Растем, падая вниз

«Нормализация денежно-кредитной политики является адекватной, и следует ее продолжать осторожными темпами. Повышение инфляции (относительно того же периода предыдущего года) в период с декабря 2014 года по апрель 2015 года в значительной мере отражало единовременное влияние снижения курса рубля и встречных санкций... Соответственно, надлежащей политикой является постепенное снижение директивной ставки, соразмерное уменьшению базовой инфляции и инфляционных ожиданий. Кроме того, если официальными органами будет предусмотрен более сдержанный бюджет на 2016 год, чем заложен в предпосылках персонала МВФ, это может способствовать более быстрой нормализации денежно-кредитной политики.

Тем не менее есть целый ряд факторов, говорящих в пользу осторожных темпов смягчения денежно-кредитной политики, в том числе неопределенность в отношении внешних перспектив, потенциал возникновения эффектов второго порядка, учитывая масштабы снижения обменного курса, и необходимость формирования доверия к ЦБ РФ в условиях недавно введенного режима таргетирования инфляции. Поскольку, как представляется, инфляционные ожидания имеют в основном адаптивный характер, следует осторожно подходить к использованию обследований инфляционных ожиданий для оценки базовой инфляции. И наконец, снижение директивных ставок следует поставить в зависимость от уменьшения внешних рисков и рисков для финансовой стабильности».

А вот по этой ссылке Вести экономика вы можете легко сравнить, что говорит по этому поводу Эльвира Сахипзадовна и миссионеры из МВФ.

Только не надо нас пугать!

Разумеется, что в области денежно-кредитной политики нет ничего более важного, чем борьба с инфляцией. Поэтому во время консультаций руководство ЦБ РФ согласилось с персоналом МВФ, что темпы нормализации процентных ставок должны быть осторожными, и считает свой целевой показатель инфляции на уровне 4 процентов реалистично достижимым к 2017 году.

В то же время, явно по настоянию миссионеров, ЦБ считает своим долгом восстановление «буферных резервов», так на языке миссионеров называются суверенные резервы (Резервный фонд и Фонд будущих поколений).

Представители банка указали, что в сложившихся чрезвычайных обстоятельствах и при имеющейся неопределенности в отношении внешних перспектив есть возможность увеличить резервы, особенно учитывая динамику курса рубля в первой половине года.

ЦБ РФ указал, что целью новой программы покупок иностранной валюты является восстановление предохранительных буферных резервов. Официальные лица банка согласились с персоналом МВФ, что принципиально важно обеспечить, чтобы программа не рассматривалась как целевая ориентация ЦБ РФ на определенный уровень обменного курса, и отметили свою приверженность режиму плавающего обменного курса. Официальные органы также указали, что параметры валютных механизмов будут адаптироваться с учетом ситуации на рынке.

Не забыли

Вот так. Мы продолжаем накапливать резервы, хотя их использование (например, на кормежку «жирных котов» -- системообразующих банков) почти никак не влияет на национальную экономику, кредит и инфляцию. К тому же Россия не раз заявляла, что планирует вместе с Китаем начать и продолжить дедолларизацию экономики. Китай, судя по всем, действительно начал с поисков по всему миру сферы приложения своих более чем триллионных запасов валюты, а вот мы в очередной раз стали накапливать резервы. Ну а куда деваться, миссионеры рекомендовали, ЦБ приступил к реализации их рекомендаций.

Банковский сектор в России, по-прежнему, переживает непростые времена. И если бы не поддержка банков за счет ФНБ, то ситуация выглядела бы еще хуже. Тем не менее, миссионеры опасаются, что дальнейшая поддержка капитала банков может повлиять на финансовую стабильность.

Вероятно, миссионерам хорошо известен опыт кризиса 2008-2009 гг., когда наши «жирные коты» получили кучу денег и пустили их на валютные спекуляции, а не на поддержку реального сектора. Сегодня за этим внимательно следят, но гарантий того, что «коты» не покусятся на валюту, пока нет. Вот и видим мы кризис ликвидности. Ни «котам», ни нам.

Цены на нефть продолжают падать и прогноз не утешителен

Поэтому миссионеры отметили, что поддержка капитала должна быть в большей степени адаптирована к конкретным потребностям отдельных банков и основана на достаточно консервативных стресс-тестах, а не устанавливаться произвольно на уровне 25 процентов совокупного капитала банка. Миссионеры потребовали ужесточения программы помощи «жирным котам». В частности персонал МВФ рекомендовал усилить надзор за банками, находящимися в сильной зависимости от предоставляемой ЦБ РФ ликвидности, в том числе ввести требование о подготовке планов в области финансирования и ликвидности, которые должны обеспечить независимость модели ведения их коммерческой деятельности от поддержки со стороны ЦБ РФ.

Что очень важно, официальные органы (вероятно, ЦБ РФ) признали необходимость своевременного отказа от послаблений в применении норм регулирования. Они подчеркнули, что поддержка капитала, предоставляемая банкам, направлена на содействие росту кредита, а не на покрытие убытков... Риск для государственных средств считается минимальным, поскольку поддержка капитала предоставляется банкам только после инспекции со стороны ЦБ РФ.

Прогноз от МВФ

Более того, ограничения на фонд оплаты труда считаются достаточным стимулом для банков к тому, чтобы стремиться привлечь прежде всего капитал в частном секторе. Официальные органы согласились, что финансирование за счет частного капитала является предпочтительным вариантом, но при этом указали, что даже если бы действовали более существенные стимулы, в условиях санкций банкам было бы трудно привлечь требуемый капитал. Официальные органы согласились, что с течением времени им следует согласовать действующие основы».

