Чем руководствуются региональные власти в борьбе с инфекцией
В своей публикации (К чему приводит переуступка мозга) мы рассказали о том, как действует наспех созданная система противодействия коронавирусной инфекции, созданная усилиями региональных властей. И хотя работает она крайне плохо, в ней все-таки можно разглядеть основной смысл и назначение. Они заключаются в том, чтобы уйти от ответственности “в случае чего”. С каждым разом таких случаев становится все больше. Самым же суровым испытанием для региональных начальников станет день голосования по поправкам в Конституции, который, как известно, намечен на 1 июля текущего года. Если бы не приближение часа Х, то саратовские управленцы высшей категории так бы и метались от одного решения к другому, толком не борясь с пандемией, а только имитируя бурную деятельность
На последнем заседании координационного совета по противодействию распространению коронавирусной инфекции при правительстве Саратовской области случилось нечто непредсказуемое. Саратовский губернатор вышел из глубокой самоизоляции, словно проснулся от летаргического сна. «Надо посмотреть, как приняли в Москве решение по снятию напряженности. Не говорить: «Роспотребнадзор нам написал», — указал Валерий Радаев.
Тем самым Валерий Радаев подтвердил, что собственно политики противодействия коронавирусу у руководства областью нет и оно целиком и полностью “смотрит, как приняли в Москве”, но при этом ориентируется на предписания Роспотребнадзора. Копируют действия и предписания в слепую, вероятно, не подвергая анализу ни “московские решения”, ни “предписания Роспотребнадзора”.
По нашему мнению это вызвано исключительно страхом ответственности. Так, например, губернатор Валерий Радаев, самоустранился от решения проблемы с инфекцией коронавируса, неутомимо инспектировал стройки и объекты. Раскритиковал темпы ремонтных и строительных работ в Энгельсском районе, посетил стройплощадку бассейна при школе №32 г. Энгельса, раскритиковал ход ремонта дорог в Саратове, посетил ООО "Ивановское" в Базарно-Карабулакском районе и т.д. Иными словами, действовал так, как будто в Саратовской области никакой инфекции нет.
Турне по строительным объектам Радаев мог себе позволить потому, что решение вопросов противостояния вирусу он переложил на плечи своего карманного председателя правительства Александра Стрелюхина. Как мы уже отмечали, именно Стрелюхин неутомимо подписывал все постановления о запретах/разрешениях.
Но неужели г-н Стрелюхин, в отличие от г-на Радаева не боится ответственности за содеянное? Конечно же боится. Это заметно по тому, как он нервничает и раздражается по поводу реальной ситуации с ковидом на территории области. На последнем заседании координационного совета он не выдержал и предложил, наконец-то, открыть все парки и скверы, нервно поправляя ненавистную маску, которую приходится носить по долгу службы.
Но и Александр Стрелюхин успел подстраховаться. Большинство постановлений и поправок к ним он вносит опираясь на предписание главного санитарного врача Саратовской области Ольги Кожановой. Мы уже рассказывали о том, что это именно г-жа Кожанова является главным инициатором издания запретов и ограничений на территории Саратовской области.
Таким образом, “в случае чего” Радаев может все свалить на Стрелюхина, а Стрелюхин на Кожанову. На первый взгляд незамысловатая схема ухода от рисков - гениальна по своей простоте и эффективности.
Другое дело, когда большинство ограничений будет снято и Радаеву со Стрелюхиным предстоит обеспечить явку и результат во время плебисцита по поправкам в Конституции.
Раньше всех необходимость смягчения и скорейшей отмены абсурдных ограничений поняли руководители силовых ведомств и в частности руководство ГУ МВД по Саратовской области. Глава ведомства генерал Николай Трифонов. высказался против нелепых запретов и призвал открыть набережную, и парк «Липки». Эти ограничения по мнению генерала вызывают недовольство и раздражение людей.
Кому, как не господам полицейским знать, какие настроения сейчас преобладают в толще народных масс, ведь им каждый день приходится сталкиваться с нарушителями режима, становясь, порой невольными, исполнителями абсурдных предписаний Кожановой и безумных постановлений Стрелюхина. Губернатор, заметим, здесь, как всегда ни при чем.
Но это так сказать вопросы тактики, а вот со стратегией борьбы с коронавирусной инфекцией у региональных властей просто беда.
Подчеркнем, что абсолютное большинство запретов и ограничений базируются на предписаниях главного санитарного врача Ольги Кожановой. Вы думаете, что она такая отчаянная, что забыла о подстраховке? Отнюдь. Все предписания базируются на нормативных актах, регулирующих деятельность санитарно-эпидемиологических служб в условиях ЧС и карантина. И хотя ни ЧС, ни карантина на территории Саратовской области объявлено не было, это не значит, что та же Кожанова будет действовать на свой страх и риск.
Однако в условиях, когда действует режим повышенной готовности и ни в каком законе не прописанная “самоизоляция”, решения главного санитарного врача должны носить преимущественно рекомендательный характер. То есть, к примеру, г-жа Кожанова не должна предписать “Обязать всех носить гигиенические маски”, а, скорее, должна предписывать “Рекомендовать носить гигиенические маски”. Хотя бы еще и потому, что точных, полученных в результате длительных научных исследований о пользе ношения масок всеми гражданами, не получено. Есть люди, которым вообще маски противопоказаны, ибо они в них начинают задыхаться, но Кожанову это не волнует и она предписыват носить маски всем поголовно.
Интересно, сама Кожанова (можно вместе со Стрелюхиным) посещала, к примеру, саратовские рынки? Если нет, то рекомендуем посетить, ибо там хорошо заметно, как реализуются на практике абсурдные меры “профилактики”. Например, на рынках разрешается открывать только одну входную дверь, все остальные входы/выходы перекрыты. В результате на входах образуются толпы людей в масках и - без, создается невероятная скученность, при которой не может быть и речи о соблюдении социальной дистанции (не менее 1,5 метра). Нечто подобное можно наблюдать и в магазинах, где также практикуется один общий вход. Такое контактирование граждан сводит на нет усилия по профилактике, не говоря о том, что в случае пожара - может произойти катастрофа, а рынки в Саратовской области, как мы знаем, горят хорошо и часто.
Вместо того, чтобы гадать на кофейной гуще, “поглядывать на Москву” и измерять на глазок уровень недовольства граждан, при правительстве области надо было уже давно создать экспертную группу специалистов, которые бы могли оценивать меры, предлагаемые главным санитарным врачом. В эту группу должны были войти специалисты в области эпидемиологии, врачи, социальные психологи и т.д. Разумеется, заключения экспертной группы носили бы рекомендательный характер, но власти имели бы на руках сводки социологических замеров, анализ основных источников заражения и другие факторы, которые позволили бы принимать адекватные решения. Особо подчеркнем, что в условиях отсутствия ЧС и карантина, все предписания должны носить рекомендательный характер.
В противном случае решения будут приниматься, методом тыка или слепого подчинения предписаниям, которые ничем не подтверждены и базируются исключительно на желании подстраховаться от ответственности.