Почему власти принимают одно решение хуже другого
Например, в результате скрытого саботажа многие проекты, намеченные к реализации на территории области, остались нереализованными из-за того, что профильные министерства вовремя не подготовили проектно-сметную документацию, либо не подали заявку на включение объекта в федеральное финансирование. Что касается муниципальной власти, то до сих пор не проведены конкурсы на ремонтно-строительные дорожные работы, в результате пропущен целый летний месяц, а выделенные средства - зависли. Повторим, что примеры потери управляемости наблюдаются на всех уровнях власти - от губернатора до главы какого нибудь МО.
При этом губернатора, главу МО “Город Саратов”, некоторых зампредов и министров и глав муниципалитетов слегка распекают, упрекают, но не наказывают. Возьмем какое-то министерство, руководитель которого не сумел организовать подготовку проектно-сметной документации, либо не подал заявку на включение объекта в федеральное финансирование. Что это значит? Это значит, что руководитель не справляется со своими обязанностями. Это значит, что его следует послать к соответствующей матери и не путем написания “заявления по собственному желанию”, а путем объявления ему полного служебного несоответствия с подобающей такому случаю записью в трудовой книжке.
Ничего подобного не происходит. Например, за грубейшие нарушения кодекса государственного служащего, за конфликт интересов, за нарушение исполнительской дисциплины в самом худшем случае используется наказание в виде все той же формулировки - “уволить по собственному желанию”. Так, например, из правительства Радаева были уволены бывший министр внутренней политики Елена Щербакова - осужденная судом за превышение полномочий, бывший руководитель аппарата губернатора Олеся Горячева за конфликт интересов, бывший министр дорожного хозяйства Николай Чуриков тоже за конфликт интересов и многие, многие другие.
Сегодня среди политологов бытует версия о том, что в результате жесткой антикоррупционной политики, которую проводит федеральный центр, система управления на местах попросту парализована. Дескать, чиновники боятся предпринимать какие-либо действия, полагая, что их могут взять под белы рученьки и отвести куда следует. Однако, если бы это было так, что чиновники не осмеливались бы покушаться на народные деньги, через различного рода схемы и схемки.
Они, к примеру, боятся вовремя подать проектно-сметную документацию, но не боятся выбить дорожный подряд фирме, которой руководит любимая дочурка, или способствовать организации госзакупок через предприятие, которым руководит любимый муж.
Следствием потери управляемости стал самый банальный саботаж. Если чиновник знает, что в случае неисполнения поставленной перед ним задачи, его в лучшем случае пожурит спикер ГД, а в худшем - уволят “по собственному желанию”, чего же ему опасаться. Поэтому надо не только наказывать нерадивых исполнителей, но и их нетребовательных руководителей. В нормальном обществе за этим зорко наблюдает оппозиция. Например, в системах, где оппозиция - норма жизни, у губернатора области и у мэра областного центра всегда есть не просто оппонент, а оппонент, готовый претендовать на должность. Эта система худо или бедно, но работала в 90-е годы, пока РФ не перешла к так называемой “суверенной демократии”, вплотную подойдя к “суверенной диктатуре”.
В результате произошла зачистка оппозиции, так сказать, до “материкового слоя”, а та оппозиция, которая осталась, является откровенно опереточной с элементами цирка шапито. Ликвидация центров влияния, которые в былые времена обеспечивали фундамент системой оппозиции ради пресловутой стабильности, не могла не привести к тотальной деградации системы управления в целом. Иными словами, потеря управляемости вызвана не только тем, что губернатор Валерий Радаев и мэр Саратова Михаил Исаев - никуда не годные руководители, а тем, что система утратила институт оппозиции, не в виде “звездочки” левых в областной думе, ставшей камерной труппой театра Карабаса-Барабаса, а в виде системы. Системы, которая позволяет власти не утратить такой важный признак крепкого политического здоровья, как политический иммунитет. С утратой такого иммунитета, неизбежно наступает и утрата управления.
Результатом возникшей системы будет не только потеря управляемости, но и деградация фундаментальных основ жизнедеятельности системы в целом.
