В марте 2017 года исполнится пять лет с тех пор, как было сформировано правительство, возглавляемое Дмитрием Медведевым. Возникшее в самый благоприятный для отечественной экономики период, когда грядущий спад и последующая рецессия хотя уже и обозначились, но еще не перешли в необратимую фазу, это правительство имело все возможности для того, чтобы предотвратить или хотя бы существенно смягчить наметившиеся тенденции, но, увы, не справилось с вызовами.
События, которые “сломали” привычный сценарий развития (высокая цена на нефть, доступ к кредитным ресурсам на внешнем рынке, устойчивый курс национальной валюты и т.д.), это правительство связывало с переменой курса, случившегося в начале 2014 года. Все выше названные параметры - рухнули. Упала цена на черное золото, закрылся рынок внешних заимствований, произошла беспрецедентная с 1998-1999 гг. девальвация рубля, а коварные “западные партнеры” ввели против нашей страны “смешные санкции”. И правительство Медведева “поплыло”, поплыло в прямом и в переносном смысле.
Первое, что оно провалило были знаменитые майские указы президента, порученные главой государства правительству еще весной 2012 года. Большая часть из них в настоящее время не выполнена. Казалось бы, что за срыв этих “фундаментальных указов” правительство в полном составе должно было либо само подать в отставку, либо быть туда отправлено волевым решением президента. Но правительство Медведева уцелело.
Аналитики уже тогда объясняли этот феномен тем, что между президентом Путиным и премьером Медведевым существуют некие договоренности, которые будут действовать в течение всего срока полномочий президента. Пока они не истекут, правительство Медведева не будет отставлено. Если это так, то мы имеем перед собой пример, когда договоренности становятся выше национальных интересов.
При исполнении майских указов президента (особенно после событий 2014 года) правительство неоднократно намекало на то, что оно не в состоянии их исполнить в связи с изменившейся конъюнктурой. Однако глава государства не пошел на поводу у правительства и свои указы не отменил. Правда, это не остановило их фундаментальную корректировку, которая, собственно говоря, саботировало сами указы и их исполнение. Поэтому сегодня на бумаге указы как бы исполнены и исполняются, а на самом деле - они провалены по всем направлениям.
“Прощение” неисполнения майских указов расслабило это правительство. По крайней мере, оно поняло, что “договоренности” стоят выше национальных интересов и за срыв поручений президента этому правительству ничего не будет.
Самым наглядным примером такого отношения к делу стал, так называемый, Антикризисный план, принятый правительством в 2015 году. Рассчитанный на 2015-2016 годы, он предусматривал активизацию экономического роста за счет мер по импортозамещению, поддержки несырьевого экспорта, снижения издержек бизнеса, поддержки малого и среднего предпринимательства, повышения эффективности государственной поддержки отраслей экономики.
А теперь давайте сравним его с теми поручениями, который дал президент правительству. В срок – 15 марта 2017 года подготовить и утвердить комплексный план действий Правительства Российской Федерации на 2017–2025 годы, в котором предусмотреть меры, обеспечивающие достижение не позднее 2019–2020 годов темпов роста экономики Российской Федерации, превышающих темпы роста мировой экономики, в том числе меры: по улучшению делового климата; по повышению результативности крупных инвестиционных проектов; по наращиванию объема несырьевого экспорта; по развитию малого и среднего предпринимательства; по повышению эффективности государственной поддержки отраслей экономики.
Ну и чем эти поручения отличаются от тех, что были предусмотрены Антикризисным планом правительства? Только тем, что правительственный план не был выполнен! Что и требовалось доказать.
Не стоит забывать, что на реализацию Антикризисного плана правительства было выделено 2,332 триллиона рублей, из которых 1 триллион рублей был выделен в конце 2014 года Агентству по страхованию вкладов (АСВ) на докапитализацию банков. Если план не был выполнен, то куда пошла эта поистине астрономическая сумма, равная почти $40 млрд?
Вероятно, следы этих умопомрачительных денег сегодня можно найти на “невесть откуда” взявшемся профиците ликвидности у банков, да в невероятном росте индекса ММВБ, который превысил все возможные максимумы за последние десятилетия.
Собственно говоря, опыт такой “антикризисной политики” у правительства был, когда после кризиса 2008-2009 гг. в банковскую систему было влито не менее 1 трлн рублей, но это никак не отразилось на дальнейшем спаде национальной экономики.
Таким образом, антикризисный план должен был дать первые плоды к концу 2016 года. Однако вместо создания условий для активизации экономического роста к концу указанного года мы имеем не только глубокую рецессию, но и удручающие прогнозы по поводу 20 лет стагнации, нулевого экономического роста и усугубления бедности, итак уже достигшей критической черты.
Если правительство уже провалило реализацию майских указов президента и антикризисный план, то есть ли у нас уверенность в том, что оно выполнит новые поручения главы государства, данные ему в рамках послания президента от 1 декабря 2016 года? У нас есть все основания сомневаться в этом.
Правительство Медведева потеряло себя после событий 2014 года. Оно попросту оказалось не готово к тем переменам, которые вызвали “геополитические риски” и об ослаблении которых постоянно говорил автор проекта “таинственных структурных реформ” Алексей Кудрин. Иначе говоря, это правительство могло “хорошо работать” в условиях до марта 2014 года, когда его парадигма не противоречила парадигме развития глобального бизнеса. Когда эта парадигма изменилась, в первый раз после событий января-марта 2014 года и во второй раз после избрания нового президента США в ноябре 2016 года, правительство и вовсе потеряла даже те смутные ориентиры, которые ему рисовали МВФ и Всемирный Банк.