопоставленными должностными лицами и представителями финансовых организаций. В результате этих консультаций были выработаны (даны) рекомендации вышеперечисленным руководителям со стороны РФ на период 2015-2016 гг. (Российская Федерация. Консультации 2015 года в соответствии со статьей IV — пресс-релиз и доклад персонала. Доклад МВФ)
Разумеется, об этих консультациях не сообщали ни официальные, ни, так называемые, неофициальные СМИ. Между тем, выработанный в результате консультаций доклад, стал весьма интересным документом, в котором дается объяснение причин падения российской экономики на рубеже 2011-2014 гг. и прогноз развития экономики уже в период кризиса.
Материал любопытен еще и потому, что он разработан представителями тех стран и организаций, которые ныне входят в «антироссийский альянс», объявивший нашей Родине экономическую войну, а по сути, экономическую блокаду. Это взгляд наших врагов в образе друзей. Ну вы представьте себе, весь коллективный Запад против России, а МВФ — это недоношенное дите компромиссов -- «за».
Итак, что же стало причиной замедления роста, а затем и наступление глубокой рецессии национальной экономики РФ?
На то, по мнению миссии было два ряда причиню Первая — внешняя и вторая внутренняя. К первому ряду относятся: стабилизация цен на нефть (ставшая следствием приостановки структурных реформ) слабость инвестиций, снижение производительности труда, неблагоприятная динамика населения.
Ко второму ряду относятся: чрезмерный уровень регулирования, низкое качество управления и масштабное участие государства в экономике. Эти факторы создавали отрицательные стимулы для повышающих эффективность инвестиций.
Иными словами, еще до санкций, с точи зрения экспертов МВФ, в России стал нарастать кризис. Но во второй половине 2014 года спад усугубился «двойным потрясением»: санкциями и падением цен на нефть. При этом санкции сказались только на ограничение доступа российских компаний на мировые рынки.
Миссионеры констатируют, что в конце 2014 года рубль оказался под сильным давлением в следствии потрясений платежного баланса, вызванных снижением цен на нефть, ограничения доступа к мировым рынкам капитала и обеспокоенности, создававшейся крупными погашениями внешнего долга в декабре. Это привело к крупному чистому оттоку капитала (154 млрд долл. США, или примерно 8 процентов ВВП — самый высокий уровень с 1999–2000 годов) и значительному уменьшению валютных резервов. Кроме того, после снижения курса рубля и встречных санкций России (запрета на импорт продовольственных товаров) произошло резкое повышение инфляции.
Иными словами у кризиса оказались катализаторы, среди которых не только падение цен на нефть и санкции, но и характер российской экономики. При наличии угроз, начинается бегство капитала. При этом государство либо не предвидело последствий таких угроз, либо предвидело, но не стало препятствовать бегству капитала.
Любопытно, что инфляция, по мнению миссионеров, выросла не из-за денежной эмиссии, а из-за падения курса рубля и введением Россией «продуктового эмбарго». Может быть, уместно было бы назвать это явление девальвацией, но миссионеры называют сие — инфляцией.
Кризис ударил и по банкам. И хотя руководство сделало немало для их докапитализации, банковская система в РФ вряд ли, когда-либо станет такой же, как и до кризиса.
Несмотря на то, что к маю 2015 года ситуация немного стабилизировалась, она по-прежнему остается «чрезвычайно неопределенной. Резко упал импорт, а вот экспорт остался на прежнем уровне. Усилия ЦБ несколько стабилизировали ситуацию, но инфляция стала снижаться только к концу февраля началу марта.
От себя отметим, что эксперты фонда ни словом не упоминают так называемых валютных спекулянтов, которых обвиняли в резком падении курса рубля в конце 2014 начале 2015 гг.
Тем не менее рентабельность банков по-прежнему снижалась в силу резкого падения роста кредита, сокращения процентных спредов и ухудшения качества кредитов. ЦБ РФ продолжал закрывать банки, в основном небольшого размера, проводивших сомнительные операции или имевших чрезмерный кредитный риск. С января 2014 года количество банков уменьшилось примерно на 115 до приблизительно 815, причем 27 лицензий были отозваны в период с января по июнь 2015 года.
В условиях ограниченного доступа на мировые рынки, компании стали обращаться к внутреннему рынку. При этом непонятно, как некоторым компаниям удалось пролонгировать часть своих внешних внутрикорпоративных обязательств.
В части доклада о «перспективах и рисках» можно было узнать, что нас ждет в ближайшие два года.
