Им платят деньжищи --
огромные тыщи, --
И даже за проигрыш, и за ничью
В. Высоцкий
С недавних пор стало известно, что лоно «эсеров» покинул один из самых яростных борцов за справедливость — Оксана Дмитриева. Популярный, особенно в среде санкт-петербургской интеллигенции, парламентарий намерена создать собственную политическую организацию -- «Партию профессионалов».
Уже в середине мая состоялся учредительный съезд новой организации. Ее руководящих и направляющим ядром стали Оксана Дмитриева и и ее супруг Иван Грачев. Наряду с супругами в организацию вошли Андрей Крутов, Наталья Петухова и Дмитрий Ушаков. Все — перебежчики из «Справедливой России».
Как отмечается на сайте госпожи Дмитриевой, новая политическая структура станет партией социальной демократии и экономического патриотизма. Сообщается, что на сегодняшний день созданы региональные отделения партии в более чем половине регионов РФ.
Как сообщила сама Дмитриева, после учредительного съезда будут поданы документы на регистрацию в Минюст. Она также отметила, что «Партия профессионалов» намерена заключить коалиционное соглашение с «Партией национальной безопасности».
Напомним, что до апреля 2015-го года Оксана Дмитриева занимала пост заместителя руководителя фракции «Справедливая Россия» в ГД РФ, однако из-за внутренних конфликтов ей пришлось покинуть ряды справедливороссов, а позже их же покинул и ее супруг Иван Грачев. Политическое воссоединение супругов произошло на почве партии «Развития предпринимательства», лидером которой является Иван Грачев.
По поводу того, что из «Справедливой России (СР) начался исход ее членов говорилось и писалось немало. «Бегущие с корабля» объясняли свою позицию тем, что партия потеряла всякие ориентиры и из некогда стройной и оппозиционной превратилась в рыхлое подобие парламентской партии, у которой нет шансов в будущем.
Увы, СР оказалась лишь «слабым звеном» среди парламентских партий, которые в настоящее время переживают идейный кризис. До недавнего времени, например, «Единая Россия» продолжала позиционировать себя, как «партию власти», КПРФ, как партию системной оппозиции, ЛДПР, как партию вождя, тяготеющего к системной оппозиции. Справедливая Россия действительно потеряла ориентиры, скатившись до крайне популистских инициатив, типа закона о химической кастрации.
Но не стоит тешить себя иллюзиями. Как мы уже отмечали, идейный кризис переживают все партии. Проторенные в былые времена «стежки и дорожки» вряд ли приведут к высоким результатам на выборах. Если в течение последнего предвыборного года не произойдет ничего существенного, то парламентским партиям придется, как говориться, «высасывать» своим программы из пальца.
Мы видели, как в течение времени пошли на спад наиболее сильные волны — патриотическая и антикризисная. Наступило время созидания, но не в том консервативном направлении, как это было, когда лозунгом партий, так или иначе стал призыв к стабилизации, а в принципиально новом, обусловленном теми глобальными вызовами, с которым Россия столкнулась совсем недавно.
Практика показывает, что легких путей выхода из непростой социальной и экономической ситуации уже не осталось. От непопулярных мер уже никуда не деться. Пойдут ли на них парламентские партии? Вряд ли, ведь это осложнить им путь к власти. Но и к жесткой конфронтации с действующей властью они не готовы.
В этой связи партии «маргинального типа» только потирают руки, полагая, что в условиях, когда «старые партии» переживают идейный кризис, наступит их час. И хотя новых идей «маргиналы» выдвинуть, увы, не в состоянии, вполне возможно, что какая-то часть избирателей отвернется от «не оправдавших надежд» «старых партий» и отдаст свои голоса новым, хотя бы и по названию, структурам.
Вот почему в этой части политического спектра сегодня мы можем наблюдать некоторые телодвижения. В этом же направлении, вероятно, намерена двигаться и партия Оксаны Дмитриевой. Чего только стоит идея «социальной демократии и экономического патриотизма».
