Продолжающиеся сегодня дискуссии вокруг так называемой «поправки Галкина» и «закона Семенца», лично у меня не вызывают ничего, кроме горькой усмешки. Ведь сколько раз уже приходилось рассказывать и писать об особенностях правительства Радаева! Сколько раз приходилось доказывать, что главной особенностью этого правительства является его дремучая некомпетентность. Сколько раз приходилось говорить о том, что более или менее эта команда способна работать исключительно в условиях дотационной экономики, что вместе с так называемыми «тучными годами» время этой команды безвозвратно ушло, что в кризисных условиях она неизбежно будет страдать эректильной дисфункцией не только в сфере управления. Но, увы, указать этому правительству на его бессилие некому, а само оно так и будет тихо биться головой о стену.

Седина в бороду, закон в ребро

Не стану здесь повторяться по поводу того, как формировалась команда саратовского губернатора Валерия Радаева, с какого бора и с каких сосенок он подбирал себе министров и зампредов. Отмечу лишь тот факт, что эта команда причалила к власти в 2012 году, когда, казалось, что рост без развития будет продолжаться до бесконечности, «запад», т.е. федеральный центр нам поможет и все будет если и не хорошо, то не хуже.

Оптимизма у этих управленцев на первых порах было хоть отбавляй. Они и долг собирались если и не погасить, как костерок на лесной опушке, то уменьшить его, как минимум вдвое. Они и рост экономический планировали, и гордились тем, что вот-вот на территории региона заработают шесть (а по некоторым данными и все десять!) заводов, ведь Радаев и Пожаров свято уверовали в то, что только что введенный в строй завод, немедленно начнет давать прибыль в казну.

При этом они постоянно просили. Если кто не помнит, то я вам скажу, с какой просьбой саратовский губернатор Валерий Радаев обратился к Президенту РФ, когда тот побывал в Саратове, сразу после назначения Радаева на пост воеводы. А попросил Валерий Васильевич денег, да не где-нибудь, а чуть ли не в музее Радищева!

Я налоги в Саратовской области не повышал

Еще один Васильевич по фамилии Капкаев, который у нас по какому-то странному, уму непостижимому гороскопу, все еще возглавляет региональный парламент, постоянно пел дифирамбы в адрес «нашего известного земляка». Выходило, что если бы не этот «наш известный земляк», то ни Капкаев, ни Радаев не смогли бы сделать ровным счетом ничего.

Все вместе (и правительство и депутаты облдумы) заключали сомнительные сделки с Минфином РФ, свято обещая незамедлительно погасить долг, молясь на так называемые «бюджетные кредиты». При этом все вместе они так старались, что любой мало-мальский доход незамедлительно направляли на погашения долга и процентов по коммерческим кредитам, совершенно не задумываясь, что сделки с Минфином могут быть продиктованы тем же банковским лобби, которое таким образом намеривалось выкачать из региона долги, грозившие стать невозвратными. Иными словами, это была команда с протянутой рукой, рвущаяся на федеральную паперть. Когда же ей намекали на то, что надо бы подумать и над тем, как можно заработать самим, она впадала в ступор, явно не понимая не то, что как заработать, а что от нее вообще-то хотят.

И я не повышал. Инициатива исходила не от меня

Быть может, так все и продолжалось бы до бесконечности, если бы не этот проклятый мировой кризис, отягченный для нас еще и санкциями.

Вообще-то, если бы Валерию Васильевичу его неумные клерки почаще показывали публикации, размещаемые на нашем сайте, то вполне возможно, что он бы мог осознать, что суть всемирного кризиса. который разворачивается на наших глазах, состоит в сокращении ресурса, ресурса в самом широком смысле этого слова. Та модель мировой экономики, которая, скажем, худо или бедно, работала до кризиса 2008-2009 гг. исчерпала себя, а поскольку российская экономика это хотя и весьма своеобразная и довольно уродливая производная от этой экономики, то и она оказалась у разбитого корыта. Потребности оказались теми же (даже большими!), а ресурса — нет.

Открыл же наш сайт глаза на банковский мир Володе Пожарову! А почему, потому, что клерки любезно передавали ему наши публикации, а затем он и сам стал заходить, полагая, что сможет прочитать про себя любимого, а находил странички, на которых рассказывалось, как нынешнее правительство РФ работает под диктовку МВФ и Всемирного банка.

Вероятно, губернатор не осознал, что мир, Россия и Саратовская область, включая даже Хвалынский район, уже никогда не будут такими, какими они были до 2012 года!

Путин попросил Радаева не повторять ошибки предшественника...

Начиная с 2012 года саратовский губернатор должен был строго следовать трем главным пунктам инструкции: 1. Во что бы то ни стало выполнять майские указы президента. 2. Давать необходимые (правильные) результаты на выборах. 3. Обеспечивать на территории вверенного ему региона режим «тишины». Ничего важнее этих трех пунктов не было. И исполнять их было легко, когда в стране не было кризиса, доллар стоил 35 рублей за штуку, а нефть держалась на запланированных правительством $80-90 за баррель.

Шли годы. И все это время Валерий Васильевич строго блюл инструкцию.

