Обожди, Володя, обожди!

Первый звонок, который прозвенел для  партий системной оппозиции, выражался в том абсентеизме, которые избиратели продемонстрировали на минувших выборах в Государственную Думу. Наблюдатели полагали, что электорат отказался голосовать за "партию власти", но дело в том, что электорат отказался голосовать за все партии, в том числе и за партии несистемной оппозиции. Тем самым избиратели продемонстрировали, что на политическом поле сегодня нет той силы, которой они могли бы доверять.

КПРФ, которая от одного избирательного цикла к другому делала ставку на свой преданный электорат - лиц пожилого возраста, понесла самые тяжелые потери. Электорат левых существенно поредел в силу сугубо физических причин. Поколение, которое давало компартии высокий процент - вымерло, а вербовки нового электората левые не проводили или проводили, но спустя рукава.

Для начала вербовки нового электората уже недостаточно паразитировать на ностальгии по былому величию. Необходима радикальная реформа политической организации. При этом реформа должна носить инновационный характер. КПРФ должна стать современной, высокотехнологичной организацией, начать перевод своей активности в набирающие влияние социальные сети. При этом сам подход должен быть инновационным.

Ну ничего нового! Одна и та же пластинка!

Но дело в том, что компартия оказалась к этому не подготовленной. Она не подготовлена даже для обычных реформ, что уже говорить о высокотехнологичных. Более того, для переформатирования КПРФ нет никаких политических предпосылок, хотя бы потому, что в руководстве партии сидят замшелые консерваторы-догматики.

Нечто подобное переживает и ЛДПР, главный ресурс которой - ее неизменный лидер, катастрофически стареет и постоянно повторяется. Мало того, последние выпады Жириновского, носят какой-то подозрительный характер. Чего только стоят призывы лидера восстановить монархию, сопровождаемые цитатами из гимна императорской России.

Этот демарш свидетельствует лишь о том, что никаких новых идей, идей, которые могли бы позволить ЛДПР вербовать в свои ряды электоральную массу, у партии уже нет.

Что касается еще одной партии системного толка - "Справедливой России", то ей, похоже, понравилась роль "спящей красавицы". Самым наглядным свидетельством такого состояния стали результаты минувших думских выборов, где эсеры едва удержались, собрав минимальное количество мандатов за все время своего существования.

Но технико-технологическое перевооружение системных партий - это лишь одна часть дела.   Другая заключается в том, что процесс сокращения кормовой базы этих политических организаций чем-то напоминает собой шагреневую кожу. Только после выборов в парламент 2016 года системные партии утратили более половины депутатских мандатов. Немалая часть партийцев, бывших вчера еще депутатами, оказались безработными. Поскольку в партиях системной оппозиции отдавали предпочтение "профессиональным парламентариям", т.е. лицам, которые работают в органах власти за деньги, появилось немало безработных бывших депутатов, которые оказались не у дел. Состоять в партии, которая уже ничего не дает и в ближайшее время ничего дать не может, попросту не интересно, да и материально невыгодно. Однако и тот политический опыт, который они приобрели, когда имели на руках мандаты, оказался никому на не нужен.

А вас мы будем расстреливать и вешать!

В этой связи правы оказались те политики, которые раньше других почуяли откуда ветер дует и перешли в организацию, где мандаты еще раздают и кормовая база еще не потеряна.

Первоначально представители партий системной оппозиции полагали, что им за политическую лояльность к верховной власти будут выделять квоты. К примеру в законодательных собраниях в регионах, на мэрских и губернаторских выборах. Однако краткий опыт с избранием мэров и губернаторов по прозрачной и конкурентной схеме, был признан неудачным и власть решила в этой сфере прекратить всяческие эксперименты. Достаточно было мэра Урлашова, Орловой и тем более губернатора Иркутской области тов. Левченко.

Квот на губернаторские и мэрские выборы больше не будет. Сомнительны шансы системщиков и на выборах в региональные собрания, которые только в этом году пройдут в целом ряде регионов. Например, в Саратовской области КПРФ потеряла возможность идти на выборы в областную думу по партспискам и может проявить себя только по одномандатным округам.

Но выборы по округам заведомо более затратные, нежели выборы по партспискам, а, как мы уже отмечали, кормовая база системных партий резко сократилась, точно также, как и база спонсорская. Кто теперь будет спонсировать партии, которые утратили не только электорат, но и влияние, в том числе и потому, что охотно шли на сделку с властью.

Не пугайтесь! Я не вас имел в виду, а мафию

Нельзя сказать, что власть обманула системщиков. Например, на минувших выборах в нижнюю палату парламента власть при подготовке к выборам максимально сузила влияние административного ресурса. У системных партий были все возможности развернуть агитацию и пропаганду. Однако к этому времени они уже утратили стратегическую инициативу, полагаясь на свой традиционный электорат, в результате чего и получили то, что получили.

Что же дальше? А дальше наступить Большой Пипец, в результате которого до следующих выборов традиционные партии системной оппозиции могут и не дотянуть, а если и дотянут, то рискуют получить и вовсе смехотворное количество мандатов, а то и вовсе остаться за бортом выборов.

Ситуацией, когда  политическая база протестного электората оказалась никем не занятой может воспользоваться власть, которой сам бог велел приступить к формирования политических конструкторов, которые начнут работать с "протестантами".

Партиям же системной оппозиции придется пойти на реформирование своих организаций, но приведет ли это к тому, что электорат согласится пойти за отформатированными партиями, сказать трудно, хотя бы потому, что, склонные к компромиссу лидеры КПРФ и ЛДПР, уже упустили отведенные их организациям историей время.

Поэтому демарши Зюганова и Жириновского - это не проявление строптивости. Это - агония накануне неизбежной при такой политике гибели этих организаций. В настоящих условиях это всего лишь вопрос времени.