Итак, в предыдущих статьях (Миссия выполнима Часть I) (Миссия выполнима. Часть II)вы уже успели убедиться в том, какую политику поддерживает в РФ миссия МВФ. Миссионеры считают, что внешнеэкономическое положение России будет оставаться сложным вследствие уменьшения использования заемных средств в условиях ограниченного доступа на рынки. В 2016 году должен возобновиться рост частично благодаря ответным мерам политики со стороны официальных органов и более высоким ценам на нефть. Однако подъем, вероятно, будет сдерживаться неустраненными структурными узкими местами и неблагоприятной динамикой населения, вследствие чего среднесрочные перспективы роста являются слабыми. Если так все и будет, то зачем нам все эти консультации-рекомендации? Для чего нам это гадание на кофейной гуще, на основе которого строят свои прогнозы миссионеры? Вероятно, только затем, чтобы держать Россию на поводке, препятствуя ее реальному развитию.
Долго и мучительно анализируя ситуация в экономике России, миссионеры, как мантру, повторяют одни и те же рекомендации: 1) реформа пенсий; 2) сокращение энергетических субсидий; 3) повышение целевой направленности социальных трансфертов.
Складывается впечатление, что без этих мер Россия никогда не выберется из кризиса, что вся суть наших проблем сосредоточена на этих трех направлениях. При этом миссионеров не смущает то, что решение выдвинутых задач носят исключительно тактический характер. Даже если официальные власти все «сделают, как надо», характер российской экономики радикально не измениться.
Но так думают некоторые, а вот миссионеры хорошо понимают, что пенсионная реформа будет особенно непопулярной и посеет в обществе зерна недовольства, плоды от которых могут взойти в самый неблагоприятный момент. Сокращение энергетических субсидий, а это значит, что цены на энергоресурсы в РФ должны быть окончательно приведены в соответствие к мировым, повысит себестоимость производимой в стране продукции, сделав ее неконкурентною способной. Наконец, так называемая «целевая направленность социальных трансфертов», по сути означает ликвидацию целого ряда социальных программ, а в области региональной экономики — полный коллапс.
Добавить сюда следует и пресловутое таргетирование инфляции, как главную цель всей денежной политики ЦБ РФ. Упорное стремление «снизить инфляцию» с надеждой, что это может привести к росту, не имеет под собой теперь даже и теоретического обоснования и может привести только к одному: постепенному угасанию национальной экономики.
Трудно избавиться от впечатления, что в тот период, когда внешние вызовы поставили Россию перед выбором: или жить в прежней системе, служа глобальному бизнесу, или начать создавать нечто новое, независимое от прихоти мировых хозяев денег, появились миссионеры МВФ. Их главной целью стало всемерное удержание России от соблазнов независимой экономической, а, стало быть, и политической позиции в мире.
Миссия, опираясь на своих агентов в среде официальных властей, прекрасно справляется с этой задачей, пудря мозги и уводя страну от истинных целей, от возрождения и надежд на процветание.
Чтобы понять, что это действительно так, попытаемся проследить последние изменения, которые происходили в национальной экономике на рубеже 2014-2015 гг.
Со стабилизацией цен на нефть, хотя и на высоком уровне, темпы роста национальной экономики все равно продолжали снижаться.
Санкции и шок условий торговли привели к снижению обменного курса и пересмотру кредитного рейтинга, что обусловило снижение рейтинга России, как суверенного заемщика.
Снижение реальной заработной платы и доверия привели к падению потребления.
А вот, как выглядела динамика денежно-кредитных и финансовых показателей за 2013-2015 гг.
Резкое снижение курса рубля вследствие санкций и ослабления доверия в условиях крупных погашений внешнего долга в декабре 2014 года.
За крупными валютными интервенциями со стороны ЦБ РФ в октябре последовал переход к гибкому обменному курсу с увеличением предоставления иностранной валюты через механизмы валютной ликвидности и чрезвычайное повышение директивной ставки на 650 баз. пунктов в декабре.
Замедление роста экономической активности негативно сказалось на качестве кредитов домашних хозяйств, а повышение директивных ставок увеличило стоимость финансирования для банков, что в свою очередь создало давление на доходы и капитализацию.
