Мне уже приходилось рассказывать о судьбе Надежды Савченко (Голодные игры). «Надежду Савченко обвиняют в том, что она оказалась наводчицей, в результате чего погибли наши журналисты. Незаконное пересечение границы — это довесок. В былые времена за такое «преступление» Савченко могли пожурить да и отпустить восвояси. Но сейчас положение особое. Особое оно не только потому, что украинскую летчицу подозревают в соучастии в убийстве, и не потому, что на Украине идет гражданская война. Оно особое потому, что на Украине сегодня дефицит героев.
Перебирая своих национальных героев, от Мазепы, Орлика, Скоропадского, Петлюры и до Шухевича с Бандерой, нация остановилась на двух последних. И не случайно. Если первые были просто предателями, то вторые — идейными убийцами, а они сейчас на Украине очень нужны.
Однако вдохновлять украинцев, идущих «крестовым походом», на Донбасс, а потом и «на Крым» только кровавыми делами Бандеры, явно недостаточно. И хотя пропаганда работает на пределе, не все вдохновляются Волынской резней или тем, что Степан Бандера служил Гитлеру. Нужны герои на злобу дня.
С началом гражданской войны таких героев стали лепить, как вареники с вишней. Ими стали командиры батальонов. За свой «героизм» они вскоре получили награду — мандат депутата Верховной Рады. Теперь геройствуют там. Потом были геройские «киборги», которые напрасно проливали кровь за ставший уже никому не нужный Донецкий аэропорт. Они, конечно, герои, но подвиг их не оценен. Аэропорт потерян.
Вот уже скоро будет год, как на несчастной Украине идет война, когда славяне убивают славян, а украинское руководство так и не определилась, на кого должны равняться те, кто умирает на Донбассе. Ну не будут же они кричать в пылу атаки «За «Батькивщину»! За Порошенко! За Яценюка! За Турчинова! Или За Беню!»
В такой ситуации и была найдена эта несчастная девушка — Надя Савченко. Рукоположила ее в героини одиозная Юлия Тимошенко, которая уступила, находившейся под стражей, Наде, первое место в списке своей партии на выборах в Раду. Само это рукоположение со стороны Тимошенко уже выглядит омерзительно. Омерзительно потому, что более страшного, более жестокого и беспринципного политика, чем Тимошенко на Украине еще не было, да, пожалуй, и нет...
У Надежды Савченко не осталось ничего иного, как втянуться в эти игры, стать разменной монетой в большой игре. Ее судьба интересует игроков ровно настолько, насколько им интересно нынешнее обострение отношений с Россией. Полагаю, что и жизнь этой девушки для игроков не имеет значения. Самым лучшим исходом всей этой драмы была бы ее гибель. Тогда бы она стала героиней, а Россия — чудовищем».
Я писал об этом еще в феврале прошлого года. И что изменилось? Да практически ничего! Как лепили из Нади героиню и страдалицу, так и продолжают лепить!
И связано это с тем, что вдохновлять нацию на подвиги в последнее время стало некем. Страдальцев не осталось. Вот уже забыли о жертвах Майдана. Да и как о них не забыть, если идеи Майдана так и не осуществились, а власть, даже с точки зрения самих украинцев, стала еще хуже, еще наглее, еще беспринципнее, чем та, что была до «революции гиднисти».
В этой связи, если бы Савченко не было, ее следовало выдумать. Ведь ничто так не сплачивает нацию, как внешний враг, а тем более, если это еще и агрессор.
Как не парадоксально, но наиболее емкий и точный, на мой взгляд, ответ последовал из Нью-Йорка. Его дал в своем выступлении постпред России при ООН Виталий Чуркин (Ответ Чуркина в ООН).
Если бы нечто подобное произошло с американскими журналистами или военными, а властям США удалось бы арестовать Надежду Савченко, то ждал бы ее «самый справедливый» американский суд и невероятно продолжительный срок заключения. Убежден, что в таком случае ни Европарламент, ни тем более украинский МИД, Рада и общественность не проронили бы ни звука.
