Что будет, если, поручить реформу предприятия главному бухгалтеру, который начнет действовать в рамках своей бухгалтерской логики? Правильно! Все, так или иначе, будет сведено к сокращению расходов, иногда даже в той сфере, где их сокращать опасно. В конечном итоге, предприятие может стать сверхрентабельным, вот только долго ли проработает такое предприятие. А что будет если рядом с таким бухгалтером начнет работать и еще и экономист, который в своей практике будет руководствуется давно отжившей экономической теорией, скажем, теорией развитого монетаризма? Правильно! Дебет совпадет с кредитом, предприятие нащупает-таки хрупкое дно, правда, так на этом зыбком дне и останется. Именно главному бухгалтеру и плохому экономисту фактически поручено реформировать российскую экономику.

Когда кончается КЦ

Экс-министр финансов Алексей Кудрин и глава МЭР Алексей Улюкаев подготовили предложения по реформированию российской экономики, которые должны быть рассмотрены на заседании недавно возрожденного Экономического совета при Президенте РФ, которое намечено на 25 мая 2016 года.

Если вы думаете, что автор этих заметок начнет критиковать эти предложения, доказывая, что они нереальны и приведут только к углублению кризиса, то вы ошибаетесь. Критиковать эти реформы — бессмысленно, хотя бы потому, что они не являются реформами. То, что сегодня предлагают Кудрин и Улюкаев есть закрепление того состояния, в котором оказалась экономика России, пройдя путь, длиною в четверть века. О таком ее состоянии наши псевдолибералы могли только мечтать. Помог кризис, да не простой кризис, а рукотворный.

Именно кризис предоставил возможность довершить те структурные сдвиги, которые без него растянулись бы на долгие годы.

Приходится заниматься импортозамещением

Следует иметь в виду, что в России проводились не либеральные реформы, а осуществлялась ликвидация последствий так и не построенного коммунизма. Неформальный лидер российских псевдолибералов — Анатолий Чубайс в этом честно признался, сказав, что, например, приватизация, ничего общего с последующим ростом экономики не имела. Разрушая промышленный потенциал СССР, псевдолибералы боролись с коммунизмом. Согласитесь, что экономические реформы и борьба с коммунизмом — это далеко не одно и то же.

Главной задачей этой борьбы была ликвидация той «социальной нагрузки», которая, по мнению псевдолибералов, сделала советскую экономику нерентабельной, косной и неэффективной, в конечном итоге приведя ее к краху.

Поскольку в стране, где с момента ее возникновения были созданы небывалые в мире социальные гарантии, отменять их одним махом было весьма опасно, их отменяли поэтапно, от кризиса к кризису. Если вы хотя бы бегло изучите последствия всех, так называемых экономических кризисов, которые в разное время достигали нашей «тихой гавани», то вы без труда убедитесь в том, что они, каким-то чудесным образом, «снимали» одно социальное завоевание за другим. После каждого кризиса происходило не улучшение положения трудящихся масс, но их существенное ухудшение.

Будем наращивать эскпорт

Особенно это касалось того «обременительного класса», который у нас презрительно называют «бюджетниками». Бюджетники — это самое тяжелое наследие СССР. Оно и понятно, ведь в СССР не было частного сектора экономики и большинство граждан были самыми обычными государственными служащими в том смысле, что они работали по найму у государства.

Перевести этот «класс» в разряд собственников сходу не получилось, да никто этой задачи перед собой не ставил. Во-первых, потому, что с этими «дармоедами» надо было делиться приватизируемой госсобственностью, во-вторых, наличие самостоятельного класса собственников, ясно сознающих свои экономические интересы, могло создать проблемы для власти. Поэтому бюджетникам хвост, что называется, отрубали по частям, от кризиса к кризису.

Для этого постоянно реформировалась пенсионная система. Она реформируется до сих пор, при этой ее главной целью является оптимизация пенсионных начислений до такого уровня, как, например, уже давно проведена оптимизация пособия по безработице. Оно, как известно, таково, что прожить на него невозможно. Поэтому у нас и безработица очень низкая. Это сильно радует псевдолибералов, которые с пеной у рта говорят, что, несмотря на кризис, у нас безработица едва дотягивает до 6% от активного трудоспособного населения. Полагаю, что если бы пособие по безработице было равно хотя бы одному МРОТ, то к цифре в 6% можно было легко дорисовать один нолик. А так — нет пособия по безработице — нет и безработицы.

