Президент Каримов жив?

Конфликты, а затем и войны зреют долго. Вот почему, когда случается какой-то повод, мы думаем, что это именно из-за него все и началось. Например, убийство наследника Австро-Венгерского престола в Сараево привело в движение механизм войны, но ведь до этого события он уже стоял на взводе. Говорят, не так страшны войны и военные конфликты, как поводы, но это простая отговорка. Поводы, скорее, своеобразный фитиль. И сегодня таких «фитилей» более, чем достаточно.

Буквально несколько дней тому назад стало известно о смерти главы Узбекистана Ислама Каримова. Известие о его кончине произвело эффект разорвавшейся бомбы. Он был настолько мощным, что официальные власти Узбекистана поспешили опровергнуть известие о смерти президента.

Это известие стало настолько чудовищным, что в него не поверили. Источник, сообщивший о смерти Ислама Каримова, сообщал, что президенту стало плохо во время чествования спортсменов из национальной олимпийской сборной Узбекистана. Якобы президент был оживлен и весел, выпил немало водки, как вдруг внезапно потерял сознание и упал. Дежурные врачи медпункта резиденции Дурмень, где проходил банкет в честь олимпийцев, оказали первую медицинскую помощь и поставили диагноз о том, что случилось кровоизлияние в мозг – инсульт (Врачи: Судьбу Ислама Каримова решат пять дней).

Почему же предполагаемая (официально не подтвержденная) смерть Ислама Каримова вызвала если и не панику, то оцепенение?

Восток, как известно, дело тонкое, но смерть на Востоке, особенно смерть правителя — дело тончайшее.

Гражданская война в Таджикистане

На постсоветском пространстве, в его Среднеазиатском регионе, большая часть правителей сохранила за собой посты еще со времен существования СССР. Аксакалами в этом смысле были два руководителя — президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Узбекистана Илам Каримов. Они начали править еще в прошлом веке и еще в должности первых секретарей республиканских компартий. Не раз переизбирались, пока не добились фактически пожизненного срока правления. Ислам Каримов возглавил республику Узбекистан с 1989 года, т.е. находился на высшем государственном посту без малого почти тридцать лет.

Долгое и продолжительное правление одних и тех же лиц — это не только в традициях Востока. Это — необходимость, которая позволяет сохранить определенную стабильность в данном регионе.

Наблюдатели не раз и не два отмечали, что определенная стабильность в таких государствах, как Казахстан и Узбекистан стала возможной исключительно благодаря тому, что во главе этих государства стоят таки личности, как Назарбаев и Каримов.

Практика подтверждает эту истину. Достаточно вспомнить, какие события происходили, например в Киргизии, когда там сместили с поста президента Аскара Акаева или в Таджикистане, где в результате межклановой борьбы вспыхнула гражданская война, которая продолжалась несколько лет, пока у власти не укрепился еще один среднеазиатский «гарант стабильности» президент Таджикистана Эмомали Рахмонов.

События в Киргизии

В среднеазиатских республиках проживает немало различных племен и народов, но решающим фактором в борьбе за власть в целом является противостояние двух основных группировок, которые так или иначе представлены и в Казахстане, и в Узбекистане, и в Киргизии, и в Таджикистане, и даже в Туркмении. Первая группировка имеет определенную регионально-клановую ориентацию и состоит преимущественно из бывшей партийно-хозяйственной номенклатуры. Вторая представляет собой так называемую исламско-демократическую оппозицию. Как правило, представители каждой их группировок являются выходцами из того или иного региона.

Например, в Таджикистане в ходе гражданской войны столкнулись выходцы из Куляба, Гиссара, отчасти Ленинабада и выходцы из Гарма и Курган-Тюбе. Особенностью этого противостояния был и тот фактор, что первая группировка была поддержана этническими узбеками, а вторая — так называемыми памирцами (бадахшанцами).