Нам же приходилось писать, что нельзя исполнять указы президента за счет кредитных заимствований, об этом главам регионов говорил и президент, но для того, чтобы найти альтернативные источники доходов, надо обладать не только самостоятельностью мышления, не только смелостью при принятии решений, но и иметь в своей команде людей, способных мыслить нестандартно, готовых искать (и находить!) резервы. Ничего подобного у Радаева нет, и мы имеем сегодня то, что имеем — разбалансированный региональный бюджет и внутри бюджетное перераспределение средств за счет сокращения штатов, увеличения нагрузки и прочих манипуляций, которые формально показывают, что майские указы выполнены, а на деле -- нет.

А экономику Саратовской области вот так поднять слабо? Фото КП Саратов

Тогда же нам пришлось с горечью констатировать: ваше время прошло. Кризисная ситуация, которая сегодня сложилась в России, требует не только иных подходов для решения сложнейших задач, но и новых людей, людей, которые могли бы управлять в почти аномальных условиях. Нечего и говорить, что люди, привыкшие руководить только по инструкциям, люди, привыкшие руководить в условиях благоприятной экономической конъюнктуры, вряд ли справятся с поставленными перед ними задачами (Ваше время прошло).

Так все и произошло, так все и случилось. Даже хуже. Когда же из федерального центра стали раздаваться тревожные голоса о необходимости экономии, саратовский губернатор урезал себе зарплату... Когда оттуда же последовала новая установка: денег нет и не будет, учитесь зарабатывать сами, эти горе-управленцы решили незамедлительно сделать ставку на повышение налогов. В первую очередь, налога на землю, благо какая-то сомнительная фирма, в лучших традициях блицкрига, провела ее оценку после чего стало понятно, что даже то, что в Саратовской области еще оставалось от бизнеса, скоро исчезнет.

Увы, прогноз не оправдался

Сегодня, когда споры вокруг нового налога достигли своей кульминации, никому не пришло в голову задать вопрос тому же Галкину: а вы просчитывали последствия для бизнеса после введения нового налога? Вы советовались с главным по развитию экономии в регионе, т.е. с Пожаровым о том, что будет «послезавтра»?

Впрочем, что это мы со своими глупыми вопросами. Команда, лишенная хоть каких-то базовых основ самостоятельного мышления, работает без обратной связи. Получена установка повысить доходную часть бюджета, значит ее надо повысить вопреки всему, даже здравому смыслу. Теперь задним числом пытаются найти компромисс. Наивные. Сколько бы вы не откладывали окончательное решение «кадастрового вопроса», он все равно будет решен не в пользу бизнеса. Налоги не только будут повышены, но будут повышаться в дальнейшем, включая и введение новых. Это та самая неизбежность, от которой уже не скрыться и на федеральный центр не сослаться. В этой связи центр предоставил регионам невиданную ранее вольницу в части введения очередного налогового бремени.

Видите, Николай Яковлевич, все в нулях, ну буквально все, а!

Но поскольку в большинстве субъектов этими вопросами никогда толком не занимались, а отдельной практики введения системы налогообложения в регионах так и не было создано, в этой сфере нас еще ждут сюрпризы, похлеще «поправок Галкина» и «закона Семенца».

Уже только один «кадастровый налог» привел бизнес в состояние паралича. При этом свертывание бизнеса происходит не только из-за введения новых налогов, но и из-за катастрофического падения доходов населения и, как следствие, падения спроса. Новые налоги это всего лишь последний гвоздь в крышку гроба бизнеса.

Завтра Радаев получит 180 млн рублей налоговых доходов, но в «довесок» к этим «доходам» он получит мощный всплеск безработицы, рост социальной напряженности, а конечном итоге — коллапс.

Общественный договор (контракт), заключенный между властью и обществом, истек. Суть этого договора сводилась к следующему: при наличии дополнительных доходов, власть обеспечивала обществу определенную гарантированную пайку, в обмен на то, что общество не будет вмешиваться в политику, проводимую властью.

Из чего же из чего же из чего же складывались наши доходы

В условиях, когда дополнительные доходы сократились, исчезла гарантия на пайку, да и сама пайка грозит исчезнуть (пенсия, кстати, это одна из составляющих пайки), можно наблюдать вмешательство общества в политику, проводимую властью. Эта максима работает как закономерность. Из подобного противоречия есть выходы. Во-первых, восстановить доходы и пайку, пролонгировав договор (контракт). Понятно, что в наших условиях это нереально, даже если цена на черное золото достигнет вожделенной отметки в $100 и более за баррель.

Во-вторых, дать обществу максимальную свободу в сфере предпринимательской деятельности, чтобы оно могло само воспроизвести утраченную пайку. Понятно, что для этого необходимо максимально либерализовать налоговую систему, снять целый ряд нелепых ограничений, которые и вводились лишь для того, чтобы разного рода «крыши» сосали из бизнеса соки, подобно вампирам, сосущим кровь.

Так было вчера...

В-третьих, перейти на распределительную систему: талоны на продукты питания, общественные работы, сокращения всяческих пособий и выплат, ужесточение режима, закручивание гаек и т.д.

Перелома еще не произошло, окончательный выбор еще не сделан, но делать его все равно предстоит, хотим мы того или нет.

Ну а Валерию Васильевичу надо срочно задуматься над тем, как в Саратовской области будет распределяться прибавочный продукт, какую систему карточного распределения надо выбрать, какие общественные работы начать производить и на какие средства варить похлебку для бесплатной раздачи бедным.

Боюсь, правда, что нынешняя команда не справится с этой задачей, как она не справилась со всеми остальными.

А так, может быть, послезавтра...