Какими бы не были выборы - честными, нечестными, прозрачными или полупрозрачными, после них всегда происходит перестановка фигур на условной шахматной доске. Эту перестановку можно наблюдать, на всех уровнях власти - от высшего до низшего.  Если, например, в регионе или в его столице меняется власть,  неизбежна смена команд. Если не меняется, то команды, как правило, всего лишь перетасовывают. Подводя некоторые итоги политического сезона 2017,  мы решили проанализировать некоторые перестановки шахматных фигур и попытаться понять, ту политическую и, главное, экономическую, конфигурацию, которая стала складываться после выборов


Не бойтесь, больно не будет, это всего лишь инвентаризацияВ течение двух избирательных циклов - 2016 и 2017 годов в Саратовской области окончательно были сформированы органы муниципальной и региональной власти. И хотя представительные органы власти претерпели незначительные перемены, а губернатор Саратовской области сменил приставку и.о. на б/у, основным итогом уходящего года стала смена главы города.

После отставки Валерия Сараева и прихода на пост градоначальника Михаила Исаева, губернатор Валерий Радаев частично утратил контроль над областным центром. Пока это незаметно, но чем глубже новая команда будет укреплять свои позиции, тем слабее будет губернаторский контроль.

Первым весьма чувствительным “звоночком” в этом направлении стала фронтальная отставка так называемых “сараевских ставленников”. Довольно стремительно их вымели из тех структур, которые наделены правом распоряжаться бюджетными ресурсами. Верный показатель предстоящего передела

Мы уже не раз отмечали, что Валерий Сараев был ставленником губернатора Валерия Радаева в городе Саратове. Через него он мог контролировать бюджетные потоки и изменять течение русел. После того, как Сараева убрали, это делать стало сложнее, а вскоре будет и вовсе затруднительно.

Видимость тесной связки Радаева и Исаева - всего лишь видимость.  Просто потому, что надо соблюдать политес, постоянно делая хорошую мину при плохой игре.

Даже по выражению лиц видно, что эти люди не из одной командыЕще одним “звоночком” стала, на первый взгляд, неожиданная инициатива Михаила Исаева по поводу проведения так называемой инвентаризации. Многие подумали, что речь идет только об инвентаризации городских земель. Но на процесс надо смотреть шире. Инвентаризация вызвана тем глубинным оскудением ресурсов, которое сегодня переживает наш депрессивный регион.  Судя по всему времена, когда глава города постоянно клянчил деньги у главы области, ушли в прошлое. Причина банальна: денег нет. Саратовскому губернатору, который, как известно, “не лезет в политику” в ближайшее время придется экономить где только можно, но не для того, чтобы сконцентрировать ресурсы на стратегических направлениях, а для того, чтобы обеспечить стабильность хотя бы до 18 марта 2018 года. Что будет после этой сакраментальной даты - одному богу известно.

В условиях, когда региону предстоит удерживать стабильность, город перестанет получать от области даже те средства, которые он когда-то от нее получал, быть может, за исключением трансфертов и дотаций, но и с ними сегодня - напряженка.

Эту данность, судя по всему, Валерий Радаев встретился даже с радостью, почему и не стал сопротивляться ослаблению своего контроля над Саратовом.

Не то, что этиГороду уже предложили сделать ставку на внутренние резервы. Мобилизация этих резервов будет последней мобилизацией. После того, как она будет осуществлена, начнется - коллапс. Он будет связан с тем, что в последнее время кривая деловой активности в Саратове неуклонно снижается, а власти, к сожалению, не имеют даже представления о том, как ее можно оживить.

Два основных движителя экономики  - строительство и торговля, демонстрируют небывалый спад. В строительстве он особенно заметен. Не отстает от него и торговля,  где наряду с оптовым стремительно падает и розничный спрос. На территории Саратова в настоящее время нет отраслей, которые могли бы стать локомотивами роста. А это значит, что и в дальнейшем будет продолжаться ужесточение сборов и поборов.

За последние десять лет Саратов пережил две модели развития и начал переживать третью. Первая началась реализовываться при губернаторе Павле Ипатове и  мы могли бы назвать ее “инвестиционной”. К сожалению, она попала под жернова кризиса 2008-2009 гг. и была свернута.

Вторая модель разворачивалась с приходом Валерия Радаева и ее можно было назвать моделью “стабильной стагнации” (радаевский застой). Ее особенностью был рост без развития, а сам рост осуществлялся в рамках статистической погрешности.

Третья модель, которая стала разворачиваться на наших глазах еще в конце 2016 года имеет все признаки “мобилизационной модели”. Но это не мобилизация для модернизации, а мобилизация для удержания стагнации на приемлемом уровне. Мобилизуемые ресурсы пойдут не на развитие, а на все то же удержание стабильности. Она развертывается навстречу дате - 18.03 2018, но выйдет на проектную мощность уже после этой даты.