В первую очередь это будет сказываться на развитии региональной экономики, которая с недавних пор войдя в фазу передела, так до сих пор из этой фазы и не вышла. Мало того, с утратой политического иммунитета и управляемости, произошла утрата самого понимания того, как должна функционировать экономика, а регулярно поступающие из федерального центра транши и дотации вовсе развратили органы власти, которые перестали предпринимать какие-либо попытки что-то заработать самостоятельно. Вместо создания условий для развития экономики и бизнеса, создаются антиусловия.
К примеру, случай с ликвидацией летних кафе. Лишенный (а по некоторым данным и обделенный) признаков самостоятельности и понимания того, как работает экономика, глава города Михаил Исаев с особым энтузиазмом принялся ликвидировать летние кафе, которые работали на территории города годами. Формально у него для этого были все основания, но на деле это стало форменным издевательством не только над людьми, но и над основами здравого смысла. Тем более в условиях кризиса, когда малый бизнес разоряется со скоростью, близкой к скорости света. Это равносильно тому, что мэр принял бы участие в тушении пожара, подъехав к месту возгорания на бензовозе.
Будь у Исаева хоть гран самостоятельности, он бы мог возразить, сославшись на то, что негоже губить бизнес в период кризиса. Но поскольку нет даже этого грана, мы имеем то, что имеем.
Не отставал, а даже опережал своего нукера, и губернатор Саратовской области Валерий Радаев, который недавно выступил с бредовой инициативой о ликвидации точек продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи в торговых объектах, расположенных в нежилых, во встроенных, в пристроенных, во встроенно-пристроенных помещениях в многоквартирных жилых домах. Мало того, что эта инициатива в условиях экономического кризиса наносит смертельный удар по тому, что еще осталось от малого бизнеса, так сама идея была попросту украдена у правительства Московской области. Плагиат был таким беспардонным, что клерки, совершая воровство интеллектуальной собственности, даже не озаботились элементарными принципами рерайтинга.
Что еще интереснее, инициатива Радаева совпала с намерением властей Московской области отменить свое решение ввиду того, что эта мера нанесла удар по малому предпринимательству, особенно чувствительному в условиях экономического кризиса.
Михаил Исаев, например, очень любит пилит деревья в городе. Он так увлекся опиловкой, что перешел на новый уровень - стал пилить сук на котором сидит он сам, орава его бездарных чиновников, да и все городское хозяйство. Когда Валерий Радаев на основе плагиата, выразил желание ликвидировать розничные точки разлива пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, возразила ТПП Саратовской области, а Исаев при этом молчал, хотя именно он в первую очередь должен был возмутиться, заявив, что от такой глупой меры, Саратов понесет убытки в виде налоговых поступлений.
При этом те, кто оказался обеспокоенным продажей пива в пристройках, даже и не задумались над тем, что в Саратове, впрочем, как и по всей Руси Великой, с недавних пор полностью ликвидирована система цивилизованного распития спиртных напитков. В результате сложились идеальные условия для того, чтобы граждане несли баллоны с пивным напитком к себе в дом, в семью, постепенно втягивая в этот опасный процесс всех своих чад и домочадцев.
Недавно депутаты и общественники с пеной у рта рапортовали о том, что в ближайшее время в Саратове и области будут навсегда ликвидированы так называемые “наливайки”, куда страждущие могли забежать, чтобы снять стресс, опрокинув рюмашку горячительного напитка. А что вы, господа, дали взамен “наливайкам”? Ничего! Хотя и не совсем. Теперь вместо “наливаек” граждане должны нести бутылку белоголовой… в дом, в семью или в лучшем случае распивать горячительные где-то в подворотнях или где-нибудь “в скверу, где детские грибочки”.
Такие деяния становятся возможными исключительно из-за полного непонимания общества, в котором живут инициаторы запретов, проблем семьи, элементарных основ культуры быта, наконец - экономики, бизнеса, предпринимательства, не говоря уже о бюджетных процессах.
Такое непонимание прямо ведет к перемещению пьянства и алкоголизма непосредственно в семью, провоцирует самые ужасные преступления на бытовой почве, которые сегодня захлестнули Саратов и область.
Вот вам и следствие потери управляемости, некомпетентности и скудоумия. Сколько еще бед они нам принесут - неизвестно.