Принято считать, что американская судебная система не допускает ошибок и максимально объективна и справедлива. Но так не бывает, особенно, когда речь заходит о политике, а судебные тяжбы носят явно конъюнктурный характер. Примеров тому немало, как в прошлом, так и уже в наше время. Правоохранители из США ловят по всему миру не только тех, кого обвиняют в торговле оружием, коррупции, наркоторговле, но и тех, кто не платит налогов. Мы уже не говорим о легендарной тюрьме Гуантанамо, где до сих пор без суда удерживаются лица, которых США обвиняют в разного рода преступлениях, в тои числе и в терроризме.
Сколько писали об этой тюрьме, сколько фактов было обнародовано о том, что там пытают и издеваются над заключенными, сколько было снято фильмов, но это никак не подействовало на администрацию США. Если там кого-то сочли виновным в преступлении, то ничего уже обвиняемого не спасет.
Вот почему в эпизоде с Надеждой Савченко снова выявились те самые двойные стандарты, которые являются неотъемлемой чертой европейского и американского образа мыслей.
Но мы сейчас не будем говорить о правосудии и о том, что давление на суд — недопустимо. Гораздо важнее понять, почему именно в образе самой обычной женщины некоторые видят образ героини, страдалицы, а, возможно, и страстотерпицы.
О том, что на Украине сегодня не хватает героев мы уже рассказали. Теперь стоит коротко остановиться на выборе героев. Из прошлого, как известно, перебирая, выбрали палачей и убийц в образе Бандеры и Шухевича. Но эти образы оказались омерзительными даже для толерантного и терпимого Запада. Потребовались герои новой Украины. Те, кто шли на бой с сепаратистами, проявили себя, увы, не с лучшей стороны. Победы одержать не удалось. Сепаратизм не подавлен, утраченные территории не возвращены. Проигравшие редко бывают героями. Кроме того, герой должен или побеждать, или умереть, или продолжать борьбу. Возможно, Надежде Савченко, как раз и уготована роль героини, которая должна продолжать борьбу, несмотря на то, что война, как бы, уже закончилась.
Отсюда и парадокс: украинские власти должны быть заинтересованы в том, чтобы Надя Савченко не только, как можно дольше пребывала в тюрьме, но и осталась в ней на какой-то срок. Только в этом случае будет происходить подпитка идеологического противостояния. Эта идеология осажденной крепости уже выдыхается. Происходит понимание глубокого краха некогда цветущей страны, которую разорили и унизили ни за что.
Если завтра Надежда Савченко будет освобождена и с триумфом вернется на Украину, ореол героизма очень быстро поблекнет. Конечно, для начала будет турне по Европе, США, речи и выступления. проклятия в адрес России. Но продлится это недолго. В наше время герои, которые избавляются от страдания, недолго будут вызывать восторги толпы. Отгремят речи, отольются проклятия и ореол потускнеет. Героине надо будет найти место. Командирам батальонов нашли место в парламенте, где они проявили себя, как самая обычная массовка. А кем станет Надя?
Одна моя знакомая, все еще держащая национальный флаг Франции в знак скорби по терактам в Париже, так переживает за летчицу, что прочит ей место президента Украины, как только она будет освобождена.
Наивная. Не для того олигархи на Украине споспешествовали госперевороту, чтобы на пост высшего должностного лица и верховного главнокомандующего вдруг поднялся обычный человек из толпы. К тому же вопрос о том, кто получит в руки державную булаву не относится к прерогативе ни олигархов, ни тем более украинского народа.
Но если даже допустить, что случится чудо и Савченко станет во главе несчастной страны, то это будет начало реквиема по этой стране. Ведь за Надеждой ничего нет. Я даже не об опыте управления. Там просто ничего нет.
Как знать, не спасает ли Украину Россия, удерживая Савченко под стражей?
Думается, что героиню вернут на родину. Стоит лишь дождаться решения суда. Другой вопрос, согласится ли родина с таким решением, ведь герои или умирают, или продолжают борьбу. И слова о том, что возвращение Савченко на Украину может поднять ее возобновление войны не лишены смысла по той же логике о судьбе героев. Только этот героизм, увы, не принесет стране не избавления от бед, ни процветания.