Реально в Саратовской области чрезвычайно влиятельных людей осталось - по пальцам одной руки сосчитать. При этом авторитет авторитету - рознь. Кто-то силен в бизнесе, кто-то в силовом блоке, кто-то в теневом, но мало, кто обладает авторитетом в политике, как синтезом всех остальных групп влияния.
При этом сразу напрашивается ФИО нашего выдающегося земляка. Дескать, Вячеслав Викторович, который постоянно заботиться о своей малой родине, как сказывают, получил нагоняй на самом верху за то, что его подопечные распустились, забыв о том, что самое ценное, что есть у нашей страны это - стабильность.
Нетрудно заметить, что думское затишье наступило сразу же после неожиданного визита спикера ГД в Саратовскую область, который он совершил сразу же после Парада Победы в Первопрестольной. Как мы и предполагали (Мирить или наказывать) главной целью приезда стал конфликт в региональном заксобрании.
Если судить по тому, что после драки никто публично не был наказан, например, понижен в должности или отправлен в отставку, то основной частью миссии Володина стал мир.
И хотя формально лично Володин никто из депутатов наказывать не может, многие знают о неформальных возможностях спикера, зато немногие знают о том, что часто бывает так, что эти неформальные возможности могут носить “отложенный характер”. Клиентела полагает, что куратор их просто пожурил, а через некоторое время случается неожиданное события в жизни фигурантов какого-нибудь конфликта, в том числе и конфликта интересов.
Тем не менее этот мир, скорее, напоминает собой перемирие, ведь публичные выводы не были сделаны. Заявления о том, что ситуация будет изучена, виновные в развязывании конфликта найдены, а меры приняты - не последовало. В воздухе повисла пауза, которую можно было назвать “затишьем перед боем”, но это вряд ли бы отвечало той остроте момента, который сложился в Саратовской области сегодня.
По нашему мнению, возникла ситуация, которая в шахматной партии называется цугцванг, когда любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции.
В самом деле, если к примеру единороссы продолжат курс на эскалацию конфликта с так называемой думской оппозицией, то это будет лишь на руку оппозиции, ведь по всем формальным признакам первым бросил бутылку в голову противника представитель единороссов.
Но и левым конфликт может принести неприятности уже на уровне высшего руководства партии. Известно, что тайная и явная дипломатия в структурах нынешнего руководства КПРФ поставлена если и не на высоту Андрея Громыко, то на высоту Леонида Красина и Георгия Чичерина - точно. Накануне единого дня голосования коммунисты всегда ведут торги с УВП АП, на предмет захвата какого-то количества мандатов или мест в системе исполнительной власти. К примеру, недавно бывший губернатор Иркутской области Сергей Левченко, испросил разрешения у президента Владимира Путина участвовать в выборах губернатора Иркутской области. Это связано с тем, что тов. Левченко добровольно ушел в отставку, а поскольку в Иркутской области были назначены досрочные выборы, он потерял право на выдвижение своей кандидатуры. Решение дать добро на выборы пока зависло. И, как это не парадоксально, драка в Саратовской облдуме, осложнило решение вопроса.
Коммунистам сейчас не нужен конфликт, тем более, что они торпедировали процесс голосования поправок в Конституции, показав тем самым, что готовы к торгам, ведь поправки в Конституции - это только начало больших изменений в законах, направленных на совершенствование изменений.
Осложняет ситуацию и тот факт, что выборы депутатов Саратовской областной думы пройдут не в сентябре 2020 года, а только в сентябре 2022 года. Стоит ли ломать копья еще на дальних подступах.
Но какие-то выводы должны быть сделаны. Как мы знаем, публичных заявлений не последовало, но это вовсе не значит, что выводов сделано не будет совсем.
Одно несомненно: депутатский корпус нынешнего созыва Саратовской областной думы, как со стороны левых, так и со стороны “партии власти” со своей задачей не справился. Конструктивно-консервативного парламента получить не удалось, несмотря на то, что в думе имеются представители всех парламентских партий. Даже псевдокоалиционной думы не получилось. При этом, как мы полагаем, думское большинство (ЕР) позволило втянуть себя в конфронтацию с думским меньшинством (КПРФ). В конечном итоге характер работы этого органа власти оказался исключительно конфронтационным.
Понимая, что их в думе меньшинство - левые сделали ставку на провокацию, главной целью которой, как нам кажется, является набор очков для предстоящих выборов, где бы они не проходили. И здесь важно кратко остановиться на том, как левые нарушили “Сухаревскую конвенцию”.
“Завод” группы левых в региональный парламент многие считают щедрым подарком. На самом деле, власть не дарят. Ее берут либо с боем, либо в результате торгов и компромиссов. Группа левых вошла в думу в результате торга. Предметом торга был пост мэра Москвы. В результате договоренностей, КПРФ не стала выдвигать сильную фигуру - альтернативу Сергею Собянину. Такой фигурой мог стать нынешний лидер МГК КПРФ Валерий Рашкин, но он уступил место председателю АНО «Интернет-Пресса» Вадиму Кумину, шансы которого на победу были ничтожны, а кандидатура Рашкина, как минимум могла довести борьбу до второго тура. Торги были настолько жаркими, что правым пришлось уступить еще и мандат депутата ГД Ольге Алимовой, которая никогда не побеждала на выборах в ГД по одномандатному округу, хотя и участвовала в них.
Такие подарки бывают только раз в жизни. И левое меньшинство в областной думе это хорошо понимает. В следующий раз столь выгодных торгов может и не быть, поэтому для удержания у власти в последующем необходим электоральный рейтинг. Формально коммунисты не нарушили договоренностей, ведь они не обещали вести себя тихо, но фактически вышли из-под контроля. Парадокс заключается в том, что неквалифицированное (в смысле политической зрелости и опыта борьбы) думское большинство стало активно помогать левому меньшинству наращивать электоральный рейтинг, активно реагируя на перманентные провокации.
В этой связи политическую конфигурацию областного парламента необходимо переработать самым радикальным образом. Для чего снести недееспособную группу пенсионеров-молчунов, оставить небольшую группу влиятельных представителей регионального олигархата, сменить не оправдавших надежд и свести возможности левых на прохождение в думу до минимума 1-2 мандата, а еще лучше до - 0.
Задача непростая не только в плане нейтрализации левых, но и в плане формирования нового депутатского корпуса. Кадровый голод сменился кадровым мором. Прежние никуда негодные, а новых брать неоткуда, если, конечно, руководствоваться прежними методами кадровой политики - набирать послушных, а требовать, как с умных.
Затишье после драки - очень правильный ход, поскольку оно, если продержится долго, может свести на нет весь электоральный эффект для левых и замедлит, хоят и не остановит, дальнейшую деградацию правых.