В 90-е годы биржи труда играли весьма заметную роль в жизни россиян. В настоящее время даже такое понятие, как «биржа труда» вышло из активного употребления.

Какое пособие, родной? Надень цак

Затем началась великая монетизация льгот. Это тоже была борьба с наследием коммунизма. Помните знаменитый закон «О ветеранах»? Его ведь отменили сославшись на то, что в бюджете не было, нет и, как оказалось, уже никогда не будет средств для исполнения этого закона. Автор не считает, что все эти льготы надо было сохранить. Речь идет о том, что наши ветераны должны были жить год от года лучше, а они жили год от года хуже.

Неустанная, самоотверженная, многолетняя борьба с инфляцией, начатая еще в годы правительства Гайдара, длится до сих пор, а инфляция все равно остается непобежденной. Пока есть инфляция, должны быть и борцы с ней, а, стало быть, и поводы сохранять, как саму систему, так и ее институты.

Наряду с реформой пенсионной системы, продолжалась и реформа начисления заработной платы в бюджетной сфере. Правда, называлась она не реформой, а «оптимизацией». В последнее время эта «оптимизация» достигла таких высот, что заработная плата бюджетников им уже не принадлежит изначально. Теперь даже различные штрафы бюджетная организация выплачивает из заработной платы своих сотрудников. Это — высший пилотаж.

Таким образом, за годы борьбы с «наследием коммунистического режима» удалось добиться многого, но не всего. Как мы уже отмечали, продолжить «реформы» помог кризис.

Накануне предстоящих структурных реформ, в общество стали вбрасываться различного рода мифы. Например, старейший из них — о низкой производительности труда в РФ. Доказательств этому, а также методик расчетов — никто не приводит. Зато под разглагольствования о низкой производительности труда можно оправдать не только низкую заработную плату, но и продолжать ее снижать. У вас не может быть высокой заработной платы, если у вас такая низкая производительность труда.

На халяву и уксус сладкий...

Далее, в обиход вошел и еще один миф о необходимости повышения пенсионного возраста. Почему миф? По мнению Алексея Кудрина, пенсионный возраст нужно постепенно увеличить до 63 лет и для мужчин, и для женщин.

С этим положением согласен и министр экономического развития Алексей Улюкаев, по мнению которого, повышение пенсионного возраста до 63–65 лет нужно не только для балансирования пенсионной системы, но и для снижения дефицита трудовых ресурсов. Откуда у нас возник этот дефицит? Да оттуда, откуда 6% безработных. Говорю же, начните им выплачивать нормальное пособие по безработице (хотя бы по методике Международной организации труда (МОТ) и вы увидите, что никакого дефицита трудовых ресурсов у нас нет и в помине. Напротив, существует огромная резервная армия труда.

Но именно существующая ныне методика учета занятых, приводит к рождению мифа о дефиците трудовых ресурсов. Для чего же это тогда делается? Это делается ради главной цели: сделать труд в РФ дешевле, чем где бы то ни было.

Главным достижение этого кризиса стало не только падение доходов россиян, но и тот факт, что труд в России стал дешевле, чем в Китае.

Без этого условия невозможны никакие структурные реформы Кудрина-Улюкаева. Дешевый труд это — фундамент, на котором будут возводить свое здание главный бухгалтер и плохой экономист. Подкрепим этот тезис фактами, дав слово самим реформаторам.

Дядя Вова, а ты почему уволился с работы? Да зарплату заморозили, гады...

Алексей Кудрин считает, что для достижения роста ВВП на 4% в 2019 году кроме реформ требуется дополнительно привлечь в экономику 4,5 млн человек и 40 трлн руб. инвестиций в основной капитал. Одним из главных источников инвестиций должны стать свободные ресурсы, накопленные на счетах российских компаний.