Наряду с сокращением ВВП, с падением реальной заработной платой и сокращениям потребительского спроса, прогнозируется дальнейшее сокращение инвестиций. При этом отток капитала в 2015 году будет по-прежнему значительным. Валютные резервы уменьшатся до 360 млрд долл. США.
Ожидаемый в 2016 году подъем будет слабым (вялым). Частное потребление и инвестиции все равно будут ослабленными, поскольку рост реальных доходов останется низким, домашние хозяйства продолжат сокращать использование заемных средств, а внешнее финансирование по-прежнему будет ограниченным. Эксперты МВФ не обещают роста экономики более, чем на 1,5 процента.
Тем не менее, по прогнозам миссионеров, инфляция снизилась до примерно 12 процентов в конце 2015 года и приблизилась к 8 процентам в конце 2016 года.
Основной риск для экономики РФ связан с продолжениме геополитической напряженности. По крайней мере, она будет влиять на сохранение фактора неопределенности. Но кроме этих пресловутых «геополитических всплесков» есть и другие риски. Кроме снижения цен на нефть, зависимости компаний от внешних долгов, многое зависит от развития ситуации на Украине. Но не в смысле возобновления боевых действий на юго-востоке, а из-за позиций российских банков, которые по-прежнему открыты на Украине.
Вот так, банки продолжают операции на Украине, держат там свои филиалы, не взирая на то, что едва ли не в любой момент они окажутся под угрозой.
И все же Россия отличается от всех своих соседей целым рядом положительных факторов. Например, низкий уровень госдолга позволяет РФ избежать заимствований на госрасходы. Ее резервы в краткосрочной перспективе позволят укрепить сои позиции. И хотя резервы, накопленные ЦБ являются достаточными, эксперты миссии рекомендуют вновь начать их наращивать, что, собственно, и начал делать Банк России в последнее время.
Иными словами в условиях, когда цены на нефть в течение длительного времени будут оставаться низкими, а санкции не будут отменены, особую важность приобретает сохранение и восстановление «буферных резервов», т.е. -- ЗВР.
Что же рекомендовал и от чего предостерегал персонал МВФ во время консультирования?
В первую очередь миссионеры в целом одобрили действия депутатов ГД при принятии бюджета на 2015 год. Как мы знаем, этот бюджет оказался «жестким». Но миссионеры предупредили, что заложенное в бюджете финансирование из резервного фонда в сумме 3 трлн рублей (а это 4 процента ВВП) в 2015 году может привести к существенному сокращению «буферных резервов» на будущее.
Тем не менее, для адаптации к низким ценам на нефть и восстановлении «буферных резервов», специалисты из МВФ рекомендовали сосредоточиться на «бюджетной консолидации». На русском языке это значит — всяческое сокращение бюджетных расходов. Если этого не произойдет, то уже к 2020 году, первичный нефтяной дефицит составит 7 процентов ВВП, а резервы только 1,0 процента ВВП. Так что, в ближайшей перспективе нам не стоит ждать увеличения бюджетных расходов.
Прежде всего это связано с индексацией пенсионных выплат. Если эта индексация в 2015 году будет проведена на уровень инфляции, то это может привести к необратимому повышению расходов в 2016 году, по расчетам специалистов миссии на 1,1 процента ВВП.
Возможные меры, так называемой, «бюджетной корректировки, выглядят так (в процентах ВВП):
Меры Бюджетная экономия
Краткосрочные до 2,7
Сокращение налоговых
расходов 2,0
Повышение акцизов 0,7
Средне- и долгосрочные до 7,1
Уменьшение энергетических
субсидий 1,0
Повышение целевой
направленности социальных
трансфертов 2,0
Повышение пенсионного
возраста 2,0 - 3,0
Уменьшение возможностей
раннего выхода на пенсию 0,7
Совершенствование бюджета
капиталовложений 0,4
Итого до 9,8
Стоит отметить, что официальный российские власти согласны в этом с мнением миссионеров и приветствовали набор возможных изменений, предложенных персоналом МВФ. После практического семинара по реформе пенсий, проведенного экспертами МВФ в марте, официальные органы ориентированы на поиск политически приемлемых реформ, которые обеспечили бы жизнеспособность системы. Они утверждают, что уменьшение возможностей раннего выхода на пенсию в сочетании с повышением и выравниванием пенсионного возраста для различных категорий граждан приведет к существенному улучшению баланса пенсионной системы.
Даже этот документ, написанный сухим и черствым бюрократическим языком, не в состоянии скрыть какую-то ребяческую радость со стороны «официальных органов». Так и представляю себе скачущего и хлопающего в ладоши г-на Силуанова, потирающего руки г-на Улюкаева и ядовито улыбающуюся г-жу Набиуллину.
Продолжение следует