Как не прислушивайся к этому определению кредо «Партии профессионалов», а так и кажется, что за ней кроется попытка скрестить либерализм и патриотизм, особенно в экономике, когда придется исповедовать либеральные догмы, но при этом развивать отечественную промышленность.
Время же показало, что либо торжествуют либеральные догмы за счет развития отечественной экономики, либо отечественная экономика во имя развития которой должен произойти отказ от либеральных догм.
Наблюдатели полагают, что из затеи Оксаны Дмитриевой вряд ли получится что-то толковое или, по крайней мере, что-то «долгоиграющее». Дмитриева явно переоценивает не только свои возможности, но и уровень своей популярности. Популярность за счет ренегатства по отношению к вчера еще родной партии, выглядит сомнительной, а практика показывает, что «перебежчики», как правило, теряют былой авторитет в «материнской» партии», но не приобретают его в партии, ставшей, хотя и любвеобильной, но все-таки «мачехой».
Политическая практика в России также показывает, что название партии еще не гарантирует проведение соответствующей ее названию политики. Например, «Справедливая Россия» не положила на алтарь справедливости ни одной головы, да и вообще оказалась далеко от тех идеалов, которые исповедовали ее предтечи, повторяя: «Родина. Справедливость. Пенсионеры. Жизнь». От всего этого, если что и осталось, так только Сергей Миронов, не говоря уже о выхухоли.
Близка ли к идеалам коммунизма нынешняя КПРФ? Нет, конечно, речь не идет о коммунистической догматике, но о самой, что ни на есть коммунистической практике, когда левые возглавляют рабочее или профсоюзное движение, чтобы вместе с ним бороться за права трудящихся, если и не во всем мире, то хотя бы в одной отдельно взятой стране?
То, что КПРФ сегодня оторвана от масс -- это уже очевидно. Мы же знаем, что компартия — это партия масс. Поэтому вместо КПРФ — есть «старая консервативная партия», которую можно было бы сравнить с Республиканской партией в США.
Об ЛДПР и сказать нечего, ибо там нет ни либерализма, ни демократии. Зато есть вождь, а главной заслугой партии как раз и является вождь.
Отсюда и амбициозное название партии Оксаны Дмитриевой, как партии «профессионалов». Если полагать, что в нее по зову сердца пойдут исключительно профессионалы из разных сред, то у них для этого должны быть весомые мотивы. Мотивы же эти нам известны. Ими могут быть — имя лидера, которые все считают профессионалом, весомые дивиденды, которые можно извлечь из членства в данной организации, наконец, вероятность получения в парламенте пусть и не большинства, но хотя бы такого количества мандатов, которого хватит для создания боеспособной фракции.
Как видим, ничего из вышеперечисленного, кроме «социальной демократии и экономического патриотизма» новый лидер предложить не может. А если учесть, что партия еще не зарегистрирована и, стало быть, пока не может претендовать на участие в парламентских выборах, то времени на ее раскрутку остается очень мало, настолько мало, что вряд ли ей удастся провести в парламент своих людей.
Оксана Генриховна слишком поздно вышла из СР и слишком поздно стала формировать свою организацию. Это надо было делать раньше. Хотя, если учесть, что на предстоящих выборах в ГД РФ в предстоящем избирательном цикле предусмотрены выборы и по одномандатным округам, то у Дмитриевой, несомненно, есть шанс получить проходной билет в парламент.
Рассказывают, что соглашаясь «украсить» тогда еще «партию выхухоли», Оксана Генриховна потребовала, чтобы в лоно организации были приняты ее муж — Иван Грачев, ее подруга — Наталья Петухова и ее (Дмитриевой) верный помощник — Дмитрий Ушаков. Просьба дамы была удовлетворена. Возник этакий семейно-дружеский междусобойчик. Вскоре соратники один за другим покинули СР, чтобы перетечь во вновь создаваемую структуру. Но если в тот раз друзей и родственников удалось продвинуть через партию в парламент, то сегодня это вряд ли возможно. Профессионалов много, а вот профессиональных партий — по пальцам сосчитать.