Последствия событий в Андижане

Такое регионально-клановое и этническое разделение характерно для всего Востока, а для Среднеазиатского в особенности. В Узбекистане, впрочем, как и в Казахстане, партийно-хозяйственная номенклатура традиционна была сильнее так называемой исламской оппозиции. Отсюда и та поддержка, которую получили, скажем, Нурсултан Назарбаев и Ислам Каримов, укрепляя свои властные позиции. Каримов, кстати, сумел перехватить инициативу у радикальных исламистов Узбекистана и сделал ставку на глубокую исламизацию страны, путем привлечения на свою сторону радикалов.

Но наряду с противоположными кланово-региональными группировками в бывших советских среднеазиатских республиках всегда присутствовала радикальная исламская оппозиция. Если, например, в Узбекистане она была частично подавлена силовым путем, а частично перетянута на сторону правящего клана, то повсеместно из глубокого подполья она не выходила никогда.

Наблюдатели полагают, что устранение любого из среднеазиатских аксакалов сегодня может незамедлительно сказаться на стабильности этих республик.

Скажем, в Казахстане уже предпринимались попытки дестабилизации ситуации посредством государственного переворота, в котором оказались замешаны высокопоставленные хотя, как говорят, и бывшие руководители из армейских кругов и кругов МВД.

Вот почему известие о кончине Ислама Каримова произвело эффект разорвавшейся бомбы. Мы сейчас не будем вдаваться в подробности о расстановке сил в этой республике и тем более не станем гадать о том, кто может стать преемником Ислама Каримова, который, по всей вероятности, даже если и остался жив, вряд ли в ближайшее время сможет полноценно управлять государством.

Попытка госпереворота в Казахстане

Для нас гораздо важнее последствия этого, ставшего таким неожиданным события, особенно в русле тех процессов, которые сегодня происходят на Большом Ближнем Востоке. Радикализация исламистов в этом регионе своим острием направлена на так называемое «мягкое подбрюшье России — бывшие советские республики Средней Азии.

Когда, к примеру Президент РФ Владимир Путин говорит об угрозе исламских радикалов, сформировавших целые бандитские армии на Ближнем Востоке, он имеет в виду прежде всего среднеазиатский регион, который может стать плацдармом для вторжения уже в пределы РФ.

До недавнего времени, если учесть, что гражданский конфликт в Киргизии, еще ранее гражданскую войну в Таджикистане и сравнительно мирный переход власти в Туркменистане, этот регион оставался достаточно стабильным. Но попытки госпереворота в Казахстане, а также напряженная ситуация на приграничном с большей частью среднеазиатских республик бывшего СССР афганском Кундузе, недавно взятым под контроль талибами, свидетельствуют о том, что угроза дестабилизации в этом регионе мира, как никогда велика. Она, прежде всего, выгодна тем, кто принял на вооружение стратегию управляемого хаоса.

Выход из игры Ислама Каримова — серьезная угроза стабильности не только в самом Узбекистане, но и во всем среднеазиатском «подбрюшье», особенно если учесть, что Узбекистан играл в обеспечении стабильности ключевую роль, являясь, по сути, «стабилизатором» региона Средняя Азия.

Боевики движения Талибан фотографируются на улице города Кундуз, Афганистан

Если верить первичной информации о смерти президента Узбекистана, то она стала подозрительно неожиданной. И дело даже не в том, что Исламу Каримову 78 лет. Возраст для Востока не критический, а тем более для высшего должностного лица государства. Если учесть какую роль в стабильности не только Узбекистана, но и всего среднеазиатского региона играл Ислам Каримов, то к его здоровью следовало относиться с особым вниманием. Полагаем, что так все и обстояло на самом деле. Но если учесть, что сама стабильность, как мы уже отмечали, в Узбекистане и в соседнем Казахстане, базируется на присутствии там сильных лидеров и что она может быть утрачена в случае ухода этих лидеров, то возникает вопрос: а не было ли такое устранение устранение Каримова случайным? Ответ на этот вопрос мы узнаем уже в ближайшее время.

Однако уже сегодня очевидно, что стабильность в этом регионе должна быть удержана во что бы то ни стало. Если последователи стратегии управляемого хаоса всерьез намерены дестабилизировать ситуацию в целом ряде регионов мира, создав тем самым условия для возникновения войны, то «случай с Каримовым» -- это идеальный повод.

Гарант стабильности и порядка