За пять лет, в течение которых Саратовскую областную думу последнего созыва вел в бесславное будущее ее спикер - Владимир Капкаев, стало особенно заметно, что тот депутатский корпус, который был сформирован в далеком 2012 году, не представляет из себя какой-либо ценности. "Обливаясь потом в трудах над законопроектами", депутаты так и не смогли заработать какого-либо авторитета в глазах жителей Саратовской области.
О бесславной деятельности этого органа власти мы немало писали, показывая, какую работу на самом деле ведут эти "народные избранники". Мы рассказывали о трудовых мозолях на ладонях "слуг народа", возникающих от работы ножницами при разрезании разного рода ленточек. Мы внимательно присматривались к отчетам депутатов, а наши коллеги даже пытались получить от народных избранников такие отчеты в натуральном виде, но получили от ворот поворот. Наверное. не потому, что депутатам было лень рассказать своим избирателем над чем они упорно трудились в течение пяти минувших лет. а потому, что они попросту ни над чем не трудились.
В бесславное прошлое ушли такие "законотворцы", как Татьяна Ерохина, Сергей Нестеров, Александр Гайдук, Альберт Старенко, Семен Глозман, Сергей Кузнецов, Сергей Афанасьев, Галина Комкова, Юрий Кондратьев, Мария Липчанская, Елена Меринова, Елена Пивоварова, Алексей Сергеев и другие.
Абсолютное большинство из лиц, перечисленных выше, никак публично не прокомментировали свое расставание с "любимым органом власти". Пришли незаметно и также незаметно ушли, нанеся некоторый ущерб бюджету области. Электорат никак не отреагировал на уход чуть ли не половины "народных избранников". Это самый наглядный показатель связи этих "избранников" с электоратом. Никто из избирателей не встал возле входа в здание облдумы с плакатом, на котором было бы написано, к примеру, "Уважаемый Сергей Александрович Нестеров, просим вас остаться в думе и продолжить свой нелегкий депутатский труд!" Не возникло и инициативной группы, которая бы попросила, скажем, Татьяну Ерохину остаться на второй срок, ибо без нее немалая часть избирателей уже не мыслит своего земного существования.
Расставаться с такими "избранниками" абсолютно не жаль, хотя бы потому, что их туда никто не избирал. Правы были те протестанты, которые пять лет тому назад на первом заседании областной думы вывесили плакат - "Народ вас не избирал". Правда, за это им пришлось поплатиться штрафом, но жизнь показала их правоту.
Когда список кандидатов от "правящей партии" был утвержден в ОИК, стало еще грустнее. Если не считать "паровозов" в лице депутатов ГД от Саратовской области, то большая часть списочников от "ЕР" никому не известны. На горизонте появились контуры думы, которая грозила быть еще хуже, чем та, что ей предшествовала.
Архитекторы политической системы региона, главным образом те, кто имеет право "играть в политику", вдруг начали сознавать, что хрен редьки не слаще, что они и во второй раз рискуют вступить в одну и ту же реку.
На самом деле, они просто забыли (а, возможно, и не знали) о существовании закономерности, которая срабатывает в динамичных социальных системах или при действии социальной мобильности.
Суть этой закономерности сводится к следующему: "худшие" никогда не приводят с собой "лучших", если не изменяются правила ротации. При существующей системе выборов не могла "плохая" областная дума, привести за собой "хорошую" областную думу. Это особенно заметно, что некоторые "плохие" думцы прошлого созыва, решили попытать свои силы и на этот раз.
Когда мы говорим о "худших" и "лучших", мы не ведем речь о человеческих качествах кандидатов. Речь идет прежде всего о их качествах, как "слуг народа", как представителей, которые способны отстаивать интересы избирателей. Но, согласитесь, если они не желают даже отчитаться о своей работе перед избирателями, то их никак нельзя назвать "лучшими".
Чтобы новый созыв Саратовской областной Думы не оказался еще хуже, чем тот, что был до него, приняли решение разбавить "едросовское" большинство представителями оппозиции.
Как известно, в думе прошлого созыва, кроме "ЕР" были представлены две "оппозиционные партии" - КПРФ и "Справедливая Россия". Теперь, по всей видимости, в областную думу будет допущен и представитель ЛДПР. Шансы других псевдоопозиционных партий, которые были допущены до выборов, минимальны.
Наряду с допущением представителей других партий, возможно, будет увеличена и квота. По крайней мере, за заслуги перед "ЕР" и лично перед губернатором Валерием Радаевым. в областную думу могут попасть два кандидата от КПРФ.
Увеличение числа представителей альтернативных "ЕР" партий и кандидатов по замыслу "политических архитекторов", должны показать Urbi et Orbi что выборы в Саратовскую областную думу были не только честными и прозрачными, но что в ней представлены и как бы оппозиционные партии. Политархитекторы полагают, что при наличии представителей как бы оппозиции в облдуме может появиться надежда на то, что региональный парламент имеет все шансы стать "площадкой для дискуссий". Если оппозиция не будет представлена, то тот список, "правящей партии", который зарегистрирован в ОИК, развеивает надежды на формирование динамичного парламента, как дым. Вся надежда только на представителей оппозиционных партий.
Но эта надежда - иллюзорна. Все, кто пройдет в облдуму по спискам оппозиции, пройдут туда не в силу того, что они провели выдающуюся избирательную кампанию, а согласно договоренностям. Ради этих договоренностей архитекторы решили пожертвовать "номенклатурными депутатами", у которых мандаты уже лежали в карманах.
Речь идет о кандидате от "ЕР" в избирательном округе №6 Александре Сидоренко, который по сути уступил свой мандат кандидату от КПРФ Александру Анидалову и о кандидате от "ЕР" по Энгельсскому одномандатному округу № 17 Владимире Архипове, снявшим свою кандидатуру с выборов явно в пользу кандидата от ЛДПР Станислава Денисенко.
Альтернативные Сидоренко и Архипову фигуры абсолютно компромиссные. Ждать от них активности в пользу избирателей в облдуме не приходится. Кандидаты от КПРФ рискуют повторить участь Сергея Афанасьева, который пять лет просиживал в облдуме только штаны.
Таким образом, практика только подтверждает закономерность социальной мобильности, которая, как мы уже показали, при неизменности условий ротации ведет лишь к тому, что на смену "худшим", приходят еще более "худшие"