На само деле ничего страшного не произошло. Если бы наши фейковые политологи и журналисты хотя бы в общих чертах представляли себе как выглядит политическая система в России, то для них перемещение Вячеслава Володина с одной позиции на другую не вызвало бы ни удивления, ни внимания.
Если не считать двух традиционных лидеров рейтинга - Владимира Путина и Дмитрия Медведева, то в ноябрьском рейтинге АПЭК 2017 года позиции выглядят так: меняются местами министр обороны Сергей Шойгу (3-е) и руководитель президентской администрации Антон Вайно (4-е). На 5-м месте – первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко, на 6-м – глава «Роснефти» Игорь Сечин, на 7-м – министр иностранных дел Сергей Лавров, на 8-м – председатель Государственной думы Вячеслав Володин, на 10-м – министр финансов Антон Силуанов (АПЭК).
А вот, как за вычетом Путина и Медведева, выглядели позиции первой десятки в декабрьском рейтинге АПЭК 2017 года: Игорь Сечин переместился с 6-й сразу на 3-ю позицию, Сергей Шойгу с 3-й на 4-ю, Антон Вайно с 4-й на 5-ю, Сергей Кириенко с 5-й на 6-ю, на 7-ю, Антон Силуанов с 10-й, Сергей Лавров с 7-й на 8-ю, Дмитрий Песков остался на 9-й позиции, а замыкает рейтинг декабря Эльвира Набиуллина, которая переместилась с 13-й на 10-ю позицию (АПЭК).
В рейтинге декабря 2016 года, когда Володин уже был спикером Госдумы, он удерживал пятую строку. Следом за ним позиции занимали Антон Вайно - 6-е место и Сергей Кириенко - 7-е место (АПЭК).
Традиционно, глава администрации президента (АП) и его первый зам по внутренней политики регулярно входят в десятку лиц с высоким влиянием. Когда Вячеслав Володин занимал место замруководителя администрации президента он не покидал лидирующей десятки. Когда же он перешел на место спикера ГД, то его позиции заметно стали слабеть. И это вполне закономерное явление, потому, что вес спикера - тяжелее, зато вес первого зама в АП - влиятельнее. Об этом вам скажет любой, как фейковый, так и не фейковый политолог.
Для примера приведем позиции предшественника Володина на посту спикера ГД Сергея Нарышкина. Так, например, в течение 2015 года позиции Нарышкина менялись следующим образом: январь 2015 года - 14 место, февраль - 19-е, март - 19-е май - 14-е октябрь - 18-е. И хотя Сергей Нарышкин даже в роли спикера ГД был менее влиятелен, чем в этой же роли Володин, тем не менее, данные рейтингов показывают, что спикер ГД по силе своего влияния вряд ли может превзойти главу АП и даже его первого зама. Об этом свидетельствует опыт самого Володина. Такова особенность той политической шкалы влияния, которая сегодня сложилась в РФ.
Отсюда понятна и динамика рейтинга нашего выдающегося земляка. С каждым месяцем он все дальше “отходил” от того уровня влияния, который у него был до перехода на новое место работы. Удивительно то, что “переход” Володина оказался не так стремителен, как это должно было быть на самом деле. Известно же, что спикеры ГД, хотя и авторитетные товарищи, но редко когда попадают в десятку лиц с наибольшим влиянием. Володину даже очень везло, когда он, уже став спикером, сохранял свои позиции в этой десятке. В этом нетрудно убедиться, если изучить данные рейтинга АПЭК за ноябрь 2017 года.
Спикером ГД Володин стал в сентябре 2016 года и вплоть до ноября 2017 года сохранял свои лидерские позиции. Мы полагаем, что это была “инерция”, вызванная его прежним местом работы.
Наглядной иллюстрацией места спикеров в рейтинге влияния можно проследить на примере коллеги Володина - спикера СФ Валентины Матвиенко. У какого политолога не спроси, а он однозначно согласится с тем Валентина Ивановна - один из самых влиятельных политиков в современной РФ. Однако в первой десятке влиятельных товарищей вы Матвиенко не найдете. Так, например, в рейтинге АПЭК за декабрь 2017 года Валентина Ивановна перешла “всего-лишь” с 30 на 29 место, оказавшись в группе лиц, обладающих “сильным влиянием”.
С точки зрения простого наблюдателя - падение Володина в рейтинге может быть расценено, как явление негативное. Но с точки зрения наблюдателя, которой следит за местом и влиянием высокопоставленных фигур в рамках политической системы, рейтинг Володина не упал, а пришел в соответствие с той должностью, которую он занимает сегодня. Надо полагать, что если бы Володин снова оказался в АП даже в ранге заместителя его главы по внутренней политики, он снова вернулся бы в число лидеров. Нечто подобное мы могли наблюдать отслеживая никому ранее неизвестного Антона Вайно, когда он был руководителем аппарата правительства Российской Федераци и далекого от реальной политики Сергея Кириенко, когда он возглавлял концерн “Росатом”.
И все же, если Володин так долго держался в лидерах уже будучи избранным спикером ГД, то что-то же (кроме формальных признаков) должно было повлиять на его перемещение? О том, какие факторы могли повлиять на это перемещение, мы намерены рассказать в ближайших обновлениях нашего сайта.