Санкции привели к сокращению внешнего финансирования большинства российских компаний... и они сталкиваются с более высокой стоимостью внешнего финансирования, а рынки более высоко оценивают риск дефолта что ведет к уменьшению использования внешних заемных средств...
Не могу избавиться от впечатления, что все это происходило, «как по нотам», т.е. по заранее написанному сценарию. Нигде не указано, что последствия для национальной экономики были непредсказуемыми или неожиданными.
Но это уже не изменит сути дела. Ясным становится лишь то, что Россия по-прежнему живет под диктовку МВФ. Как мы уже отмечали, не может быть так, что весь капиталистический мир объявил Россию новую холодную войну, а вот МВФ, где те же США играют ключевую роль, вдруг выразил желание стать нашим благодетелем и путем консультаций, «помочь России выйти из кризиса».
И в завершение нашего цикла мы публикуем отчет миссии о том, что Россия выполнила, а что не выполнила из его рекомендаций.
Приложение I. Выполнение прошлых рекомендаций МВФ
Во время консультаций 2014 года в соответствии со статьей IV члены Исполнительного совета отметили, что первоочередной задачей — в условиях текущей геополитической напряженности — является поддержание макроэкономической стабильности, но при этом принципиально важно добиться увеличения инвестиций и тем самым подтолкнуть рост потенциального объема производства за счет совершенствования основ политики и проведения дальнейших структурных реформ.
Налогово-бюджетная политика.
Рекомендации МВФ: Рассмотреть возможность гибкости на случай более серьезного циклического спада.
Ответ РФ: Бюджет на 2015 год согласуется с состоянием экономического цикла и имеющимся бюджетным пространством. Квазифискальные расходы через ФНБ и предоставление гарантий могут обеспечить дополнительное стимулирование.
МВФ: Соблюдение бюджетного правила для сохранения доверия к нему и проведение бюджетной консолидации в среднесрочной перспективе.
РФ: Принятое бюджетное правило действует для бюджета на 2015–2017 годы. В настоящее время обсуждаются возможные улучшения бюджетного правила в целях лучшего учета изменений в ценах на нефть и закрепления необходимой бюджетной консолидации в среднесрочной перспективе.
МВФ: Предпринять дополнительные меры для обеспечения долгосрочной жизнеспособности государственной пенсионной системы.
РФ: Возобновились публичные обсуждения дальнейших изменений в пенсионной системе, в том числе постепенного повышения законодательно установленного пенсионного возраста.
МВФ: Уменьшение давления на расходы и достижение большего прироста эффективности, чтобы создать финансовый потенциал для развития инфраструктуры.
РФ: Инвестиции из ФНБ — через рекапитализацию коммерческих банков и ВЭБ — и государственные гарантии кредитов должны использоваться для поддержки инвестиций в инфраструктуру и кредитования реального сектора. Однако антикризисные меры вытеснили собой заложенные в бюджет расходы на капиталовложения.
Денежно-кредитная политика
МВФ: Добиться большей жесткости в направленности денежно-кредитной политики, чтобы достичь целевого показателя инфляции на 2015 год и закрепить инфляционные ожидания.
РФ: Повышены директивные ставки. ЦБ РФ поддерживает свой среднесрочный целевой показатель инфляции на уровне 4 процентов.
МВФ: Продолжать переход на режим таргетирования инфляции и полностью гибкий обменный курс, когда спадет текущая неопределенность.
РФ: Режим таргетирования инфляции официально введен согласно графику, в конце 2014 года. Переход к большей гибкости обменного курса ускорился в условиях потрясений на рынке в конце 2014 года, когда ЦБ РФ отменил свои коридоры интервенций, чтобы облегчить более оперативную адаптацию к внешним потрясениям.
Политика в финансовом секторе
МВФ: Отслеживать накопление системных рисков за счет регулярного проведения стресс-тестов и усиленного надзора.
РФ: Надзор за банками был усилен за счет назначения в банки дополнительных представителей ЦБ РФ (165 по состоянию на 1 апреля 2015 года по сравнению с 57 на 1 июля 2014 года). В условиях потрясений на рынке в декабре 2014 года ЦБ РФ временно смягчил применение норм регулирования в отношении классификации кредитов, формирования резервных фондов и порядка стоимостной оценки позиций. Проводится программа рекапитализации банков; правительство также утвердило использование до 10 процентов (400 млрд рублей) ресурсов ФНБ на поддержку банков.