Что же это за компании, у которых накоплены ресурсы на счетах и накоплены ли они? Эту загадку решает Алексей Улюкаев, когда говорит о необходимости заморозки роста заработной платы россиян для того, чтобы предприятия могли инвестировать в основной капитал! Сюда же следует добавить и эти самые 4,5 млн человек, которые никак не хотят привлекаться в экономику, явно уступая это дело мигрантам. Как их привлечь? Да всячески! Начиная с увеличения пенсионного возраста и заканчивая сокращением и заморозкой заработной платы. Если вообще ликвидировать пенсии и пособия, рано или поздно люди пойдут искать работу, за которую платят хоть какие-то деньги.

При этом оба и бухгалтер и плохой экономист в один голос призывают наращивать экспорт. Даже не углеводородов, куда его еще наращивать, а, так называемых, небиржевых товаров.

Например, Минэкономразвития считает необходимым переключиться с господдержки проблемных предприятий на поддержку непосредственно экспорта.

К сожалению, доля экспорта «всего остального», кроме сырья, у нас невелика. Ее и предполагается нарастить, перестав делать ставку на углеводороды. Цель — благая, но вот непонятно за счет чего мы сможем не просто нарастить экспорт, но и закрепиться на мировых рынках. Во-первых, на этих рынках, нас никто не ждет. Все уже захвачено и поделено до нас и без нас. Во-вторых, у нас нет технологических возможностей да и ресурсов ( в том числе, как это не парадоксально, трудовых), которые бы позволяли экспортировать продукцию высокого передела. В-третьих, для наращивания экспорта даже того, что мы еще умеем делать или в ближайшее время делать все-таки научимся, нужен демпинг. Он в наших условиях может быть обеспечен исключительно за счет дешевого (желательно дармового) труда. Вот к этому третьему условию и направлены все усилия новых реформаторов.

Если ты подумаешь, что эта хреновина - не транклюкатор, это будет последняя мысль в твоей чатланской башке

Ни один из них в своих реформаторских бреднях даже и не упомянул о повышении внутреннего спроса. Но ведь он возможен только при росте доходов, а этот рост в программе реформ не просматривается.

Таким образом, мы и подошли с вами к выявления того самого фундамента, на котором будет базироваться новая структура экономики России.

Без структурных реформ российская экономика останется на «дне» (вероятно, на том самом, которое недавно нащупал Алексей Улюкаев) и не будет расти, заявил Алексей Кудрин.

Кудрин также сказал, что экономика нуждается в решительных действиях со стороны властей. «Мне кажется, что нашей экономике сейчас определенной решительности не хватает. Мы оттягиваем важные реформы. Это станет причиной и оттягивания начала экономического роста», — полагает он.

В чем же выражается эта нерешительность власти? По нашему мнению, власть колеблется лишь по трем направлениям: увеличению пенсионного возраста, заморозке заработной платы и введению новых налогов. Во всем остальном власть вполне решительна. Полагаю, что большинство россиян уже успело это испытать на собственной шкуре.

Пусть расцветает сто цветов

Подведем некоторые итоги. Итак, для полной реализации структурных реформ в РФ необходимо максимально удешевить труд. Это и есть главное условие для экономического роста. Целью этого роста будет сам рост, минуя рост доходов трудящихся. Предполагается, что после обеспечения роста ради роста, в будущем возможен и рост доходов. Классический китайский вариант, когда китайцам предложили затянуть пояса, трудиться в поте лица своего беспробудно и за копейки для того, чтобы в будущем получать достойные зарплаты.

Самое же интересное состоит в том, что эти идеи принадлежат не лично Кудрину и тем более не лично Улюкаеву, а рождены в недрах МВФ и примкнувшего к нему Всемирного Банка. Господа реформаторы даже говорят терминами, которые широко используются в МВФ. Наряду с терминами предлагаются и концепции. Так что ничего нового и тем более самостоятельного наши преобразователи не придумали. Если все эти идеи роста прорабатывались в недрах МВФ, где контрольный пакет акций принадлежит нашим западным партнерам, то нетрудно догадаться, в чьих интересах будут проводиться эти структурные реформы.

Дело в том, что если довести их до логического конца, масштабный социальный взрыв в России — неизбежен, чего собственно и добиваются наши забугорные доброжелатели.


*КУ — Реформы КУ, от первых букв фамилий Кудрин и Улюкаев