Когда ресурсов становится все меньше...Кстати, все эти “грандиозные урбанистические проекты” преследуют одну единственную цель: отвлечь население от того “большого песца”, которые неуклонно приближается и приход которого - неизбежен.

Мобилизация под видом инвентаризации будет долговременным трендом. Но в своей глубинной сущности это будет “последний передел”. Если экономическая модель, как в центре, так и на местах не изменится, делить больше будет нечего.

На этой фазе очень сильно могут обостриться отношения внутри региональной элиты. Они уже обостряются, поскольку только за последнее время были “потревожены” два крупных “осиных гнезда”: “строительное лобби” и коррупционное чиновничество. Рикошетом сей процесс задел и силовиков, которые были лишены сразу нескольких голов - сменились прокурор области, председатель областного суда и глава ГУВД. Прокурор уже назначен, судья на подходе, должность полицмейстера пока остается вакантной. Судьба главы СК - решается. По всей вероятности, будет сменен и он.

Найдите, кто ушелМежду тем хорошо известно, что почти тотальная смена глав силовых структур всегда происходит накануне передела, но в наших условиях, это уже не столько передел, сколько мобилизация.  Однако совокупный ресурс настолько съежился, что от него попытаются отстранить представителей силовых структур. Что мы и наблюдаем.

Тяжесть ситуации усугубляется еще и тем, что в регионе не осталось ни одного политика, под которого федеральный центр мог бы дать денег. Повсеместно маячат кувшинные рыла “твердых хозяйственников” и “решал”. Исключением является наш великий земляк Вячеслав Володин, но в период “великого оскудения” его усилий уже не хватает.

К сожалению, “твердые хозяйственники” и “решалы” - не наделены даром “создателей моделей”. Они  всего лишь исполнители, к тому же с уклоном в сторону ресурсного распределения  (“бюджетная ментальность”). Абсолютное большинство из них вряд ли понимает, что стагнация вызвана не экономическим кризисом, а порочностью той модели развития, которая ныне еще сохраняется в РФ.

Наглядное пособие о том, как можно не стать ни "хозяйственником", ни "решалой", ни "диспетчером"Авторитет “твердых хозяйственников” с “бюджетной ментальностью” и “решал” прямо пропорционален наличию у них не только доступа, но и самих ресурсов. Поскольку, как мы уже отмечали, ресурсы катастрофически сокращаются, с такой же скоростью будет падать и авторитет “хозяйственников” и “решал”.

Поправить ситуацию, но только в среднесрочном тактическом смысле,  мог бы политик, но, к сожалению, политическое поле сегодня в Саратовской области представляет собой пустыню, по которой бродит одинокий Радаев, не зная, чем себя занять.

Для того, чтобы направлять и управлять процессом инвентаризации будут необходимы “диспетчеры”. Именно вокруг таких “диспетчеров” станут группироваться представители региональной элиты, которые попытаются сделать все возможное, чтобы предстоящая инвентаризация или вовсе их не задела или, если на то пошло, задела, но с минимальными издержками.  

Когда “осиное гнездо” “строительного лобби” было слегка потревожило, его представители впали в панику и стали сдавать своих. Сдавали тех, кого было не жалко. Нечего и говорить, что при углублении инвентаризации, сдача продолжится. Но сколько бы “строительное лобби” не сдавало “стрелочников”. рано или поздно “за ними придут”. Не помогут и попытки некоторых выходцев из этого лобби любым путем добиться судебной реабилитации, даже по гражданским делам.

Последний передел...Но самым тревожным событием уходящего года стало убийство директора строительной компании ООО "Возрождение-КДМ" Джейхуна Джафарова. Подобного рода преступлений - заказных убийств - в Саратове не было уже давно. Мы не исключаем, что гибель бизнесмена произошла в том числе и в результате дестабилизации “строительного лобби”

“Диспетчеры” инвентаризации очень быстро оттеснят на обочину “хозяйственников” и “решал”.   К тому же, в отличие от названных категорий “влиятельных людей”,  диспетчеры будут наделены полномочиями из центра, который кровно заинтересован в том, чтобы в регионах начали мобилизацию ресурсов, поскольку центру регионам  дать уже нечего.  В результате можно будет наблюдать переход реальной власти от “хозяйственников”, “лоббистов” и “решал” к “диспетчерам”, которые первоначальном будут определять объекты инвентаризации, а затем, когда инвентаризация будет проведена, станут распределять ресурсы. После этого мы уже вряд ли сможем избежать перехода к распределительной экономике.