МВФ: Реализовать оставшиеся рекомендации, выработанные по результатам программы оценки финансового сектора.
РФ: Недавно внесенные изменения в законодательство об урегулировании проблемных банков не полностью отражают рекомендации ФСАП 2011 года и экспертной оценки Совета по финансовой стабильности. В частности, в них не введен ряд инструментов, предусмотренных в документе «Ключевые характеристики режимов эффективного урегулирования проблемных ситуаций», таких как промежуточные банки и обмен необеспеченных не застрахованных обязательств на собственный капитал.
МВФ: Предпринять меры по уменьшению фрагментации финансового сектора за счет консолидации и увеличения конкуренции между банками.
РФ: В целях поддержания финансовой стабильности с 1 января 2014 года ЦБ РФ отозвал более 114 банковских лицензий, главным образом у мелких банков, следуя установленным процедурам урегулирования проблемных ситуаций.
Меры структурной политики
МВФ: Сократить участие государства в экономике, уменьшить перекосы в ценах, предпринять дополнительные меры по увеличению инвестиций и производительности и оживить почти остановленную программу приватизации.
РФ: Участие государства в экономической деятельности увеличилось со сдвигом в пользу отечественных товаров и услуг в закупках для местных и муниципальных нужд, а также с предоставлением государственной поддержки импортозамещения в реальном секторе. Встречные санкции привели к усилению перекосов в ценах вследствие запрета на импорт из многих стран. Часть государственного пакета антикризисных мер направлена на поддержку малых и средних предприятий путем уменьшения их финансовых и административных издержек. Программа приватизации остается приостановленной, учитывая текущие условия на рынке (Рекомендации МВФ).
В это трудно поверить, но это так. Все факты, приведенные в этой статье автором, можно найти по указанной выше ссылке. Я ничего не добавил и не убавил, оставив все эти «рекомендации» без комментариев, чтобы каждый мог понять, насколько глубоко влияние фонда на политику РФ.
Спрашивается, почему наше руководство безоговорочно следует этим чудовищным рекомендациям? Почему оно так послушно? Почему все эти Улюкаевы, Набиуллины, Силуановы и иже с ними не могут сделать и шагу без консультаций с миссионерами?
Вот, как отвечает на этот вопрос известный российский экономист Михаил Хазин: «Я могу только предположить две вещи. Первое: они пришли к власти как представители проамериканского клана. Они хотели строить либеральное общество, поскольку лидеры – США, и мы должны их слушаться. А, скажем, у российских западников XIX века план был такой же, но они компрадорами не были. А вторая причина, что эти люди, придя к власти, а это младшие научные сотрудники, неожиданно обнаружили, что, пользуясь связями с МВФ, Мировым банком и другими организациями, можно получать очень большие деньги. Я самолично видел эти постановления правительства, где разного рода как бы «научным центрам» выдавались очень большие деньги, например, из кредита Мирового банка – 14 млн долларов, 17 млн долларов. И эти люди их просто купили. Они прекрасно понимают, что их богатство – это результат сотрудничества с Соединенными Штатами Америки. Они знают, если они хоть что-то вякнут, то с ними произойдет примерно то же, что с FIFA. Для чего были арестованы эти люди за два дня до голосования по Блаттеру? Было четко сказано, что кто проголосует за Блаттера, с ними будет то же самое. И здесь то же. Кто-нибудь сомневается в том, что любой человек, который имел в 90-е годы отношение к приватизации, вор? У меня таких иллюзий нет. Я видел, что происходило, я совершенно точно знаю, что даже свои внутренние инструкции они нарушали. И взятки получали совершенно колоссальные. Причем взятки за все: и за приватизацию, и за назначение своих людей директорами государственных предприятий, и все остальное. Поскольку это было в долларах, то вся информация в американских банках хранится. И все, что вы хотите от этих людей. Они знают точно, что шаг в сторону от инструкции МВФ – и будет очень «бо-бо» (Цены не падают).