Граждане протестуют, но даже они не знают истинной цены "пенсионной реформы"

Допустив формулировку об отсутствии необходимости дополнительных бюджетных ассигнований, на что рассчитывало правительство? Вероятно, исключительно на ту “экономию”, которая будет получена за счет увеличения срока выхода на пенсию существенного количества граждан.

При этом данная “экономия” с самого начала имеет все признаки финансовой пирамиды. Хотя бы потому, что повышенную пенсию будут получать  неработающие пенсионеры за счет тех, срок выхода на заслуженный отдых которых будет увеличен. В проекте поправок в закон не говорится за чей счет будет повышен размер пенсий тех, который уйдут после увеличения возраста. Логично предположить, что и им пенсия может быть повышена за счет следующей категории граждан, чей срок выхода также надо будет повышать.

Но если учесть, что при существующей сегодня средней продолжительности жизни в РФ, немалая часть “первой волны пенсионеров” не доживет” до пенсии, то надбавка, полученная за их счет вряд ли будет достаточной не только для увеличения размеров пенсий неработающих пенсионеров, но и для “прочих” расходов.

Нетрудно заметить, что индексации пенсий падали вместе с экономикой. Так что дело не в сроках, а в экономической росте

Механическое перераспределение высвободившихся средств, львиная доля которых, как полагает правительство, пойдет на повышение размера пенсий неработающих пенсионеров, однако. не учитывает целый ряд факторов.

Один из самых острых - трудоустройство тех, чей возраст выхода на пенсию будет увеличен.

В Сети есть немало публикаций, которые комментируют правительственный законопроект. В них подробно говорится о том, какие возраста затронет “пенсионная реформа”, как будет осуществляться выход, даны таблицы и иные пояснения. Только вряд ли вы найдете информацию о том, а сколько же граждан не выйдут на пенсию по-старому, начиная  с 2019 и заканчивая 2034 годом?

Эту цифру прячут не случайно. Если учесть, что “реформа” затронет лиц, которые родились с 1959 по 1971 год, то станет очевидным: это поколение граждан, который родились в период послевоенного советского беби бума, т.е. речь может идти о миллионах. В среднем по РФ каждый год на пенсию уходит чуть больше одного миллиона граждан. Мы можем предположить, что в период с 2019 по 2034 год на пенсию не будут уходить от 1 до 1,5 млн человек в год. В общей сложности это, приблизительно 15-20 млн человек. Конечно, они не уйдет на пенсию одновременно, однако по мере приближения к “новому пенсионному возрасту” их” естественное давление на бюджет” будет только нарастать.

Уникальное в своем роде фотография. СССР 80-е годы. Дедушки-пенсионеры на прогулке с внуками, которым в возрасте их дедушке предстоит еще пахать и пахать

И первый самый острый вопрос - это вопрос трудоустройства. Как мы уже не раз отмечали, рынок труда в РФ был “заморожен” и фактически не регулировался и тем более не развивался. Нетрудно предположить, что в ближайшее время (начиная с 2019 года) этот рынок окажется не готовым для “приема” такого большого количества “новых безработных”. А это значит, что правительству предстоит увеличить пособия по безработице. Но не только пособия, но и средства. необходимые на модернизацию рынка труда. Работы здесь - непочатый край, начиная с учета нетрудоспособных и заканчивая их переобучением.

Глава Минтруда Максим Топилин уже озвучил цифру в 5 млрд руб. в год на переобучение и переподготовку будущих пенсионеров. Полагаем, что он назвал лишь общую и, скорей всего, нижнюю планку затрат на модернизацию рынка труда.

Не стоит забывать и о том, что на рынке труда появятся не только “новые пенсионеры”, но и категории граждан других возрастов, в частности, молодежь, которая вне всякого сомнения, понесет потери в результате планируемых изменений в пенсионной системе.

Кроме затрат на модернизацию рынка труда, нужно будет что-то делать и с теми, кто утратил трудоспособность еще до выхода на пенсию по-новому закону, а таких граждан будет немало, если учесть. что в РФ есть еще немало производств, работающих на основах технологической эпохи индустриального типа. Несмотря на то, что правительство “по-тихому” вывело вредные профессии в разряд  “безвредных”, этот формальный подход никак не отразился на здоровье граждан.

Типичный документ ближайшее будущего

Сталевары, шахтеры, водители- дальнобойщики, электрики, сварщики, рыбаки - вредных профессий на самом деле очень много,  вряд ли будут работоспособны в свои 60 лет. Стало быть, им придется, как минимум, хлопотать о получении хотя бы инвалидности III группы. Понятно, что и здесь уже есть указания медкомиссиям, давать таким инвалидам от ворот поворот, но это опять-таки не повысит их работоспособность. В любом случае какую-то часть граждан предстоит переводить в разряд инвалидов, а это все те же дополнительные ассигнования. которые не предусмотрены в проекте поправок к закону о пенсиях.

Даже без оформления инвалидности, таким гражданам придется чаще, чем другим обращаться за медицинской помощью. Поэтому понадобится не только очередное реформирование нынешней системы здравоохранения, но и все те же ассигнования из бюджета, хотя бы на дотации на так называемые жизненно важные лекарства.

Если в этом направлении ничего не делать, то мы можем столкнутся с резким всплеском смертности в стране.

Не стоит забывать и о так называемой монетизации льгот, которые установлены законом гражданам выходящим на пенсию по-старому. Придется все эти льготы отменять и переносить на более поздний возраст. Если же их не отменять, то нагрузка на бюджет может существенно увеличиться.

Какой будет цена "пенсионной реформы - никто точно не знает

Таким образом дополнительные ассигнования из бюджета потребуются, как минимум по трем направлениям: рынок труда (трудоустройство “новых пенсионеров”), система здравоохранения (случаи оформления инвалидности), система льгот. К этому следует добавить и дополнительные расходы на финансирование субсидий. Например, на оплату ЖКУ для тех же инвалидов или лиц, состоящих на учете в центрах занятости.

Еще раз подчеркнем, что если не субсидировать данные направления - это может привести не только к провалу “пенсионной реформы”, но и росту смертности и социального напряжения в обществе.

Таким образом, изменения в пенсионной системе, которые по замыслу правительства не потребуют дополнительных ассигнований из бюджета, на самом деле могут привести к резкому увеличению таких ассигнований, а сама цена “реформы” может вырасти в десятки раз.

Для тех, кто так ничего и не понял, напомним, что, начатая в 2004 году реформа по монетизации льгот, по замыслу правительства должна была обойтись в  170 млрд рублей. На самом деле, она оказалась в три раза дороже. Во сколько точно выльется изменение в пенсионной системе - точно не известно. Но “бесплатными” эти изменения не будут.