Даже судя по этим рекомендациям, составленным в туманном стиле, хорошо заметно, что российский банковский сектор, загнанный в резервацию еще лет десять-пятнадцать тому назад, из этой резервации уже вряд ли выйдет. А надежды на то, что банковский сектор РФ когда-нибудь обретет суверенитет и станет финансовым локомотивом национальной экономики — призрачны.

Вся политика в этой сфере сводится к временному поддержанию банков, пока не будут отменены санкции, чтобы эти банки вновь получили доступ к международному рынку капиталов. Для этого и устанавливается учетная ставка, которая не позволяет реальному сектору рассчитывать на «разумный кредит».

Дальнейший анализ доклада показывает, что миссионеры в пух и прах разносят усилия руководства РФ, направленные на укрепление национальной экономики. Даже те шаги, которые были предприняты руководством еще до кризиса, названы миссионерами «структурными проблемами». Это те самые «структурные реформы», о необходимости которых постоянно намекают то Герман Греф, то Алексей Кудирн.

А вот, как МВФ помогал Греции и что из этого вышло

Между тем. миссионеры констатируют, что «неблагоприятная динамика населения стала одним из факторов уменьшения рабочей силы, а низкий пенсионный возраст, предусмотренный законодательством, уменьшает для работников стимулы к продлению своей трудовой жизни. Административные барьеры, высокий уровень регулирования, низкое качество управления (в том числе субъективные оценки коррупции и слабая защита прав собственности) и недостатки инфраструктуры ограничивают инвестиции и экономический рост Значительное присутствие государственных предприятий (ГП) в ключевых секторах экономики также затрудняет повышение конкуренции и эффективности. Несколько новых антикризисных инициатив, нацеленных на поддержку различных секторов с помощью субсидий, гарантий, ограничений на участие иностранных производителей в государственных закупках, и политика импортозамещения внесли дополнительные перекосы, которые будут тормозить экономический рост. И наконец, банковская система характеризуется высокой степенью концентрации, является недостаточно емкой и неэффективной в направлении средств сбережений на инвестиции.

Иными словами, миссионеры подвергли торпедированию всех тех идей, которые были высказаны Президентом РФ в его послании и на других мероприятиях. Оказывается, что все эти идеи станут тормозом на пути экономического роста.

Почитайте внимательно приведенную выше цитату и вам станет ясна настоящая цель миссии: не дать национальной экономики нащупать собственный путь развития, оставить ее в тех дебрях, в которых она блуждает до сих пор и никак не может из них выбраться.

В этом месте мы выходим на те самые «структурные реформы», о которых намекают, но бояться говорить такие псевдолибералы, как Герман Греф и Алексей Кудрин.

Ничего другого от этой организации ждать и не приходится

Что же рекомендуют нам миссионеры фонда? 1. Укрепление механизмов защиты прав собственности. 2. Совершенствование работы таможенной службы, уменьшение барьеров для торговли содействие внешней торговли. 3. Предоставление Федеральной антимонопольной службе (ФАС) полномочий на устранение барьеров для вхождения в несколько секторов/рынков. 4. Обеспечение обязательного государственного технологического и ценового аудита всех крупных инвестиционных проектов с государственным участием.

Кроме того, миссионеры требуют пересмотреть программу приватизации. Не торопитесь, ничего общего с отменой ее итогов это желание не имеет. Как только позволит ситуация на рынке, -- рассуждают миссионеры фонда, -- следует добиться, чтобы государственные предприятия управлялись на коммерческой основе... И, наконец, реформа пенсий, особенно в части повышения пенсионного возраста. Эта мера, считают консультанты, может привести к увеличению предложения труда в будущем и потенциальному росту.

Даже беглый анализ этих «структурных реформ» показывает, что ничего общего они не имеют с «будущим ростом», ибо носят исключительно косметический а не фундаментальный характер. Защита собственности, таможня, ФАС, ослабление госрегулирования и увеличение пенсионного возраста — вот это и есть структурные реформы.

Ну а вы, друзья, как не сходитесь...

Конечно, собственность защищать надо, но если спад будет продолжаться, кредит оставаться недоступным, спрос падать, а инфраструктура разваливаться, скоро защищать будет нечего — предприятия просто обанкротятся.

Однако «официальные власти» согласны с представленным диагнозом и отметили сою приверженность проведению структурных реформ.

Одна из самых важных — пенсионная реформа. На нее особые надежды возлагает не только МВФ, но и официальные органы. Вообще следует отметить, что в докладе миссионеров вопрос пенсионного возраста и пенсионной реформы -- встречается чаще других проблем. Наши «официальные органы» буквально глядят в рот миссионерам фонда, когда речь заходит о пенсиях.

Например, они рассматривают реформу пенсий, как важный шаг по увеличению объема рабочей силы. Ни здоровье, ни безопасность, ни благополучие, ни достаток, а именно — рабочая сила. Не надо спешить на пенсию. Работай до тех пор, пока не умрешь. Вот скрытый девиз этой реформы.

Но и здесь проблема, ведь у нас спад, рецессия, «циклический кризис», падение предложения и спроса, а оживление наступит (если вообще наступит) где-то в 2017-2018 гг. Однако нет уверенность, что при оживлении возникнет спрос на рабочую силу, ведь, если такое оживление и начнется, то начнется оно в традиционных для России, преимущественно, экспортно ориентированных отраслях, где рабочих рук и так хватает.

Быть может, миссионеры рассчитывают на то, что пенсии будут такими мизерными, что лучше пойти работать, хотя и там заработная плата еще долго не будет расти.


Продолжение следует