А вас, господа, я попрошу расстаться...

Как нам представляется, наиболее адекватную оценку кадровым перемещениям дал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он связал эти передвижки с тем, что подобных назначений уже давно не было. Ничего неординарного в новых назначениях нет.

С этим трудно не согласиться, если учесть, что новостей с кадрового фронта, действительно, не поступало достаточно давно. Тем не менее эти шаги президента вызвали широкую волну комментариев и попыток угадать, что же кроется за этими назначениями.

Наблюдатели стали дознаваться о том, к кому и насколько близка та или иная кандидатура, кто был «понижен», а кто «возвышен». Мы уже не говорим о тех комментариях, которые связывали кадровые назначения чуть ли не с какой-то революцией сверху, не говоря уже о том, что поводом для таких решений стал опыт Турции (sic!). Дескать, Эрдоган доверился своим военным, а они вон что учудили. Как бы и у нас не созрели условия для госпереворота.

Об угрозе госпереворота у нас говорят уже давно. Есть прогнозисты, которые даже готовы назвать конкретную дату, когда это произойдет. При этом мало, кто обратил внимание на турецкую специфику, которая свидетельствует о том, что госпереворот в Турции — это национальная турецкая забава. И то, что переворотов в Турции давно не было, говорит лишь о том, что закончилась эпоха относительной стабильности и началась эпоха неопределенности.

У каждого простого чиновника в портфеле лежит губернаторский жезл...

Наиболее оригинальной была версия, связанная с подготовкой президентских выборов в США. При этом выводы были однозначными: Россия делает ставку на Трампа. Накануне выборов в США президент Владимир Путин проводит «своеобразную зачистку», чтобы уже после триумфа Дональда, окончательно и бесповоротно переформатировать господствующую ныне в РФ политическую систему.

Разумеется, сегодня выборы в США не могут не оказывать своего влияние на ситуацию в мире. Мало того, они уже породили ситуацию неопределенности, которая, в свою очередь, повлияла на решение целого ряда вопросов, которые отложены, как минимум, до ноября 2016 года. Если уж быть конкретным, то до января 2017 года, когда в США обычно проходит инаугурация нового главы государства. В России к этому времени уже пройдут выборы в Госдуму и начнется подготовка к выборам президента.

Кстати, некоторые наблюдатели полагают, что произведенные Владимиром Путиным кадровые перестановки, как раз и ориентированы на предстоящие президентские выборы в РФ, когда нынешнему главе государства, если он изъявит желание баллотироваться на новый срок, понадобятся свои проверенные кадры в том числе и в регионах, и в Федеральных округах.

Honey, do you think I can win?

Мы не сомневается в том, что выборы в США оказывают и будут оказывать свое влияние не только на Россию, но и на ситуацию во всем мире. Этой теме мы уже посвятили и еще посвятим ряд публикаций. Но, как нам представляется, происшедшие кадровые перестановки совсем не связаны в выборами президента в США. Хотя бы потому, что они не носят, так сказать, фундаментального, системного характера, а больше напоминают собой чисто техническое переназначение.

Чтобы попытаться заглянуть за кромку недалекого будущего и понять смысл данных перестановок, нам стоит обратить внимание на сам кадровый потенциал, которым сегодня располагает глава государства.

По нашему мнению, сегодня глава государства столкнулся с кадровым голодом. Проблема эта возникла не сегодня, а назревала давно. Однако кадровый голод это не то, что многие понимают, как нехватку подготовленных управленцев. В нашем понимании кадровый голод — это отсутствие управленцев, перед которыми можно было поставить принципиально новую задачу, т.е. задачу реформирования политической системы в стране. Если быть еще более конкретным, то задачу замены одной властной группировки, другой.

Ни одна из кандидатур, которые имеют отношения к новым назначениям, этой задаче не отвечает. Мы остаемся при своем мнении, говоря, что новые-старые кадры — это исключительно технический персонал, которые, по всей вероятности, призван обеспечить функционирование системы в переходный период. Как, впрочем, и большинство управленцев, которые сегодня находятся на ответственных постах, как в центре, так и на местах.

