Кристин Лагард: "Россия на фоне той ситуации, с которой она столкнулась, прежде всего с падением цен на нефть, очень достойна вышла и в дальнейшем выйдет на трек устойчивого роста".

На прошедшей недавно в Перу  встрече лидеров экономик АТЭС с главой МВФ Кристин Лагард, та позитивно оценила действия российских властей, в том числе ЦБ, по поддержанию макроэкономической стабильности. Возможно, традиционная похвала политики российских денежных властей так и осталась бы без комментариев, но случилось непредвиденное.

Владимир Путин пожаловался Кристин Лагард на то, что банковская система России «очень неактивно кредитует экономику» и не вносит свой вклад в экономический рост. Путин попросил совета, что делать.

Глава МВФ снова стала хвалить «кукушку», т.е. главу ЦБ РФ Эльвиру Набиуллину, сказав, что та «сделала фантастическую работу».

Однако Владимир Путин задал уточняющий вопрос. «Банковская система устойчивая, но как-то она очень пассивна и очень неактивно кредитует экономику, нет вклада банковской системы в экономический рост. Он спросил, есть ли у нее какие-то идеи действий».

Вероятно, столь прямой вопрос застал Лагард врасплох. Она постаралась уйти от ответа, ограничившись набором штампов. Дескать, в каждом конкретном случае нужно учитывать специфику страны и обсуждать более детально. Разумеется, никаких рекомендаций не последовало, но она эмоционально при всех стала говорить, что Россия на фоне той ситуации, с которой она столкнулась, прежде всего с падением цен на нефть, очень достойна вышла и в дальнейшем выйдет на трек устойчивого роста. По крайней мере, Кристин Лагард искренне ей этого желает.

Что интересно, ранее планировалось, что на саммит в Лиму полетит Алексей Улюкаев, который был главой Минэкономразвития. Однако после того, как 15 ноября Следственный комитет сообщил, что Улюкаев задержан по подозрению в получении взятки, было решено послать в Перу заместителя министра Станислава Воскресенского. Это интересно хотя бы потому, что именно Улюкаев, по всей видимости, должен был «нейтрализовать» президента, чтобы не поставить в неловкое положение главу МВФ (РБК)

То, что этот кулуарный разговор стал достоянием гласности, говорит о многом. Правда, «утечка информации» не оказала сколь-либо заметного влияния на тех, кто отслеживает пока еще робкие шаги в деле переустройства национальной экономики.

У нас теперь будут проблемы? Боюсь, что проблемы теперь будут не только у вас...

Между тем, слова президента это, по сути, первые строки законодательной инициативы, которая уже давно назрела. Эта инициатива должна внести поправки в закон о Центральном Банке. Ее суть можно было выразить в краткой формулировке: Центральный Банк РФ должен активно кредитовать экономику и отвечать за экономический рост.

Собственно говоря, этим сегодня занимаются центральные банки во всех странах с развитой экономикой. В СССР это была прерогатива Госбанка. Благодаря его работе в Советском Союзе не знали, что такое «дефицит денег» при этом инфляция в стране была такой, какая и не снилась нынешнему главе ЦБ РФ Эльвире Набиуллиной.

Обращаясь к главе МВФ именно с таким вопросом, Владимир Путин, вероятно, прекрасно понимает, что наши денежные власти и в частности ЦБ РФ находятся в прямой зависимости, а то и в прямом подчинении этой организации. Мы не исключаем, что главе государства также стали известны и рекомендации, которые регулярно «поставляет» «официальным властям» МВФ и которые те с активностью, достойной лучшего применения, исполняют.

Последний раз такие расширенные рекомендации были даны 19 мая 2016 года (Рекомендации МВФ). Все желающие могут познакомиться с ними по указанной ссылке, мы же приведем только одну цитату, адресованную «официальным органам» РФ.

«Российская экономика продолжает адаптироваться к шокам, связанным с одновременным воздействием снизившихся цен на нефть и действующих санкций. При этом экономический спад менее значителен, чем во время предыдущих рецессий, поскольку пакет экономических мер, осуществляемых официальными органами, - таких как режим гибкого обменного курса, вливание капитала и ликвидности в банковский сектор, ограниченные меры бюджетной поддержки и меры регулятивного послабления – смягчил шоки, способствовал восстановлению доверия и стабилизировал банковскую систему».

Вы обратили внимание на приоритетную задачу, которую поставил перед «официальными органами» МВФ? Правильно, это восстановление банковской системы. Эти усилия не прошли даром и с 19 сентября 2016 года ключевая ставка ЦБ РФ находится на уровне 10% годовых. А 9 ноября 2016 года Банк России зафиксировал первый структурный профицит ликвидности в банковской системе.

Мы вас просто так никуда не отпустим!

Таким образом, это целиком и полностью соответствует рекомендациям МВФ, в которых было дано указание на вливание капитала и ликвидности в банковский сектор. Профицит ликвидности в переводе с криптограммы банкиров на человеческий язык означает превышение предложения денег над спросом на них со стороны экономических агентов. Иными словами, деньги есть, но их никто не берет по понятным причинам: ключевая ставка ЦБ превышает процент рентабельности в реальном секторе.

Как же ведет себя Центральный Банк РФ в этих условиях? Вы не поверите! Вместо того, чтобы оживить спрос на ликвидность со стороны экономических агентов, хотя бы путем снижения ключевой ставки, он намерен изъять эту ликвидность из банковской системы. В начале 2017 года, когда профицит ликвидности достигнет определенной устойчивости, ЦБ намерен начать выпуск Облигаций Банка России (ОБР), чтобы этот «жирок» у банков изъять.

А как же реальный сектор? А никак! В обязанности Банка России не входит кредитование национальной экономики и соответственно, обеспечение экономического роста.

Ну что нам теперь делать, а? Ведь они могут принять эти поправки, а?

Кристин Лагард не случайно уклонилась от ответа на вопрос, заданный ей президентом. Она не то что не знает, как на него ответить, просто такой разворот ЦБ РФ вошел бы в противоречие с политикой, которую приказывает ему проводить МВФ. Политику, направленную на удушение национальной экономики, на создание дефицита денег, а в конечном итоге на финансирование экономик так называемых развитых стран.

С другой стороны, вопрос, заданный Владимиром Путиным главе МВФ был адресован не только ей, но и всем нашим либералам-стагналам в том числе и Эльвире Набиуллиной. Надо полагать, что в самое ближайшее время им предстоит найти на него ответ.

Если он не будет найден, наступит очередь Государственной Думы, которой надо будет пройти тест на лояльность не главе государства, а национальным интересам. Смогут ли, принуждаемые ныне к депутатской дисциплине новым спикером парламентарии принять поправки в закон РФ о ЦБ, обязав его не только кредитовать экономику, но и обеспечивать экономический рост или так и останутся во служении глобальному бизнесу мы узнаем уже в ближайшее время.