Интересно, дойдут ли эти деньги до бюджета Российской Федерации?

События последних двух-трех лет наглядно показали, что прежняя модель управления, которая была создана в РФ за минувшие десятилетия, исчерпала себя. Но смена одной модели управления на другую не возможна без соответствующих кадров.

Идти на проведение глубоких политических и экономических перемен, которые в России уже не просто назрели, а и перезрели с той когортой управленцев, которые находятся у власти ныне — бесполезно. Большинство из представителей старой гвардии уже проявили себя, как в негативном, так и в позитивном плане.

Наиболее ярким намеком на то, что старая гвардия должна всерьез задуматься над своим будущим может послужить пример теперь уже бывшего главы ФТС РФ г-на Бельянинова. Относительно мягкое смещение с одного из самых ключевых постов в стране, исключительно близкого президенту человека, лишний раз подчеркивает (намекает) на то, что неприкосновенных уже не будет. Их и не должно быть, когда речь идет о судьбе страны.

Поэтому уход в отставку Бельянинова — явление гораздо более серьезное, чем все перестановки в губерниях и округах вместе взятые.

Наблюдатели уже отмечали, что большая часть новых назначенцев — бывшие сотрудники силовых структур. Ждать от них реформ не приходится. Это самые обычные исполнители, которые звезд с неба хватать не будут, а попытаются обеспечить некоторую стабильность в доверенных им регионах, округах и городах.

Картины маслом

Мы полагаем, что такая стабильность необходима на период выборов в Госдуму, а также на период, который последует сразу же после выборов. Нет, дело даже не в том, что результаты выборов могут оказаться непредсказуемыми и вызвать какие-то волнения в стране. Дело в том, что (если кто не обратил внимание) на этот раз к выборам в нижнюю палату допущено небывалое количество лиц, которые находились в системной оппозиции к нынешней власти, но при этом не входили ни в системную оппозицию в Госдуме, ни в несистемную оппозицию вне Госдумы.

Среди этих лиц немало те, кто последовательно критиковал режим. Еще несколько лет тому назад, они могли позволить себе выступать с критикой исключительно в сетевых СМИ и в некоторых оппозиционных изданиях, но с недавних пор некоторые из них стали появляться на центральных каналах ТВ, наконец, власти не стали препятствовать их регистрации на предстоящих выборах. Факт — беспрецедентный, поскольку раньше не могло быть и речи о том, что эти персоны могут принять участие в выборах.

В качестве примера мы может привести здесь имена таких товарищей, как Михаил Хазин (выдвигается от партии «Родина») и Михаил Делягин (выдвигается от партии «Справедливая Россия»).

По нашему мнению дело здесь не в том, что нынешние выборы объявлены самыми прозрачными, открытыми и демократичными. Заметим, кстати, как на федеральном и региональном, так и на муниципальном уровнях. Дело в том, что на выборах будет произведен новый кадровый отбор. Новую когорту управленцев, которым предстоят заниматься переустройством страны на новый лад, будут рекрутировать из числа тех, кто выдвигался в Госдуму. Будет замечательно, если они пройдут в парламент, но даже если не пройдут, то и в этом случае их не забудут. В противном случае, стоили ли огород городить, т.е. позволять критикам режима принять участие в выборах?

Господа, скоро сюда придут новые люди

Явление это не новое. Например, Борис Ельцин активно рекрутировал в исполнительные органы власти людей, которые смогли добиться успеха на демократических выборах. У власти в таком случае появляется легитимное обоснование своего выбора, когда она доверяет тем, кому избиратель уже оказал доверие.

Если дело будет обстоять именно так, то здесь возможен почти идеальный вариант: из парламента в исполнительную власть будут рекрутированы наиболее продвинутые. Это усилит и обновит исполнительные органы власти с одной стороны и уравновесит парламент, сделав его менее радикальным.

Таким образом, становится понятной и логика последних кадровых перестановок. Полагаем, что только состоявшимися назначениями дело не обойдется. Наиболее проверенные и исполнительные (военные все таки!) кадры на местах призваны обеспечить те перемены, которые нужно будет произвести быстро и относительно безболезненно.